г. Москва |
|
27 апреля 2016 г. |
Дело N А41-84435/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Мидия" - Чурочкина Г.И (по доверенности от 01.10.2015), Кувыркина О.В. (по доверенности от 01.10.2015),
от заинтересованного лица - Администрации Сергиево-Посадского муниципального района - Фесченко Ю.А. (по доверенности от 22.09.2015),
от третьего лица - Министерство имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Администрация городского поселения Краснозаводск - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2016 по делу N А41-84435/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мидия" к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района о признании незаконным отказа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского поселения Краснозаводск,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мидия" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений):
- признать незаконным отказ Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в выборе земельных участков, оформленный письмом от 14.07.2015 г. исх.N 3-266.
- обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области совершить действия по предварительному согласованию мест размещения объектов - строительной базы общей площадью 8000 кв.м, а именно: производственного помещения общей площадью 600 кв.м, гаража для автомобилей и спецтехники общей площадью 2500 кв.м, двух складов для хранения строительных материалов общей площадью 3 500 кв.м. на земельном участке площадью 15 000 кв.м. на территории кадастрового квартала 50:05:0110203, расположенном по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе г.Краснозаводск; - складского комплекса общей площадью 12 000 кв.м, а именно: трех складов общей площадью 9000 кв.м, гаражного бокса общей площадью 1000 кв.м, офисного помещения на земельном участке площадью 50 000 кв.м на территории кадастрового квартала 50:05:0110217, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе г.Краснозаводск, и выбору земельных участков для размещения объектов в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта общества с ограниченной ответственностью "Мидия" от 22.01.2015 г.
- обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района издать постановление о согласовании и утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастровых кварталов N 50:05:0110203, N 50:05:0110217, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, в районе города Краснозаводск, площадью 50000 кв.м. под строительство складского комплекса.
- обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района издать Постановление о согласовании и утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастровых кварталов N 50:05:0110203, N 50:05:0110217, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, в районе города Краснозаводск, площадью 15000 кв.м. под строительство складского комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского поселения Краснозаводск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
23.05.2008 г. между Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрацией городского поселения Краснозаводск и ООО "Мидия" (Инвестор-застройщик) заключены инвестиционные контракты N Д-74, N Д-75 (т.1, л.д.127-152), предметом которых является реализация инвестиционного проекта по строительству инвестиционного объекта. Инвестиционные объекты возводятся на земельном участке площадью 15 000 кв.м и 50 000 кв.м, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозавродск, в районе г.Краснозаводск. В рамках инвестиционного контракта N Д-74 Инвестор- Застройщик обязуется произвести строительство строительной базы общей площадью 8000 кв.м, а именно: производственного помещения общей площадью 600 кв.м, гаража для автомобилей и спецтехники общей площадью 2500 кв.м, двух складов для хранения строительных материалов общей площадью 3 500 кв.м. Ориентировочный объем инвестиций составляет 160 000 000 руб.
В рамках инвестиционного контракта N Д-75 Инвестор-Застройщик обязуется произвести строительство складского комплекса общей площадью 12 000 кв.м, а именно: трех складов общей площадью 9000 кв.м, гаражного бокса общей площадью 1000 кв.м, офисного помещения. Ориентировочный объем инвестиций составляет 240 000 000 руб.
Пунктом 4.1. указанных инвестиционных контрактов Администрация района обязуется оказывать необходимое содействие в реализации Инвестиционного проекта по вопросам, входящим в компетенцию Администрации района, в том чисел обеспечивать подготовку и своевременное принятие правовых актов, необходимых для реализации проекта.
В свою очередь, ООО "Мидия" в рамках инвестиционных контрактов обязуется принять участие в приобретении технологического оборудования для Краснозаводской больницы и благоустройстве территории в размере 600 000 руб. (п.4.3.10 Инвестиционного контракта N Д-74) и принять участие в приобретении медицинского оборудования для краснозаводской больницы в размере 2 000 000 руб. (п.4.3.10 Инвестиционного контракта
31.07.2013 г. поскольку в содержание первого этапа работ входит оформление Инвестором-застройщиком в установленном законом порядке и в соответствии с условиями Контракта правоустанавливающих документов на земельный участок (п.3.1.2), общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении двух земельных участков в аренду сроком на 5 лет, необходимых для строительства базы и складского комплекса. Данное обстоятельство установлено арбитражным судом при рассмотрении дела N АА41-14417/15, решение по делу N А41-14417/15 от 03.06.2015 г. вступило в законную силу 06.07.2015 г.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района от 23.07.2013 г. согласовано предоставление участков в соответствии с законодательством, установленный срок действия решения 6 месяцев (выписка из протокола N 248 - т.1, л.д. 125).
19.03.2014 г. в газете "Вперед" N 10с (14941с) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 15 000 кв.м и 50 000 кв.м под строительство складского комплекса.
Обществом были подготовлены схемы расположения спорных земельных участков (т. 1, л.д. 45-62 и т.1, л.д.63-68). 22.01.2015 г. общество обратилось к Главе администрации с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта (т.1., л.д. 119-120).
14.07.2015 г. администрация в ответ на обращение от 22.01.2015 г. направила в адрес общества письмо N 3-266 (т.1, л.д. 113-115). В указанном письме администрация сообщила об отказе в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что с 01.03.2015 г. в соответствии с внесенными в действующее законодательство изменениями был изменен порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством. Также в отзыве администрация сослалась на заседание градостроительного совета Московской области, на котором принято решение о нецелесообразности предоставления земельных участков под коммерческое использование путем предварительного согласования мест размещения объектов (т.2, л.д. 8-11).
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае информация о предоставлении в аренду обществу земельного участка опубликована 19.03.2014 г. в газете "Вперед" N 10с (14941с), общество обратилось с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта 22.01.2015, то есть до 01.03.2015 г. - дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление
его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Таким образом, указанная статья предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действующим законодательством предусмотрена обязательная для органа местного самоуправления процедура для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мет размещения объектов.
Довод администрации об изменении процедуры предоставления земельных участков в аренду под строительство с марта 2015 года обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи с тем, что обращение заявителя о предоставлении спорного участка состоялось до 01.03.2015 г.
Апелляционный суд также соглашается с выводами суда первой инстанции, что указание в отказе на протокол межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, согласно которому предоставление земельного участка под коммерческое использование является нецелесообразным и нерациональным, является необоснованным. Рекомендательный характер указанного решения не может в нарушение действующего законодательства являться основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
Применение положений Постановления Правительства Московской области от 08.08.2013 N 599/33 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений", согласно которому орган местного самоуправления направляет в Министерство имущественных отношений Московской области проекты решений о предварительном согласовании места размещения объекта (за исключением линейных объектов), утверждающих акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, не может быть принято во внимание. Поскольку указанное соглашение направлено на информационное взаимодействие сторон в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений.
Согласно пункту 2.2 указанного Постановления орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган по реализации соглашения проект решения с соответствующими документами для рассмотрения в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству.
Пунктом 2.3 названного Постановления предусмотрено, что градостроительный совет рассматривает проект решения и принимает одно из следующих решений: о соответствий проекта решения органа местного самоуправления требованиям законодательства и действующим документам территориального планирования; о несоответствии проекта решения органа местного самоуправления требованиям законодательства и действующим документам территориального планирования с указанием недостатков; о нецелесообразности принятия рассматриваемого проекта Решения с обоснованием.
Рекомендательный характер принятого на заседании комиссии решения, а также нецелесообразность и нерациональность предоставления спорного земельного участка заявителю не могут являться основаниями для отказа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка не соответствует действующему законодательству, при этом нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку орган местного самоуправления фактически, без надлежащего правового обоснования, лишает предпринимателя возможности осуществлять соответствующую деятельность.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Обязанность опубликовать сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, равно как и выбор периодического издания, к котором осуществлялась публикация была возложена на администрацию. Выполнение данной обязанности не зависели от воли общества. Поэтому общество не может нести негативные последствия за выбор администрацией того или иного периодического издания для публикации сообщения.
Правовая позиция, изложенная судом первой инстанции, соответствует правовой позиции, изложенной Арбитражным судом Московского округа в делах N А41-27802/15, А41-57397/15, А41-12016/15, А41-12021/15.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2016 по делу N А41-84435/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84435/2015
Истец: ООО "Мидия"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Муниципальное казенное учреждение "Администрация городского поселения Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района Московской области", Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области