город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2016 г. |
дело N А32-44150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ФГКУ "СК ТУ ИО": Колясникова Ю.С., паспорт, по доверенности от 19.02.2016 N 17,
от ГУ КРО ФСС: Антонова А.А., паспорт, по доверенности от 18.12.2015 N 01-15/04/27029,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2016 по делу N А32-44150/2015, принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконными акта проверки, решений, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СК ТУ ИО") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС) о признании незаконными акта выездной проверки от 05.10.2015 N 447, решения от 29.10.2015 N 447 о непринятии к зачету, решения от 29.10.2015 N 447об отказе в выделении средств, об обязании возместить расходы в сумме 30 470,09 руб.
Решением суда от 15.02.2016 в части требования о признании незаконным акта камеральной проверки от 05.10.20125 N 447 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "СК ТУ ИО" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при отсутствии подтверждающих документов отчет по форме 4 ФСС не был бы принят фондом у ГУ "Хостинская КЭЧ района 256 КЭУ МО РФ"; решение о зачете (возврате) суммы страховых взносов в установленный законом срок принято не было; акт проверки является ненормативным правовым актом.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования управления.
Представитель ГУ КРО ФСС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФГКУ "СК ТУ ИО", являясь правопреемником ГУ "Хостинская КЭЧ района 265 КЭУ ГлавКЭУ МО РФ" обратилось в Фонд социального страхования за возмещением задолженности, возникшей на 12.10.2011 по произведенным расходам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователем Федеральным государственным учреждением "Хостинская квартирно-эксплуатационная часть района Квартирно-эксплуатационного управления Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации" в сумме 30 470,09 руб.
В период с 22.06.2015 по 22.09.2015 Фондом социального страхования была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, результаты которой зафиксированы в акте камеральной проверки N 447 от 05.10.2015.
На основании результатов проверки Фондом социального страхования были приняты решение от 29.10.2015 N 447 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и решение от 29.10.2015 N 447 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Основанием вынесения решения послужил вывод фонда о том, что страхователем не представлены необходимые документы, подтверждающие расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Считая незаконными акт проверки и решения фонда, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 -ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. При этом в соответствии с частью 2 настоящей статьи в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 -ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
На основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" ГУ "Хостинская квартирно-эксплуатационная часть района Квартирно-эксплуатационного управления Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации" прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с извещениями N 149 от 26.12.2011 от ГУ "Хостинская квартирно-эксплуатационная часть района Квартирно-эксплуатационного управления Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации" в ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России была передана задолженность Фонда социального образования в сумме 30470,09 руб.
В соответствии с полученной заявителем справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам N 134 от 03.10.2013 Фондом был подтвержден факт наличия по состоянию на 01.01.2013 задолженности Фонда перед страхователем по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 30 470,09 рублей.
В целях возмещения расходов на выплату пособий на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 30 470,09 рублей заявителем в Фонд направлено письмо N 141/3/3-9742.
По требованию N 447 от 22.06.2015, от 07.09.2015 для проведения проверки были запрошены следующие документы:
1) листки нетрудоспособности с расчетами за 2011 год;
2) документы бухгалтерского учета (лицевые счета, справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности) для проверки правильности исчисления пособий;
б) пособие по беременности и родам:
3) трудовые договоры сотрудников, которым начислялись и выплачивались пособия по временной нетрудоспособности в 2011 году.
В установленный Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ период страхователь вышеперечисленные затребованные документы для подтверждения правомерности произведенных расходов не представил.
При таких обстоятельствах, ГУ КРО ФСС были вынесены законные решения об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 30 470,09 рубль.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание ссылки заявителя на то, что при отсутствии подтверждающих документов отчет по форме 4 ФСС не был бы принят фондом у ГУ "Хостинская КЭЧ района 256 КЭУ МО РФ".
Установленная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого ненормативного акта, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела заявителем с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих представление Фонду необходимых документов в целях подтверждения права на возмещение сумм расходов на социальные выплаты.
Судом также не принимаются во внимание доводы о том, что Фондом не было принято в установленный законом срок решение о зачете (возврате) суммы страховых взносов.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств обращения в Фонд с заявлением о возмещении произведенных расходов в пределах срока, установленного пунктом 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы заявителя о том, что акт проверки является ненормативным правовым актом.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый акт не обладает признаками ненормативного акта, подлежащего оспариванию в арбитражном суде.
По своей правовой природе акт проверки является документом, фиксирующим результаты проведенной органом государственного контроля проверки соблюдения законодательства в целях подтверждения права на возмещение соответствующих сумм расходов.
Таким образом, акт проверки может являться одним из доказательств для вывода о допущенных страхователем нарушениях законодательства и подлежит исследованию уполномоченным органом в качестве основания для решения вопроса о принятии/непринятии расходов и наличии оснований для их возмещения.
Обжалование доказательств и документов, полученных в ходе проверки, действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Акт проверки не создает для заявителя каких-либо обязанностей, не влияет на осуществление его прав. Сам по себе оспариваемый акт проверки не является основанием для привлечения заявителя к ответственности, не создает для него обязанностей и не влияет на осуществление прав в сфере социального страхования.
По результатам проверки фондом приняты решения от 29.10.2015 N 447, создающие для заявителя правовые последствия (в виде отказа в принятии расходов к зачету и в выделении средств бюджета фонда в целях возмещения расходов).
Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке и оспорено управлением в рамках настоящего арбитражного дела А32-44150/2015.
Таким образом, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение от 15.02.2016, основания для отмены которого отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Государственная пошлина в размере 1500 рублей, отсрочка уплаты которой была предоставлена ФГКУ "Северо-Кавказское ТУ ИО" при обращении с апелляционной жалобой, подлежит взысканию с управления в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 февраля 2016 года по делу А32-44150/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44150/2015
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГУ Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ