г. Москва |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А41-69555/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гамолиной Ю. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - администрации городского поселения Можайск - Баранова Е.А. (по доверенности от 29.12.2015 N 131),
от заинтересованного лица - администрации Можайского муниципального района Московской области - Шейко М.А. (по доверенности от 25.03.2016 N 1466),
от заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - Самосват Н.С. (по доверенности от 21.09.2015 N 61),
от третьего лица - Быкова Е.В. - Быков Е.В. (по паспорту),
от третьего лица - Быкова В.П. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ООО "Триугольник" - Триполитов В.П. (по приказу N 1 от 13.04.2010, выписки из протокола N 1 от 30.03.2010)
от третьего лица - Николаевой О.Г. - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании заявление администрации городского поселения Можайск к администрации Можайского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, третьи лица: ООО "Триугольник", Николаева О.Г., Быков В.П, Быков Е.В., о признании незаконным отказа администрации Можайского муниципального района Московской области, об обязании утвердить схему расположения земельного участка, о снятии земельного участка с кадастрового учета.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Можайск обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского муниципального района Московской области и ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации Можайского муниципального района Московской области утвердить схему расположения земельного участка под сквером,
- обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области
утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, подготовленную администрацией городского поселения Можайск,
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:18:0010102:29.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Триугольник", Николаева О.Г., Быков В.П.
Решением от 24.12.2015 удовлетворены требования, заявленные к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, возложена обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:18:0010102:29. В удовлетворении остальной части требований, заявленных к Администрации Можайского муниципального района Московской области, отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Триугольник" и Быков Е.В. обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм права.
В судебном заседании 28.03.2015 представителем администрации городского поселения Можайск заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по мотиву принятия судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно, Быкова Е. В.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из определения суда первой инстанции от 17.11.2015 следует, что 3-и лица, в том числе Быков В. П., были привлечены к участию в деле по инициативе суда по результатам исследования кадастрового дела земельного участка с номером 50:18:0010102:29.
При этом, из материалов данного дела следует, что заказчиком кадастровых работ является Быков Евгений Викторович, а не Быков В. П.
Кроме того, согласно Постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А41-44893/12 на Администрацию Можайского муниципального района Московской области возложена обязанность в месячный срок организовать проведение с участием лиц, подавших заявление о выборе земельного участка, торги по продаже права на заключение договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, площадью 1541 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Академика Павлова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания".
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А41-44893/12 разъяснено, что Администрация Можайского муниципального района Московской области обязана в месячный срок организовать проведение с участием лиц, подавших заявление о выборе земельного участка, открытые торги по продаже права на заключение договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, площадью 1541 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Академика Павлова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания", но при участии ООО "Триугольник" и Быкова Е.В.
Таким образом, судебный акт по настоящему спору (о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29) может повлиять на их права или обязанности Быкова Евгения Викторовича по отношению к сторонам спора.
Из представленного с апелляционной жалобы Быкова Евгения Викторовича заявления Быкова В. П. следует, что Быков В. П. и Быков Е. В. проживают по одному адресу, являются сыном и отцом.
Поскольку в суде первой инстанции Быков Евгений Викторович к участию в деле привлечен не был, имеются основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку решение суда первой инстанции принято судом о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле (Быкова Евгения Викторовича).
Определением от 28.03.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Быкова Евгения Викторовича
В судебном заседании представитель администрации городского поселения Можайск заявила об уточнении заявленных требований.
Представители иных лиц, участвующих в деле, не возражали против принятия уточнения требований.
На основании ст. 49 АПК РФ апелляционным судом принято уточнение заявленных требований. Заявлены требования:
- признать незаконным отказ администрации Можайского муниципального района Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка под сквером,
- обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, подготовленную администрацией городского поселения Можайск,
- признать недействительными и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, расположенного по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Академика Павлова.
Представитель администрации городского поселения Можайск поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Можайского муниципального района Московской области признала заявленные требования.
Представитель ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области оставила рассмотрение заявления на усмотрение суда.
Представитель ООО "Триугольник" возражал против заявленных требований.
Быков Е. В. возражал против заявленных требований.
Согласно ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Поскольку третьи лица, ООО "Триугольник", Быков Е. В., возражают против удовлетворения заявленных требований и против принятия судом признания иска, суд не принимает признание иска представителем администрации Можайского муниципального района Московской области, поскольку это нарушает права третьих лиц.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Постановлением Главы Можайского муниципального района Московской области от 29.01.2009 N 89-П "О передаче имущественного комплекса МУП "Парк-сервис" в собственность городскому поселению Можайск Можайского муниципального района Московской области" из муниципальной собственности района в муниципальную собственность городского поселения Можайск передан сквер, расположенный по адресу: Московская область, г.Можайск, ул.Академика Павлова, д.1, 2, 3. Постановлением Главы городского поселения Можайск от 07.06.2010 N 381-П "Об изъятии муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП "Можайский парк-сервис" и принятии имущества в муниципальную казну городского поселения Можайск Московской области" администрация городского поселения Можайск приняла в муниципальную казну городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области имущество, в том числе сквер, расположенный по адресу: Московская область, г.Можайск, ул.Академика Павлова, д.1, 2, 3. В реестре муниципальной собственности городского поселения Можайск объекту присвоен порядковый номер 17.13.
В ходе проведения кадастровых работ по формированию земельного участка под сквером была подготовлена схема расположения земельного участка площадью 4 993 кв.м на кадастровом плане территории и направлена на утверждение в администрацию Можайского муниципального района Московской области. Однако, Администрацией Можайского муниципального района Московской области в утверждении схемы было отказано в связи с наложением границ формируемого земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, вид разрешенного использования "для строительства торгово-офисного здания" (письмо N 3080/01.24 от 07.08.2015).
Посчитав отказ Администрации Можайского муниципального района Московской области незаконным, Администрация городского поселения Можайск обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Закона о государственном кадастре недвижимости).
При этом описание местоположения границ земельного участка, его площадь являются уникальными характеристиками, сведения о которых вносятся в ГКН (пункты 3, 6 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Требование администрации городского поселения Можайск о признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, фактически является требованием о снятии объекта с кадастрового учета, потому что в результате удовлетворения данного требования указанный участок утратит свои индивидуальные характеристики и не будет являться объектом гражданских прав.
Снятие объекта недвижимого имущества с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Законом о государственном кадастре недвижимости.
Так, положения Закона о государственном кадастре недвижимости предусматривают возможность снятия с учета земельного участка в следующих случаях:
- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п. 2 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;
- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п. 4 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер; если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 ст. 24 Закона случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности городского поселения Можайск от 19.08.2015, в муниципальную собственность городского поселения Можайск принят сквер, расположенный по адресу: Московская область, г.Можайск, ул.Академика Павлова, д.1, 2, 3, объекту присвоен порядковый номер 784(прежний реестровый номер 17.13) (л.д.26).
В материалы дела представлено независимое заключение N 38/2015 кадастрового инженера Ю.А.Яковлева по проведению контроля материалов межевания, из которого следует, что границы земельного участка с условным номером :ЗУ1 площадью 4 993 кв.м по координатам, представленным в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которые просил утвердить заявитель, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, расположенного по адресу: Московская область, г.Можайск, ул.Академика Павлова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания, площадь участка - 1541 кв.м.
Как указывает представитель администрации городского поселения Можайск, участок с кадастровым номером 50:18:0010102:29 поставлен на кадастровый учет 14.05.2012, т.е. после регистрации права муниципальной собственности администрации городского поселения Можайск на сквер, расположенный на данном участке. Следовательно, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29 с видом разрешенного использования: для строительства торгово-офисного здания, и его возможное последующее предоставление под строительство нарушает исключительное право собственника объекта на земельный участок под объектом, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о кадастре, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма Закона о кадастре носит общий характер и, по сути, регламентирует деятельность органа кадастрового учета.
Между тем, произвольное снятие с кадастрового учета земельного участка без учета прав и законных интересов лиц, заинтересованных в таком земельном участке, права которых могут быть нарушены снятием этого земельного участка с кадастрового учета, не допустимо.
Заявляя требования, администрация городского поселения Можайск не приняла во внимание, что вступившим в законную силу Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А41-44893/12 на Администрацию Можайского муниципального района Московской области возложена обязанность в месячный срок организовать проведение с участием лиц, подавших заявление о выборе земельного участка, торги по продаже права на заключение договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, площадью 1541 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Академика Павлова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания".
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 по делу N А41-44893/12 разъяснено, что Администрация Можайского муниципального района Московской области обязана в месячный срок организовать проведение с участием лиц, подавших заявление о выборе земельного участка, открытые торги по продаже права на заключение договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29, площадью 1541 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Академика Павлова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания", но при участии ООО "Триугольник" и Быкова Е.В.
Согласно ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Доказательства исполнения указанных судебных актов, в том числе проведения открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29 с участием ООО "Триугольник" и Быкова Е.В., в материалы дела не представлены.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29 на территории общего пользования не является основанием для отказа от применения ст. 16 АПК РФ и общего правового принципа обязательности судебных актов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что вступивший в законную силу судебный акт, для исполнения которого необходим земельный участок с кадастровым номером 50:18:0010102:29, не исполнен, основания для удовлетворения требования о признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0010102:29 отсутствуют.
В удовлетворении требований, заявленных к Администрации Можайского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории следует отказать, поскольку на момент рассмотрения обращения участок с кадастровым номером 50:18:0010102:239 не был снят с кадастрового учета и утверждение схемы повлекло бы наложение границ участков, что не соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенное, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
На основании ст. 110 АПК РФ госпошлина, уплаченная ООО "Триугольник" и Быковым Е. В. при предъявлении апелляционных жалоб подлежит взысканию с администрации городского поселения Можайск.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2015 по делу N А41-69555/15 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации городского поселения Можайск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Триугольник" расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Взыскать с Администрации городского поселения Можайск в пользу Быкова Евгения Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69555/2015
Истец: Администрация городского поселения Можайск, Быков Евгений Викторович
Ответчик: Администрация Можайского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Московской области
Третье лицо: Быков В. П., Быков Евгений Викторович, Николаева Ольга Георгиевна, ООО "Триугольник", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области