г. Москва |
|
29 апреля 2016 г. |
Дело N А41-77698/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" - Егоров Е.В. (по доверенности от 03.02.2016),
от заинтересованного лица - Администрации Мытищинского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "Арт Фэктори Групп Продакшен" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2016 по делу N А41-77698/15, принятое судьей И.В. Гейц, по заявлению общества ограниченной ответственностью "Арт Фэктори Групп Продакшен" к Администрации Мытищинского муниципального района об оспаривании бездействий, ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" (далее - заявитель, общество, ООО "АФГ Продакшен") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации Мытищинского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация), с требованиями:
- признать незаконным бездействие Администрации Мытищинского муниципального района в невыдаче ООО "АФГ Продакшен" разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договору N 19/14 от 15 января 2015 года в период с 15 января 2015 года по 13 июля 2015 года;
- признать незаконным решение Администрации Мытищинского муниципального района о выдаче ООО "АФГ Продакшен" разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договору N 19/14 от 15 января 2015 года на срок менее 5 лет (с 13 июля 2015 года до 14 января 2020 года);
- обязать Администрацию Мытищинского муниципального района выдать ООО "АФГ Продакшен" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договору N 19/14 от 15 января 2015 года сроком на 5 лет;
- признать незаконным возложение Администрацией Мытищинского муниципального района на ООО "АФГ Продакшен" обязанности по оформлению земельного ордера и необходимости выполнения в связи с этим кадастровых работ (производство топосъемки) за счет ООО "АФГ Продакшен";
- обязать Администрацию Мытищинского муниципального района произвести перерасчет платы по договору N 19/14 от 15 января 2015 года, засчитав полученные от ООО "АФГ Продакшен" денежные средства по платежным поручениям N 318 от 26.05.2015, N 319 от 26.05.2015, N 320 от 26.05.2015, N 321 от 26.05.2015 в сумме 408 273 рубля 29 копеек, в том числе НДС 62 278 рублей 97 копеек, за III и IV кварталы 2015 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Администрации Мытищинского муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
15.01.2015 г. по итогам проведенного аукциона между Администрацией Мытищинского муниципального района (Администрация) и ООО "АФГ Продакшен" (рекламораспространитель) был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14 (далее - договор N 19/14), в соответствии с которым ООО "АФГ Продакшен" предоставлено право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, места размещения и характеристики которых указаны в приложении N 1 к Договору, и согласно Приложению N 1 срок действия договора установлен пять лет (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.1 договора N 19/14, рассматриваемый договор вступает в силу с момента подписания и действует в части предоставленного рекламораспространителю права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций - в течение срока, указанного в приложении N 1 к настоящему договору, в части обязательств рекламораспространителя - до полного исполнения.
Согласно п. 4.3 договора N 19/14 рекламораспространитель обязуется:
- получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и осуществлять их установку и эксплуатацию строго в соответствии с указанными разрешениями (п. 4.3.1 договора);
- при монтаже, эксплуатации и демонтаже рекламных конструкций обеспечить соблюдение нормативных правовых и нормативно-технических актов, в том числе соответствующих Техническому заданию, касающихся правил размещения наружной рекламы, а также муниципальных правовых актов в области благоустройства.
13.07.2015 г. ООО "АФГ Продакшен" выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции со сроком действия до 14.01.2020 г.
Полагая, что рекламная конструкция не установлена и не эксплуатируется в связи с отсутствием необходимых согласований для оформления земельного ордера, что возложение администрацией на общество обязанности по выполнению для этих целей кадастровых работ влечет дополнительные расходы; администрацией необоснованно затянуты сроки выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; получение администрацией платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции за I и II кварталы 2015 года в сумме 408 273 рубля 29 копеек, в том числе НДС 62 278 рублей 97 копеек неправомерным, поскольку в указанный период ООО "АФГ Продакшен" в силу отсутствия разрешения не представлялось возможным реализовать предусмотренное договором N 19/14 право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, общество обратилось в суд с указанными требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, проводятся после утверждения схем размещения рекламных конструкций, которая в соответствии с частью 5.8 данной статьи должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика ложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно подпункта 15.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок и процедуру выдачи таких разрешений.
Разрешение на установку выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Положением о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории Мытищинского муниципального района Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 20.02.2014 г. N 80/4 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), установлены требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества, находящегося в частной собственности, а также собственности муниципального образования "Мытищинский муниципальный район Московской области", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления Мытищинского муниципального района Московской области, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, порядок выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Установка и эксплуатация рекламных конструкций на имуществе любой формы собственности, распространение социальной рекламы осуществляются на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (п. 1.10 вышеуказанного Положения).
Согласно п. 61 вышеуказанного Положения, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается Администрацией Мытищинского муниципального района лицу, заключившему с собственником земельного участка либо иной недвижимости договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а если рекламная конструкция устанавливается на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, - лицу, признанному победителем конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с п. 6.2. Положения, для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции рекламораспространитель (далее - заявитель) представляет в администрацию Мытищинского муниципального района документы, содержащие сведения, относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, определенные также в Административном регламенте предоставления соответствующей муниципальной услуги:
- заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме (приложение к настоящему Положению - не приводится);
- данные о заявителе: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - сведения с указанием адреса местонахождения (юридического и фактического), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), банковских реквизитов, должностей и фамилий руководителя и главного бухгалтера, номеров их телефонов, данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в виде копии свидетельства о регистрации - для юридических лиц, свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя - для физических лиц;
- цветные фотографии (10 x 15) рекламного места с нанесенной на него в соответствующем изображению масштабе рекламной конструкцией и без нее, а также размещенного рекламного изображения на фотобумаге и электронном носителе;
- дизайн-проект рекламной конструкции, согласованный с Управлением градостроительного развития Мытищинского муниципального района;
- заключение о технической экспертизе проектной документации рекламной конструкции;
- адрес и схему предполагаемого места размещения рекламной конструкции;
- документ об оплате государственной пошлины;
- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный согласно частям 5 - 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", являющийся подтверждением в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 данного Федерального закона законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (с подтверждением права собственности).
В случае, когда заявитель является собственником земельного участка, здания, сооружения или иного объекта, на котором предполагается установка объекта наружной рекламы и информации, в Администрацию Мытищинского муниципального района предоставляется копия свидетельства о праве собственности, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), выданная не позднее чем за 6 месяцев до даты обращения.
Постановлением Администрации Мытищинского муниципального района МО от 04.06.2014 N 1371 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которым определены, в том числе, сроки, порядок и последовательность действий администрации Мытищинского муниципального района при осуществлении своих полномочий при предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Согласно п. 23 вышеуказанного Регламента, при обращении за получением разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет, в том числе:
- заявление о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту;
- в случае если земельный участок, здание или иное недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, находится в государственной или муниципальной собственности, заявитель представляет копию договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного между владельцем рекламной конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проведенных органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что 15.01.2015 г. на основании протокола от 17 декабря 2014 года N 2 о результатах аукциона по итогам проведенного аукциона между Администрацией Мытищинского муниципального района (Администрация) и ООО "АФГ Продакшен" (рекламораспространитель) был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14.
Аукционная документация, а также проект договора, заключаемого с победителем аукциона по каждому лоту, были утверждены Постановлением Администрации Мытищинского муниципального района от 10.11.2014 г. N 3136.
Постановление Администрации со всеми приложениями было официально опубликовано в средствах массовой информации (межмуниципальная газета "Родники"), а также на интернет-сайте органов местного самоуправления -www.mytyshi.ru
Согласно п. 1.1 указанного договора ООО "АФГ Продакшен" предоставлено право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, места размещения и характеристики которых указаны в приложении N 1 к Договору. Согласно Приложению N 1 срок действия договора установлен пять лет.
В соответствии с п. 2.1 договора N 19/14, рассматриваемый договор вступает в силу с момента подписания и действует в части предоставленного рекламораспространителю права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций - в течение срока, указанного в приложении N 1 к настоящему договору, в части обязательств рекламораспространителя - до полного из исполнения.
Согласно п. 4.3 договора N 19/14 рекламораспространитель обязуется:
- получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и осуществлять их установку и эксплуатацию строго в соответствии с указанными разрешениями (п. 4.3.1 договора);
- при монтаже, эксплуатации и демонтаже рекламных конструкций обеспечить соблюдение нормативных правовых и нормативно-технических актов, в том числе соответствующих Техническому заданию, касающихся правил размещения наружной рекламы, а также муниципальных правовых актов в области благоустройства (п. 4.3.2 договора).
С учетом изложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции, что условиями договора прямо предусмотрена обязанность рекламораспространителя получить в установленном Законом о рекламе порядке, установленном нормативными правовыми актами, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Поэтому доводы заявителя об обязанности Администрации выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без отдельного заявления рекламораспространителя и вместе с заключением договора правомерно отклонены судом первой инстанции.
Апелляционный суд также поддерживает вывод суда первой инстанции, что общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции только 03.06.2015 г. Доказательств того, что общество ранее обращалось за получением указанного разрешения, либо обращалось в суд с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным, заявителем не представлено.
Суд первой инстанции правильно установил, что 03 июля 2015 года в адрес ООО "АФГ Продакшен" было направлено письмо N 6567-УД, в котором администрация просила направить представителя для получения бланка технического паспорта и проставления в нем необходимых согласований, бланк технического паспорта изготовлен - 09.06.2015 г.
13 июля 2015 года Администрацией Мытищинского муниципального района ООО "АФГ Продакшен" было выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 98-15 со сроком действия до 14.01.2020 г.
Согласно ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 98-15 выдано заявителю с соблюдением сроков, установленных ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе.
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу, что требования о признании незаконным решения Администрации Мытищинского муниципального района о выдаче ООО "АФГ Продакшен" разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договору N 19/14 от 15 января 2015 года на срок менее 5 лет (с 13 июля 2015 года до 14 января 2020 года), обязании Администрацию Мытищинского муниципального района выдать ООО "АФГ Продакшен" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договору N 19/14 от 15 января 2015 года сроком на 5 лет, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
15.01.2015 г. на основании протокола N 2 от 17 декабря 2014 г. о результатах аукциона по итогам проведенного аукциона между Администрацией Мытищинского муниципального района (Администрация) и ООО "АФГ Продакшен" (рекламораспространитель) был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14.
Аукционная документация, а также проект договора, заключаемого с победителем аукциона, по каждому лоту были утверждены Постановлением Администрации Мытищинского муниципального района от 10.11.2014 г. N 3136.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14 подписан сторонами 15.01.2015 г., договор вступает в силу с момента подписания, срок действия договора определен в соответствии с приложением N 1 к договору и составляет 5 лет. Таким образом, срок окончания действия договора - 14.01.2020 г.
13.07.2015 ООО "АФГ Продакшен" выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции со сроком действия до 14.01.2020 г.
Согласно ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе разрешение на установку выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Таким образом, выдача разрешения на установку рекламной конструкции на срок больший, чем установлено договором, не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно условиям договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14, срок действия договора истекает 14.01.2020 г., следовательно, выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 98-15 сроком действия с 13 июля 2015 года до 14 января 2020 года соответствует требованиям Закона о рекламе и условиям договора N 19/14. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что в соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом, гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления).
Проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является неотъемлемой частью документации об аукционе (в данном случае торгов).
Таким образом, изменение существенных условий договора, к которым относится в том числе и срок действия договора, фактически приводит к заключению нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и соответственно такой договор может быть заключен только с соблюдением процедуры торгов, закрепленной в ст. 19 Закона о рекламе.
Суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу, что требование заявителя о выдаче ООО "АФГ Продакшен" разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договору N 19/14 от 15 января 2015 года сроком на 5 лет, противоречит условиям договора, срок действия которого истекает 14.01.2020 г., и выдача такого разрешения приведет к нарушению первоначальных условий заключенного по результатам торгов договора. Конкурсная документация не содержит условий о возможности изменения срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и не ставит срок действия договора в зависимость от даты получения заявителем разрешения на установку рекламной конструкции.
Суд первой инстанции также обоснованно отказал в удовлетворении требования о признании незаконным возложения Администрацией Мытищинского муниципального района на ООО "АФГ Продакшен" обязанности по оформлению земельного ордера и необходимости выполнения в связи с этим кадастровых работ (производство топосъемки) за счет ООО "АФГ Продакшен".
В соответствии с п. 4 ст. 19 Закона о рекламе, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" установлены единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования по содержанию зданий, сооружений, требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
В соответствии со ст. 5 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" содержание территорий Московской области и мероприятия по развитию благоустройства осуществляются в соответствии с настоящим Законом и правилами благоустройства, утверждаемыми уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области (далее - уполномоченный орган) для каждого муниципального образования Московской области (далее - муниципальное образование). Элементами благоустройства в данном случае являются, в том числе, рекламные конструкции.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Постановлением Главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 31.01.2012 N 138 утверждено Положение о порядке выдачи разрешения и ордера на право производства земляных работ на территории городского поселения Мытищи.
Согласно п. 1.2 указанного Положения, земляные работы на территории городского поселения Мытищи производятся только при наличии выданной разрешительной документации.
Получение разрешения и ордера на проведение земляных работ производится в установленном настоящим Положением порядке (п. 1.3 Положения).
В соответствии с п. 2.4 указанного положения, ордер - документ, выданный администрацией городского поселения Мытищи, разрешающий проведение земляных работ при реконструкции и возведении объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, сооружений всех видов подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций на территории городского поселения Мытищи.
Таким образом, наличие ордера на проведение земляных работ, полученного в установленном порядке, является обязательным условием проведения земляных работ, а в данном случае при осуществлении монтажа рекламной конструкции.
Данное условие также содержится в п. 4.3.2 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14, из которого следует, что рекламораспространитель обязуется при монтаже, эксплуатации и демонтаже рекламных конструкций обеспечить соблюдение нормативных правовых и нормативно-технических актов, в том числе соответствующих Техническому заданию, касающихся правил размещения наружной рекламы, а также муниципальных правовых актов в области благоустройства.
В соответствии с п. 5.2. вышеуказанного Положения, заявление на получение ордера на производство земляных работ подается в письменной форме в администрацию городского поселения Мытищи уполномоченному должностному лицу (приложение N 5).
Согласно п. 5.3 Положения, для получения ордера на земляные работы следует представить следующие документы:
- заявление;
- копию учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- приказ о назначении руководителя и доверенность на представителя (при оформлении на доверенное лицо);
- приказ о назначении ответственного за производство земляных работ;
- копию разрешения на строительство;
- приказ о назначении ответственного за технадзор;
- копию свидетельства о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- копию Стройгенплана земельного участка М 1:500 с нанесением инженерных сетей, согласованиями инженерных служб города, землепользователями, на землях которых будут вестись земляные работы;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции г. Мытищи;
- гарантийное письмо о выполнении работ по восстановлению благоустройства;
- копию договора о выполнении работ по восстановлению благоустройства с владельцем объекта благоустройства (дороги, тротуары, газоны).
При наличии всей верно оформленной документации выдается ордер на производство земляных работ по форме, указанной в приложении N 6, на производство данных работ с отметкой в журнале регистрации о выдаче ордера (п. 5.4.Положения).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требований о проведении кадастровых работ для целей оформления ордера на земляные работы вышеуказанное Положение не содержит.
Суд первой инстанции обосновано указал, что предоставление копии Стройгенплана земельного участка М 1:500 с нанесением инженерных сетей, согласованиями инженерных служб города, землепользователями, на землях которых будут вестись земляные работы не требует проведения кадастровых работ, представляет собой комплекс инженерно-геодезических работ по исследованию местности и последующему составлению топографических планов и карт в определенных масштабах. Наличие копии Стройгенплана земельного участка, содержащего обозначение местоположения инженерных сетей, и содержащего согласования инженерных служб города, землепользователями, на землях которых будут вестись земляные работы, необходимо для обеспечения безопасности проводимых земляных работ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, что получение ордера на проведение земляных работ является обязательным условием проведения таких работ любыми лицами, вне зависимости от назначения таких работ.
Суд первой инстанции также обоснованно указал в удовлетворении требования об обязании Администрацию Мытищинского муниципального района произвести перерасчет платы по говору N 19/14 от 15 января 2015 года, засчитав полученные от ООО "АФГ Продакшен" денежные средства по платежным поручениям N 318 от 26.05.2015, N 319 от 26.05.2015, N 320 от 26.05.2015, N 321 от 26.05.2015 в сумме 408 273 рубля 29 копеек, в том числе НДС 62 278 рублей 97 копеек, за III и IV кварталы 2015 года.
15.01.2015 г. на основании протокола N 2 от 17 декабря 2014 г. о результатах аукциона по итогам проведенного аукциона между Администрацией Мытищинского муниципального района (Администрация) и ООО "АФГ Продакшен" (рекламораспространитель) был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14.
Результаты торгов ООО "АФГ Продакшен" не оспаривались, доказательств признания торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, заявителем суду не представлено.
Аукционная документация, а также проект договора, заключаемого с победителем аукциона, по каждому лоту были утверждены Постановлением Администрации Мытищинского муниципального района от 10.11.2014 г. N 3136, которое также не оспаривалось и не признано недействительным (незаконным).
Таким образом, проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является неотъемлемой частью документации об аукционе, и условия договора, заключаемого по итогам проведенного аукциона между Администрацией Мытищинского муниципального района и рекламораспростанителем, были известны заинтересованному лицу, как участнику проведенного аукциона. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
Размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций и порядок внесения указанной платы определен пунктами 3.1 - 3.7 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14.
Согласно п. 3.6 договора N 19/14 плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций вносится рекламораспространителем с момента подписания договора в течение всего срока его действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что факт неустановки Обществом рекламной конструкции, не освобождает заявителя об обязанности по внесению платы в соответствии с пунктами 3.1 - 3.7 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 19/14.
При этом осуществление Администрацией полномочий по выдаче разрешений на установку рекламной конструкции (муниципальная услуга) не является встречным предоставлением за исполнение своих обязанностей и администрация не вправе самостоятельно изменять условия и требования аукционной документации.
Заявитель, подписав протокол о результатах торгов, согласился с условием о начале действия договора с 15.01.2015 г. и принял на себя обязательства по выполнению до указанной даты действий, определенных в извещении о проведении торгов и доведенных до сведения потенциальных участников торгов, по внесению единовременного платежа, оформлению разрешительной документации для установки рекламных конструкций.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда от 28.10.2015 г. N 436-ПЭК15.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 15.01.2015 г. N 19/14 сторонами подписан, в судебном порядке не оспорен, доказательств признания рассматриваемого договора недействительным, суду также не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания действий (бездействия) незаконными, поскольку доказательств того, что условия рассматриваемого договора и действия Администрации Мытищинского муниципального района нарушают права и законные интересы заявителя, и возлагают на заявителя какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные договором и действующим законодательством, обществом суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы по существу не опровергают выводы суда первой инстанции. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 15.01.2015 г. N 19/14, в том числе его пункты 2.1, 3.6, 4.3 в установленном законом порядке не оспорены.
Обществом не представлены доказательства, что данный договор содержит несправедливые условия, существенным образом нарушающие баланс интересов сторон, что общество оказалось слабой стороной договора.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанциями норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2016 по делу N А41-77698/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77698/2015
Истец: ООО "АРТ ФЭКТОРИ ГРУПП ПРОДАКШЕН"
Ответчик: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области