Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2016 г. N Ф05-11383/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А41-82271/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Буньковский экспериментальный завод": Пушкин С.С. по доверенности от 27.11.2015, от администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от администрации Ногиского муниципального района: Дворецкова Л.А. по доверенности от 15.04.2015 N ИСХ 625,
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Буньковский экспериментальный завод" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2015 года по делу N А41-82271/15, принятое судьей Бобковой С.Ю., по заявлению ОАО "Буньковский экспериментальный завод" к администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области", администрации Ногиского муниципального района, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Московской области, об оспаривании бездействия, обязании принять жилые дома в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
ОАО Буньковский экспериментальный завод" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации муниципального образования Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области, администрации Ногинского муниципального района Московской области при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Московской области, с учетом уточнения о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области, связанного с непринятием у ОАО Буньковский экспериментальный завод" в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Ногинский район, д.Большое Буньково, пер.Демонстрационный, д.1,2,7,9; обязании администрацию Ногинского муниципального района Московской области принять указанные дома в муниципальную собственность.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Буньковский экспериментальный завод" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области", Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "Буньковский экспериментальный завод" в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в части дома N 7. Указал, что не возражает против проверки решения суда лишь в обжалуемой части.
Представитель администрации Ногинского муниципального района в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Не возражал против проверки решения суда в обжалуемой части.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки решения суда в обжалуемой части, на основании части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части оспаривания бездействия относительно непринятия в муниципальную собственность жилого дома N 7 по пер. Демонстрационный д. Большое Буньково.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы администрации Ногинского района Московской области N 2887 от 16.08.1993 г. в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", было зарегистрировано Акционерное общество открытого типа "Буньковский экспериментальный завод" путем его перерегистрации из Арендного предприятия "Буньковский экспериментальный завод по производству деталей домов для села".
В соответствии с п. 4.2. Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытое акционерное общество (Приложение N 3 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 N 66), со дня регистрации акционерного общества на его баланс передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставной капитал акционерного общества.
При этом в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставной капитал акционерного общества, не включаются и передаются обществу по договору объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации и объекты социально-бытового, социально-культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 Плана приватизации арендных предприятий и организаций, входящих в ассоциацию "Мособлстройматериалы" (с правом выкупа) от 30.03.1992 г., утвержденного и.о. Председателя Мособлкомимущества Клешневым В.С. и Приложению N 1 к Договору о купле-продаже государственного имущества Арендного предприятия 3 96_4321779 "Буньковского экспериментального завода по производству деталей домов для села" от 30.04.1992 г. заключенными между Арендным предприятием "Буньковский экспериментальный завод по производству деталей домов для села" и Комитетом по управлению имуществом Московской области, трудовому коллективу истца был передан по перечню жилищный фонд (жилые одноквартирные и многоквартирные дома) в оперативное управление до их приватизации в установленном Законом порядке.
В соответствии с Постановлениями Главы администрации Ногинского района Московской области N 2156 от 20.06.1995 г. и N 3047 от 01.09.1995 г., жилые дома в количестве 25 штук переданные АООТ "БЭЗ" в процессе приватизации, были переданы истцом Комитету по управлению имуществом Ногинского района по актам приема- передачи N 109-115.
Однако, жилой фонд был принят Комитетом по управлению имуществом Ногинского района не полностью. На балансе заявителя продолжают числиться еще 4 жилых многоквартирных дома, расположенных по адресу: Московская область, Ногинский район, д. Большое Буньково, переулок Демонстрационный, д. N N 1, 2, 7, 9, не являющиеся собственностью заявителя. Постановлением правительства Московской области N491/22 от 25.06.2008 г., был утвержден Отчет об управлении и распоряжении собственностью Московской области в 2007 году (далее - Постановление N 499/22).
Согласно Приложению N 5 к Отчету об управлении и распоряжении собственностью Московской области в 2007 году (порядковые номера в таблице:
482-485), 4 жилых дома, находящихся на балансе заявителя, являются собственностью Московской области и подлежат передаче в муниципальную собственность.
Однако указанные жилые дома не были приняты администрацией муниципального образования.
В последующих Постановлениях об утверждении отчета об управлении и распоряжении собственностью Московской области (N 409/22 от 28.05.2009, N 426/22 от 09.06.2010, N 516/20 от 06.06.2011, N 618 от 27.04.2012) спорные жилые дома не включены в перечень объектов недвижимого имущества, составляющего казну Московской области.
Письмом N 14/65 от 18.03.2015 г. заявитель обратился к собственнику жилых домов - Министерству имущественных отношений Московской области, с предложением указать обстоятельства, послужившие исключению указанных жилых домов из перечня объектов недвижимого имущества составляющих казну Московской области, а также направить в адрес заявителя данные документы.
В ответе на запрос Министерство имущественных отношений Московской области N 12исх-7747 от 21.04.2015 г. указало, что по состоянию на 13.04.2015 г. указанные жилые дома в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значатся.
Также Министерство имущественных отношений Московской области обратило внимание заявителя на тот факт, что упомянутые жилые дома относились к собственности Московской области и находились на балансе ОАО "БЭЗ" до момента передачи в муниципальную собственность.
Учитывая изложенное, заявитель письмом N 120 от 08.06.2015 г. обратился к администрации муниципального образования Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области с предложением представить имеющиеся документы, связанные с передачей жилых домов в муниципальную собственность.
Письмом N 1766 от 20.07.2015 г. администрация муниципального образования Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области сообщила, что указанные жилые дома в муниципальную собственность не принимались, рекомендовав обратиться в Правительство Московской области с целью инициирования процедуры передачи вышеуказанных жилых домов в муниципальную собственность.
Письмом N 14/173 от 20.08.2015 г. заявитель повторно обратился с предложением рассмотреть вопрос о возможности оформления документов по принятию указанных жилых домов в муниципальную собственность.
Данное обращение было оставлено без ответа, что послужило основанием для обращения в суд.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что в отношении квартир, расположенных в спорных жилых домах, зарегистрировано право собственности граждан, что исключает возможность передачи указанных домов в муниципальную собственность.
Арбитражный апелляционный суд не может согласить с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия и обязания устранить нарушение прав, связанных с непринятием в муниципальную собственность жилого дома N 7 по пер. Демонстрационный, д. Большое Буньково, Ногинского района Московской области в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложением N 3 к данному постановлению.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
По смыслу статей 128, 130, 131, 288, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", квартира (комната) в жилом доме является самостоятельным объектом гражданских прав.
В связи с этим, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), с даты приватизации первой квартиры (комнаты) утрачивает статус самостоятельного объекта гражданских прав, так как возникают новые объекты гражданских прав - помещения (квартиры, комнаты) в данном доме.
Согласно материалам дела, на балансе ОАО Буньковский экспериментальный завод" учитываются жилые дома д.1,2,7,9, расположенные по адресу: Московская область, Ногинский район, д.Большое Буньково, пер.Демонстрационный.
Как установлено апелляционным судом, жилое помещение в спорном доме N 7 предоставлялось гражданам на основании ордера Исполнительного комитета Ногинского Совета депутатов трудящихся, что подтверждается копией ордера от 11.06.1982 г. N 197, выданного гр. Ищенко Октябрине Петровне на право занятия 2 комнат дома N 7 по адресу: дер. Б. Буньково, участок N 2 (в настоящее время адрес: Ногинский район, Большое Буньково, пер. Демонстрационный, д.7).
Указанный дом является одноквартирным, что документально подтверждено техническим паспортом на него и не оспаривается ответчиками.
В материалах дела отсутствуют доказательства приватизации квартиры в данном одноквартирном жилом доме.
Поскольку право собственности на квартиру в жилом доме N 7 не зарегистрировано в ЕГРП, у администрации муниципального образования "Сельское поселения Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" отсутствовали основания для непринятия у заявителя в муниципальную собственность жилого дома N7 по вышеуказанному адресу.
Также судом апелляционной инстанции в ходе судебного заседания было установлено следующее.
На дату обращения общества с заявлением о передаче в муниципальную собственность спорных жилых домов (июнь 2015 года), полномочия по принятию домов в муниципальную собственность, а соответственно, и такая обязанность, имелась у администрации поселения, которая допустила незаконное бездействие.
В соответствии с пунктом 5 соглашения N 125 о передаче полномочий между администрацией Ногинского муниципального района Московской области и администрацией муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" от 17 декабря 2014 года настоящее соглашение действует по пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015-30.09.2015.
Следовательно, обязанность по принятию спорного жилого дома в муниципальную собственность на основании Соглашения N 125 от 17 декабря 2014 года и Распоряжения N 13ВР-1530 от 14 сентября 2015 года в настоящее время должна быть исполнена администрацией Ногинского муниципального района Московской области.
В силу части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворении требований заявителя относительно признания незаконным бездействия и обязания устранить нарушение прав, связанных с непринятием в муниципальную собственность жилого дома N 7 по пер. Демонстрационный, д. Большое Буньково, Ногинского района Московской области.
Согласно части 1 статьи 110 АПК Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины сумме 4500 рублей относятся на администрацию муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области", как лицо, допустившее незаконное бездействие, и подлежат взысканию в пользу ОАО "Буньковский экспериментальный завод".
Излишне уплаченная госпошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная по п/п N 3690 от 24.09.2015 и 1500 рублей, уплаченная по чеку - ордеру от 26.01.2016, подлежит возврату ОАО "Буньковский экспериментальный завод" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2015 по делу N А41-82271/15 отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя относительно признания незаконным бездействия и обязания устранить нарушение прав, связанных с непринятием в муниципальную собственность жилого дома N 7 по пер. Демонстрационный, д. Большое Буньково, Ногинского района Московской области.
Признать незаконным бездействия заинтересованного лица администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области", связанное с непринятием у заявителя жилого дома, расположенного по адресу: 142438, Московская область, Ногинский район, д. Большое Буньково, переулок Демонстрационный, д. N 7 в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Ногинского муниципального района Московской области принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: 142438, Московская область, Ногинский район, д. Большое Буньково, переулок Демонстрационный, д. N 7.
Взыскать с администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" в пользу ОАО "Буньковский экспериментальный завод" расходы по госпошлине в сумме 4500 рублей.
Возвратить ОАО "Буньковский экспериментальный завод" из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по п/п N 3690 от 24.09.2015 и 1500 рублей, уплаченную по чеку - ордеру от 26.01.2016, операция N 75 Кочневым Алексеем Владимировичем.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82271/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2016 г. N Ф05-11383/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Буньковский экспериментальный завод"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области", Администрация Ногинского муниципального района Московской области