г. Пермь |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А60-52701/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.
при участии:
от заявителя - Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (ИНН 6671118019, ОГРН 1036603990224): не явились
от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ИНН 6671151707, ОГРН 1046604000277): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 февраля 2016 года
по делу N А60-52701/2015
принятое судьей Гаврюшиным О.В.
по заявлению Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
об оспаривании ненормативного правового акта
установил,
Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 22.07.2015 N 62-13-06/3022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2016 года по делу N А60-52701/2015, принятым судьей Гаврюшиным О.В., требования Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства удовлетворены. Признано недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 22.07.2015 N 62-13-06/3022. На Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления Свердловскому областному фонду поддержки предпринимательства на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 272-ПП, Соглашением о предоставлении субсидии от 19.12.2014, заключенными с Министерством инвестиций и развития Свердловской области, Фонд являлся получателем субсидий, в обязанности которого входило целевое использование субсидий для осуществления мероприятий в 2014 году в соответствии с областной программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области". Согласно п. 25(2) Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178, в случае нецелевого использования субсидии она подлежит взысканию в доход федерального бюджета. Поскольку Фонд совершил нецелевое расходование средств субсидии в сумме 10 000 000 руб., предоставив их ООО "Молочный кит", который не являлся субъектом малого или среднего предпринимательства, то по результатам проверки Фонду было выдано оспариваемое предписание. Ссылка суда первой инстанции на судебный акт по делу N А60-52623/2014 является необоснованной поскольку в рассматриваемом деле поводом для направления Управлением в адрес Фонда предписания N62-13-06/3022 от 22.07.2015 послужили результаты другой проверки, другие обстоятельства совершения нецелевого использования субсидии.
Представитель Управления в судебное заседание не явился.
Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает, что бюджетное нарушение может быть совершено только участником бюджетного процесса. Заявитель по своему статусу не относится ни к одному из перечисленных субъектов состава бюджетного правонарушения, предусмотренного ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ, следовательно, не является также и субъектом состава правонарушения, предусмотренного ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ. По мнению заявителя, государственный финансовый контроль в отношении Фонда в части соблюдения им условий предоставления средств из бюджета мог быть осуществлен Управлением лишь в процессе проверки Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего их Фонду. Судебные акты по делу N А60-52623/2014 имеют преюдициальное значение и правомерно учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Представитель Фонда в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 27.05.2015 N 166/124-у сотрудниками Управления проведена выездная проверка использования заявителем в 2014 году средств федерального бюджета, результаты которой отражены в акте от 26.06.2015.
В ходе проверки Управлением выявлено нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выразившееся в предоставлении Фондом средств субсидий из средств федерального бюджета, предназначенных для субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров ООО "Молочный кит", которое фактически не является субъектом малого предпринимательства. В связи с чем, Управлением сделан вывод о нецелевом использовании Фондом средств, выделенных ему из федерального бюджета для предоставления субсидий.
По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области выдано предписание от 22.07.2015 N 62-13-06/3022, в котором Фонду предписано возместить причиненный указанным нарушением ущерб Российской Федерации, а именно, возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством РФ порядке сумму израсходованных не по целевому назначению средств субсидий из федерального бюджета в размере 10 000 000 руб.
Полагая, что предписание Управления не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что после списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета и ее зачисления на счет фонда указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения ст. 306.4 БК РФ. Фонд не является получателем бюджетных средств.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, согласно которым в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
Нормами ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу названной нормы Бюджетного кодекса РФ она распространяется исключительно на участников бюджетного процесса, в том числе на получателей бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения; бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Как следует из материалов дела, субсидии предоставлены Фонду в рамках заключенного с Министерством инвестиций и развития Свердловской области соглашения от 19.12.2014.
Фонд, согласно его уставу, является некоммерческой организацией, учредителями которой являются Свердловская область в лице Правительства Свердловской области и государственное учреждение "Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства" (г. Москва).
Денежные обязательства фонда и его ответственность регулируются не нормами Бюджетного кодекса РФ, а условиями соглашения, заключенного между Фондом и Министерством.
Суд первой инстанции правомерно указал, что после списания в установленном порядке денежной суммы субсидии с единого счета бюджета и ее зачисления на счет Фонда указанные денежные средства утратили статус средств соответствующего бюджета и на них не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения ст. 306.4 БК РФ. Поскольку Фонд не является получателем бюджетных средств в смысле, придаваемом этому понятию ст. 6 БК РФ, на него не распространяются и бюджетные полномочия Управления.
Согласно ч. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ государственный финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.
Таким образом, государственный финансовый контроль в отношении Фонда в части соблюдения им условий предоставления средств из бюджета мог быть осуществлен управлением лишь в процессе проверки Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предоставившего их Фонду.
В силу положений Бюджетного кодекса РФ обязанность по проверке соблюдения некоммерческими организациями целей предоставления субсидий закреплена лишь за главными распорядителями бюджетных средств, предоставивших субсидию.
Указанные обстоятельства установлены судебными актами по делу N А60-52623/2014, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для применения ч. 2 ст. 69 АПК РФ не имеется, так как предметом спора являлись различные предписания, вынесенные по результатам другой проверки, другие обстоятельства совершения нецелевого использования субсидии, отклоняются судом апелляционной инстанций как основанные на неверном толковании названной нормы права. Предмет спора в данном случае правового значения не имеет. Поскольку судебными актами по делу N А60-52623/2014 рассмотрен спор, возникший между теми же лицами, в связи с теми же обстоятельствами, которым дана соответствующая оценка, выводы изложенные в них имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Управления выдано с нарушением закона ненадлежащему субъекту, нарушает права и законные интересы Фонда и правомерно признано недействительным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2016 года по делу N А60-52701/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52701/2015
Истец: СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ