Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2016 г. N Ф09-7137/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А47-11847/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2016 по делу N А47-11847/2015 (судья Сиваракша В.И.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Максутова Р.А. Карабанов В.А. (доверенность от 25.04.2016).
Индивидуальный предприниматель Максутов Роман Аскарович (далее - предприниматель Максутов Р.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения Департамента от 05.11.2015 N 5955-р в части слов абзаца 2 пункта 2 "на землях общего пользования"... "группа 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 года N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области", а также в части пункта 4; об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2016 (резолютивная часть от 16.02.2016) заявление предпринимателя удовлетворено.
С указанным решением суда не согласился Департамент (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апеллянт полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о непредставлении заинтересованным лицом доказательств отнесения земельного участка к землям общего пользования, поскольку факт размещения земельного участка в границах земель общего пользования подтверждается генеральным планом города, утвержденным уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий. То обстоятельство, что в Правилах землепользования и застройки г. Оренбурга спорный земельный участок отнесен к зоне Ж-3 не опровергает законности оспариваемого акта, поскольку генеральный план, являясь документом территориального планирования, имеет приоритетное значение, а Правила землепользования и застройки г. Оренбурга принимаются в развитие генерального плана и не могут противоречит ему.
В части требований о признании недействительным распоряжения Департамента от 05.11.2015 N 5955-р в части слов абзаца 2 пункта 2 "группа 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 года N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" апеллянт считает, что заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов, поскольку принятым распоряжением органом местного самоуправления не изменяется ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка, а лишь уточняется прежний вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренный в федеральном классификаторе и установленный до вступления его в силу, и кроме того, заявителем не представлено доказательств недостоверности сведений об отнесении к 5 группе видов разрешенного использования земельного участка заявителя.
Предприниматель Максутов Р.А. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Департамента.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, распоряжением Главы города Оренбурга от 28.04.2003 N 1571-р индивидуальному предпринимателю Казину Д.М. на основании акта выбора земельного участка от 27.03.2012 N 4/5 на условиях договора аренды в городе Оренбурге по проспекту Гагарина в районе дома N 44/3 предоставлен земельный участок площадью 1087 кв.м с разрешенным использованием: строительство торгового павильона с летним кафе, категория земель: земли поселений (л.д. 36).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет за N 56:44:0215 001:0001 с указанием разрешенного использования - строительство торгового павильона с летним кафе, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.07.2003 N 44/03-02-2423 (л.д. 43).
Между Комитетом по управлению имуществом г. Оренбурга (арендодатель) и Казиным Д.М. (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 3/506-пр от 25.07.2003, согласно которому арендатору в аренду на срок до 01.11.2003 передан земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:0001 (л.д. 37-42).
Постановлением администрации города Оренбурга от 21.02.2007 N 1100-п утверждены границы и сформирован земельный участок площадью 103 кв.м для Казина Д.М., местоположение: участок расположен примерно в 18 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, пр. Гагарина, 44/3, разрешенное использование: земли под объектами торговли для размещения торгового павильона с закусочной, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 46).
Названный земельный участок 02.06.2005 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 56:44:0215001:32, площадью 285 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в 22 м от ориентира по направлению на юго-запад, адрес ориентира: г. Оренбург, пр-кт Гагарина, 44/3, разрешенное использование земельного участка - размещение торгового павильона с закусочной и летним кафе (кадастровая выписка от 28.05.2010 N 56/10-18215, л.д. 47).
Предприниматель Казин Д.М. по договору от 27.10.2011 переуступил право на земельный участок предпринимателям Шувалову Е.Л., Давыдову Д.Б., а последние переуступили его предпринимателю Козлову В.А. по договору от 12.11.2011 (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу N А47-13035/2014, л.д. 53-57).
Распоряжением Департамента от 13.07.2012 N 3352-р на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане уточнена характеристика земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32, площадью 285 кв.м, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Гагарина, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:44:0215001, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования, категория земель: земли населенных пунктов.
Между Департаментом (арендодатель) и Козловым А.В., Шуваловым Е.Л. (арендаторы) оформлен договор аренды земельного участка N 12/л-286пр от 28.09.2012 (л.д. 16-17), согласно которому данным лицам в аренду на срок до 28.02.2013 передан земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:32 местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Гагарина, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:44:0215001, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования, категория земель: земли населенных пунктов.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 12.04.2013 за N 56-56-01/135/2013-121.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу N А47-13035/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Козлова А.В. признаны незаконными действия департамента по отказу во вводе в эксплуатацию торгового павильона площадью 126,4 кв.м, расположенного на земельном участке площадью 285 кв.м с кадастровым номером 56:44:0215001:32, в районе жилого дома N 44/3 по проспекту Гагарина г. Оренбурга.
Департаментом индивидуальному предпринимателю Козлову А.В. выдано разрешение на ввод торгового павильона, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0215001:32, в эксплуатацию от 06.07.2015 N 56-301000-087-2015 (л.д. 60).
По договору купли-продажи от 13.08.2015 Козлов А.В. (продавец) продал, а Самойлов Д.А. (покупатель) купил в собственность торговый павильон, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Гагарина, строение 44/6 (л.д. 61).
По договору купли-продажи от 03.09.2015 Самойлов Д.А. (продавец) продал, а предприниматель Максутов Р.А. (покупатель) купил в собственность торговый павильон, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Гагарина, строение 44/6 (л.д. 62).
Право собственности предпринимателя Максутова Р.А. на указанный торговый павильон подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2015 (л.д. 18).
Предприниматель 12.10.2015 через ГАУ "МФЦ" обратился в Департамент с заявлением о принятии решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32, занимаемого торговым павильоном, расположенным по адресу: г. Оренбург, пр-кт Гагарина, стр. 44/6, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков (л.д. 21).
Департаментом принято распоряжение от 05.11.2015 N 5955-р, которым среди прочего установлено:
- соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32, площадью 285 кв.м с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования классификатору видов разрешенного использования земельных участков: разрешенное использование: размещение торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования (коды 4.4 и 4.6 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 5 приложения N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (пункт 2 распоряжения).
- земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:32 относится к землям общего пользования, ограничен в обороте, выкуп земельного участка невозможен (пункт 4 распоряжения).
Ссылаясь на незаконность распоряжения Департамента от 05.11.2015 N 5955-р в части поименованных в заявлении пунктов, предприниматель Максутов Р.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств отнесения земельного участка к землям общего пользования и наличия правовых оснований для этого, а также доказательств отнесения земельного участка заявителя к земельным участкам 5 группы видов разрешенного использования в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п, поскольку вид разрешенного использования земельного участка должен быть определен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, к каковым статья 18 Кодекса относит генеральный план поселения (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков урегулирован в статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:32 был поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием "размещение торгового павильона с закусочной и летним кафе" (кадастровый паспорт по состоянию на 18.01.2012, т. 1 л.д. 22).
Из пояснений заявителя также следует, что названный вид разрешенного использования земельного участка был сохранен до июня 2012 года (т. 1 л.д. 35).
Однако впоследствии по договору аренды N 12/л-286пр от 28.09.2012 в аренду ИП Максутову Р.А. (с учетом передачи прав арендатора) был передан названный земельный участок, имеющий разрешенное использование: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования".
Доказательств того, что названное разрешенное использование земельного участка не соответствовало сведениям государственного кадастра недвижимости на момент заключения договора аренды, заявителем не представлено (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, заявитель является арендатором земельного участка с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования".
В силу п. 11-13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения обязан внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется. По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, в пределах указанных в п. 11-13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ полномочий орган местного самоуправления не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему классификатору, в настоящее время утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В силу этого возражения управомоченного лица, связанные с названными действиями органа местного самоуправления, могут быть заявлены только в отношении обоснованности выбора соответствия ранее существующего вида разрешенного использования земельного участка актуальному классификатору, и не могут быть направлены на оспаривание правомерности установления вида разрешенного использования.
В данном случае по заявлению ИП Максутова Р.А. органом местного самоуправления в пункте 2 оспариваемого распоряжения в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32 было установлено соответствие вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования" классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, а именно: разрешенное использование указано в соответствии с кодами 4.4 и 4.6 приложения к названному приказу как "размещение торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования".
Согласно названному приказу утверждены среди прочего следующие виды разрешенного использования земельных участков и их числовые коды:
- магазины - код 4.4.;
- общественное питание - код 4.6.;
- земельные участки (территории) общего пользования - код 12.0.
Как ранее указано судом, до принятия оспариваемого распоряжения в аренду предпринимателю Максутову Р.А. был передан земельный участок с разрешенным использованием "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с размещением торгового павильона с закусочной и летнего кафе на землях общего пользования".
Таким образом, принятием оспариваемого распоряжения орган местного самоуправления установил соответствие существующих видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32 утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
Доказательств того, что оспариваемым распоряжением были установлены новые виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32 в нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Обстоятельство обоснованности выбора установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 кодов видов разрешенного использования (4.4., 4.6.) заявителем не оспаривается, более того, подтверждается фактом размещения на земельном участке принадлежащего заявителю на праве собственности торгового павильона (т. 1 л.д. 18).
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, и при его принятии правовой режим земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32 в части вида разрешенного использования не изменен, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя.
Следует также признать обоснованной позицию апеллянта о доказанности по материалам дела факта размещения земельного участка в границах земель общего пользования.
Согласно п.п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
Генеральный план поселений или городских округов содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32 на генеральном плане города Оренбурга, утв. Решением Оренбургского городского совета от 10.10.2008 (т. 1 л.д. 68, 81) земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения (озеленение общего пользования и магистрали общегородского значения).
Таким образом, согласно документам территориального планирования спорный земельный участок расположен в зоне земель общего пользования.
Доводы заявителя и выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств размещения земельного участка в границах фактически существующих мест общего пользования, отклоняются, поскольку в силу п.п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования могут быть обозначены и планируемыми красными линиями.
То обстоятельство, что Правилами землепользования и застройки города Оренбурга, утв. Решением Оренбургского городского совета N 557 от 25.12.2012, земельный участок отнесен к зоне Ж.3 (т. 1 л.д. 97), не опровергает вышеизложенных выводов апелляционного суда, учитывая, что в силу ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план города, принимаемый сроком на двадцать лет, является документов долгосрочного территориального планирования, а согласно ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Указанное также свидетельствует о том, что Департамент по существу не установил новые виды разрешенного использования земельного участка, в воспроизвел их из положений генерального плана города Оренбурга, в силу чего при действующих положениях генерального плана в части территориального зонирования спорного земельного участка сам по себе факт издания оспариваемого распоряжения не нарушает прав заявителя.
Доводы заявителя о незаконности оспариваемого распоряжения в части указания в пункте 2 распоряжения на отнесение земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (пункт 2 распоряжения), признаются апелляционным судом необоснованными.
Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п группа 5 определяет земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и факт отнесения земельного участка предпринимателя к числу участков с таким видом разрешенного использования установлен вышеизложенными доказательствами.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании судом также установлено, что факт отнесения земельного участка в 5-ой группе видов разрешенного использования заявителем не оспаривается, что позволяет суду также сделать вывод о неприменимости к данным правоотношениям положений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Из письменных пояснений заявителя в обоснование заявленных требований (т. 1 л.д. 7) следует, что распоряжение N 5955-р от 05.11.2015 в указанной части оспаривается предпринимателем по тому основанию, что постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" не может являться правовым актом, который определяет вид разрешенного использования земельного участка, поскольку он распространяется только на правоотношения, связанные с массовой кадастровой оценкой земель.
Иных мотивов незаконности распоряжения в данной части предпринимателем не заявлено.
Однако факт указания Департаментом в качестве основания для классификации земельного участка по виду разрешенного использования на акт, утверждающий результаты массовой кадастровой оценки, не может само по себе при отсутствии содержательных возражений заявителя относительно обоснованности отнесения земельного участка к группе видов разрешенного использования участка нарушать права заявителя.
По тем же основаниям апелляционный суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя об оспаривании пункта 4 распоряжения N 5955-р от 05.11.2015, которым констатирован факт отнесения земельного участка с кадастровым номером 56:44:0215001:32 к землям общего пользования, его ограничения в обороте и отсутствии возможности его выкупа.
Из материалов дела не следует, что предпринимателем заявлены притязания на приватизацию земельного участка. Утверждения представителя заявителя в суде апелляционной инстанции о наличии такого намерения и обращении предпринимателя в орган местного самоуправления за выкупом участка до момента обращения в суд по настоящему делу документально не подтверждены (ч. 1 т. 65 АПК РФ).
В силу изложенного, вопрос о наличии либо отсутствии у предпринимателя права на выкуп спорного земельного участка подлежит разрешению с учетом конкретных фактических обстоятельств отнесения земельного участка к землям общего пользования и при наличии соответствующих притязаний заявителя, тогда как сам по себе факт констатации Департаментом факта ограничения в обороте земельного участка не может нарушать права предпринимателя.
В силу положений ч. 1 ст. 198 АПК РФ требование лица о признании незаконным действий органа публичной власти может быть удовлетворено при одновременном соблюдении двух условий: противоречие таких действий нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в силу вышеизложенных мотивов совокупности названных условий апелляционным судом не установлено, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу неправильного применения судом норм материального права и несоответствия выводов обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу отказа в удовлетворении заявленных требований относятся на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.02.2016 по делу N А47-11847/2015 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Максутова Романа Аскаровича отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11847/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2016 г. N Ф09-7137/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Максутов Роман Аскарович, ИП Максутов Роман Аскарович (представитель Карабанова Г. Н.)
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга