Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2016 г. N Ф09-7725/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А07-6992/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Растрыгиной О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2016 по делу N А07-6992/2015 (судья Галимова Н.Г.).
В судебное заседание явился представитель:
истца - открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Сапожников Сергей Владимирович (паспорт, доверенность от 15.09.2015 N б/н).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - ОАО "УЖХ Калининского района ГО город Уфа РБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БашРТС", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 7 826 346 руб. 50 коп. (с учетом уточнений исковых требований, заявленных истцом и принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.1, л.д.101-106).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (т.1, л.д.78. 90-91).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2016 исковые требования ОАО "УЖХ Калининского района ГО город Уфа РБ" удовлетворены частично: с ООО "БашРТС" в пользу ОАО "УЖХ Калининского района ГО город Уфа РБ" взыскано неосновательное обогащение в размере 7 826 334 руб. 50 коп. В удовлетворении исковых требований в части взыскания 12 руб. - отказано (с учетом определения об исправлении опечатки; т.5, л.д.84-95).
Кроме того, с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 62 132 руб. (т.5, л.д.84-95).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "БашРТС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.5, л.д.105-111).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "БашРТС" ссылается на то, что истцом не доказан факт неосновательного обогащения, поскольку фактические затраты ООО "БашРТС" на подогрев 1 куб.м. воды, потребленной в спорный период, превышают расчетную величину количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, использованную при установлении тарифов. Считает, что для правильного рассмотрения спора суду следовало установить фактические затраты тепловой энергии, необходимые для подогрева использованного в спорный период ресурса, исходя из технических особенностей системы горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в управлении истца. Данное обстоятельство, по мнению ответчика, подлежало установлению посредством назначения по делу судебной экспертизы, однако в удовлетворении соответствующего ходатайства было необоснованно отказано.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность судебного акта, несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Представителем ответчика представлены письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третьим лицом представлены возражения на апелляционную жалобу и ходатайство ответчика о назначении по делу экспертизы.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствие с требованиями статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 05.05.2016 в целях наиболее полного и правильного рассмотрения дела, с учетом объяснений лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на 05.05.2016 извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители ответчика, третьего лица не явились, ответчик ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Судом рассмотрено ранее заявленное ходатайство ответчика о назначении по делу судебно-технической экспертизы.
В удовлетворении ходатайства ответчика о назначении по делу судебно-технической экспертизы отказано, ввиду отсутствия оснований.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "БашРТС" (теплоснабжающая организация) и ОАО "УЖХ Калининского района ГО город Уфа РБ" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 420999/ГВС от 01.10.2013 (т.4, л.д.81-93), по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется поставить абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (пункт 8 договора).
Согласно пункту 4.2 договора срок его действия установлен с 01.10.2013.
Постановлением ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие тарифы: для населения - 63,43 руб./куб.м. (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб./куб.м. (без учета НДС).
Постановлением ГК РБ по тарифам от 01.07.2013 N 156 в постановление от 27.11.2012 N 590 были внесены изменения, а именно: тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены следующим образом: для населения - 74,08 руб./куб.м., в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м., в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
Постановлением ГК РБ по тарифам от 27.09.2013 N 195 в постановление от 27.11.2012 N 590 вновь были внесены изменения, на период с момента вступления данного постановления в силу и по 31.12.2013 установлен только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб./куб.м. - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей: 11,00 руб./куб.м. - компонент на холодную воду, 911,76 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию (тарифы указаны без учета НДС).
Для оплаты ресурса, поставленного по договору в ноябре и декабре 2013 года, ответчик выставил истцу счета-фактуры с применением двухкомпонентного тарифа, на общую сумму 68 394 256 руб. 11 коп.: за ноябрь 2013 года на сумму 33 530 890 руб. 71 коп., в том числе 5 212 008, 02 руб. - за холодную воду (401 541, 45 куб.м * 11,00 руб./куб.м * 1,18 (НДС) = 5 212 008,02 руб.), 28 318 882,69 руб. - за тепловую энергию (26 321,678 Гкал * 911,76 руб./Гкал * 1,18 (НДС) = 28 318 882,69 руб.); за декабрь 2013 года на сумму 34 863 365 руб. 40 коп. в том числе 5 414 484,99 руб. - за холодную воду (417 140, 6 куб.м * 11,00 руб./куб.м * 1,18 (НДС) = 5 414 484,99 руб.), 29 448 880,39 руб. - за тепловую энергию (27 371, 982 Гкал * 911,76 руб./Гкал * 1,18 (НДС) = 29 448 880,39 руб.) (т.1, л.д.84-86).
Данные счета были оплачены ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" в полном объеме, что подтверждается актом сверки расчетов за коммунальный ресурс "горячая вода", составленным по договору по состоянию на 21.10.2015 (т.4, л.д.121-162).
Истец, предъявляя исковые требования на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения 7 826 346 руб. 50 коп. (с учетом уточнений), ссылается на необоснованное завышение ресурсоснабжающей организацией без правовых оснований стоимости горячей воды, поставленной в ноябре-декабре 2013 года.
Истец указал на то, что организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, необоснованно в расчетах за поставленную горячую воду применена величина количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, в размере 0,0656 Гкал/куб.м., которая не предусмотрена ни договором, ни нормативными актами по регулированию тарифов, что привело к неосновательному получению денежных средств с исполнителя коммунальных услуг сверх установленных тарифов на горячую воду для населения.
Истец обратился в суд с настоящим иском, полагая, что ресурсоснабжающей организацией необоснованно в одностороннем порядке без предусмотренных действующим договором оснований была завышена стоимость ресурса, поставленного в ноябре и декабре 2013 года, а именно при расчете количества тепловой энергии (26 321,678 Гкал - в ноябре 2013 года и 27 371,982 Гкал - в декабре 2013 года), необходимой для подогрева потребленного объема воды (401 541,45 куб.м. - в ноябре 2013 года и 417 140,6 куб.м. - в декабре 2013 года), использована величина количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м. воды, равная 0,0657 Гкал/куб.м., вместо 0,0568 Гкал/куб.м. - величины количества тепловой энергии, необходимой для подогрев 1 куб.м. воды, применяемой ГК РБ по тарифам при установлении тарифов на горячую воду для населения за указанный период.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что расчет количества тепловой энергии, необходимой для подогрева потребленного в спорный период ресурса, необоснованно произведен ответчиком, исходя из количества теплоты, необходимого для приготовления 1 куб.м. горячей воды, превышающего величину 0,0568 Гкал/куб.м., примененную ГК РБ по тарифам при установлении тарифов на горячую воду для населения за указанный период.
Данные выводы суда являются правильными.
Как следует из материалов дела, ОАО "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" является управляющей организацией (исполнителем коммунальных услуг) и договор горячего водоснабжения с ООО "БашРТС" (ресурсоснабжающей организацией) заключен в целях оказания коммунальных услуг населению.
Деятельность по оказанию коммунальных услуг населению, а также в сфере водоснабжения относится к регулируемым видам деятельности в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Тариф на горячую воду при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится к тарифам, подлежащим государственному регулированию (пункты 4, 5 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и утвержденными им Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей в спорный период), тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В спорный период действовали двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, установленные постановлением ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 (в редакции постановления от 27.09.2013 N 195): для населения (тарифы указаны с учетом НДС) - 12,98 руб./куб.м. (компонент на холодную воду), 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию); для иных потребителей (тарифы указаны без учета НДС) - 11,00 руб./куб.м. (компонент на холодную воду), 911,76 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию).
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Истцом в спорный период при расчетах с потребителями применялся тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, установленный постановлением ГК РБ по тарифам от 27.11.2012 N 590 (в редакции постановления от 01.07.2013 N 156): для населения - 74,08 руб./куб.м., для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м.
Вместе с тем примененный истцом при расчетах с конечными потребителями одноставочный тариф (74,08 руб./куб.м - с учетом НДС; 62,78 руб./куб.м. - без учета НДС), и действовавший в спорный период двухкомпонентный тариф (компонент на холодную воду - 12,98 руб./куб.м. (с учетом НДС); 11,00 руб./куб.м. (без учета НДС) и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (с учетом НДС); 911,76 руб./Гкал (без учета НДС)), являются взаимозависимыми величинами.
Так, согласно пояснениям ГК РБ по тарифам (т.1, л.д.110-118), расчет тарифов производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". В соответствии с пунктом 48 упомянутых Методических рекомендаций, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м. в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались по формуле с применением показателя - количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды согласно утвержденной формуле: Qт/э = с*р*(tгвс-tхвс)*(1+Kn), где с - 0,000001 Гкал/кг*1оС, р - 983,24 кг/куб.м. (плотность воды при температуре, равной tгвс и среднему по году давлению воды в трубопроводе), tгвс - 60оС (средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения), tхвс - 9,8оС (средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения). В соответствии с приведенной формулой (0,000001*983,24*(60-9,8)*(1+0,15)=0,05676) данный показатель составил 0,05676 Гкал/куб.м. (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов: 12,98 руб./куб.м. (компонент на холодную воду) + 1 075,88 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию) * 0,0568 Гкал/куб.м = 74,08 руб./куб.м. (одноставочный тариф).
Таким образом, применение в расчетах с населением в спорный период одноставочного тарифа в размере 74,08 руб./куб.м., фактически соответствует применению двухкомпонентного тарифа, если количество потребленной тепловой энергии определяется с применением величины 0,0568 Гкал/куб.м.
Как правильно было отмечено арбитражным судом первой инстанции, количество тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды является существенным условием и важным показателем в расчетах, влияющим на общую цену горячей воды и стоимость оказываемых коммунальных услуг в сфере горячего водоснабжения.
Возникшие у сторон разногласия фактически касаются определения величины данного показателя.
Из объяснений и расчетов ООО "БашРТС" следует, что ресурсоснабжающая организация при расчете количества тепловой энергии, потребленной истцом в ноябре, декабре 2013 года, применила показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, в размере 0,0657 Гкал/куб.м.
Между тем, управляющая организация, как уже говорилось выше, в спорный период получала от населения оплату за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения по тарифам, установленным уполномоченным органом и определенным с применением показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, равного 0,0568 Гкал/куб.м.
Данный показатель рассчитан ГК РБ по тарифам согласно формуле, содержащейся в пункте 48 "Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47. Иной нормативный правовой акт, регламентирующий способ или порядок расчета данной величины, в спорный период отсутствовал.
Из представленных ответчиком расчетов видно, что он также произвел их на основании названной методики, но с применением иных фактических исходных данных по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения, чем данные, использованные органом регулирования.
Вместе с тем оснований для такого перерасчета у ответчика не имелось, поскольку объем обязательств истца (исполнителя коммунальных услуг) перед ресурсоснабжающей организации определен объемом обязательств конечных потребителей (населения), производящих расчеты с применением тарифа, установленного ГК РБ по тарифам, который, в свою очередь, определен, исходя из показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, равного 0,0568 Гкал/куб.м.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел в решении к правильному выводу о том, что применение ответчиком при определении потребленного количества тепловой энергии, иной (большей) величины показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, чем заложено в тариф, установленный ГК РБ по тарифам, привело к неосновательному обогащению ООО "БашРТС" за счет истца, подлежащему возврату в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследуя вопрос о размере неосновательного обогащения, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно данным счетов-фактур, которые сторонами не оспаривались, жилыми домами, находящимися в управлении у истца, было потреблено 401 541,45 куб.м. горячей воды в ноябре 2013 года и 417 140,6 куб.м. горячей воды в декабре 2013 года.
Применяя к потребленному объему воды величину показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды, равного 0,05676 Гкал/куб.м, определяем количество тепловой энергии, потребленной в спорный период: 22 767, 4 Гкал - в ноябре 2013 года (401 541, 45 куб.м. * 0,05676 Гкал/куб.м = 22 767, 4 Гкал), 23 651, 87 Гкал - в декабре 2013 года (417 140, 6 куб.м.* 0,05676 Гкал/куб.м = 23 651, 87 Гкал).
Таким образом, сумма неосновательного обогащения составляет разницу стоимости оплаченного количества тепловой энергии и количества тепловой энергии, необходимого для подогрева потребленного объема воды: (26 321,678 Гкал - 22 767, 4 Гкал) * 911,76 руб./Гкал = 3 240 648, 50 руб. за ноябрь 2013 года, (27 371, 982 Гкал - 23 651, 87 Гкал) * 911,76 руб./Гкал = 3 391 838,37 руб. за декабрь 2013 года, всего - 6 632 486, 87 руб., с учетом НДС (1,18) - 7826334,50 руб.
Согласно расчету истца сумма неосновательного обогащения составила 7826346,50 руб. (т.1, л.д. 106).
С учетом исправления неточности в арифметических расчетах истца (за минусом 12 руб., так как вместо суммы 7 826 334,50 руб. в расчете суммы иска отражена сумма 7 826 346,50 руб.; т.1, л.д.106), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск в сумме 7 826 334,50 руб.
Оставляя без удовлетворения ходатайство ответчика о назначении по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Под "нормативом потребления коммунальной услуги" согласно данному нормативному акту понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемого для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Исходя из данных положений законодательства, нормативы потребления коммунальной услуги не могут устанавливаться стороной договора и определяться соглашением сторон, поскольку правомочия по их утверждению отнесены к ведению уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
ГК РБ по тарифам был определен показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды - 0,05676 Гкал/куб.м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), который и применен при установлении тарифа на горячую воду для населения, действовавшего в спорный период.
Данный вид норматива потребления коммунальной услуги не может устанавливаться соглашением сторон договора горячего водоснабжения, поскольку влияет на расчеты не только участников договора, но и конечных потребителей, получающих коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Таким образом, фактические затраты ООО "БашРТС" на приготовление 1 куб.м. горячей воды для рассмотрения настоящего спора не имеют правового значения с учетом того, что второй стороной в споре выступает управляющая организация, отвечающая перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб.м. горячей воды: 0,05676 Гкал/куб.м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001).
Данный тариф не был оспорен ресурсоснабжающей организацией в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах оснований для назначения экспертизы у суда не имелось.
По этим же причинам судом апелляционной инстанции не было удовлетворено аналогичное ходатайство ответчика, заявленное при рассмотрении апелляционной жалобы.
Доводы ответчика, касающиеся долга истца за последующие периоды расчетов (2014-2015 гг.), судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку из представленных актов сверки следует, что между сторонами осуществляются текущие расчеты за последующие периоды времени, при этом имеются разногласия, разрешаемые, в том числе и в судебном порядке. В связи с тем, что окончательная сумма задолженности по договору на момент рассмотрения данного иска сторонами не согласована, суд правильно ограничился оценкой спорного периода (ноябрь, декабрь 2013 года), отсутствие долга за который ответчиком не оспаривалось.
Доводы подателя апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, заявленные ответчиком в суде первой инстанции, которые были правильно отклонены судом по основаниям, изложенным ранее в мотивировочной части настоящего постановления.
Обстоятельства, связанные с тем, что установленным тарифом, действовавшим в спорный период, не покрываются фактические расходы ООО "БашРТС" на производство коммунального ресурса "горячая вода", не входят в предмет судебного исследования по предъявленному исполнителем коммунальных услуг спору, могут быть отдельно исследованы при рассмотрении вопроса о компенсации "выпадающих доходов" ответчика в случае его соответствующего обращения в тарифный орган или в суд.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.02.2016 по делу N А07-6992/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В.Мальцева |
Судьи |
Г.А.Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6992/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2016 г. N Ф09-7725/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТАРИФАМ