Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2016 г. N 10АП-3686/16
г. Москва |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А41-108061/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Русской Т.В.,
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "АКОНИТ-М" - Абдрашитов Т.Б. по доверенности от 28.11.2014 N 19/11-2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АКОНИТ-М" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 по делу N А41-108061/15, принятое судьей М.В. Афанасьевой, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Министерства здравоохранения Московской области к ООО "АКОНИТ-М" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Московской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АКОНИТ-М" (далее - ООО "АКОНИТ-М", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "АКОНИТ-М" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившегося в заседание и не направившего своих представителей.
В судебном заседании представитель ООО "АКОНИТ-М" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "АКОНИТ-М".
Как следует из материалов дела и установлено судом, сотрудником Министерства здравоохранения Московской области 14.12.2015 на основании приказа от 11.11.2015 N 1666 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "АКОНИТ-М" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. Горького, д. 2.
В ходе проверки выявлены грубые нарушения Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", (далее - Положение) утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - постановление N 291), а именно:
подпункт "б" пункта 4 Положения:
- часть медицинского оборудования, находящегося на балансе лицензиата и используемого при осуществлении медицинской деятельности,
не зарегистрирована в установленном порядке (отсутствуют в едином реестре медицинских изделий) - весы с ростомером марки "beurer";
подпункт "в" пункта 4 Положения:
- у руководителя Юнусова Ф.А. (ответственного за осуществление медицинской деятельности) - отсутствует дополнительное профессиональное образование (диплом о профессиональной переподготовке) и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; отсутствует действующий сертификат по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
подпункт "а" пункта 5 Положения:
при анализе представленных документов и осмотре помещений, выявлено не соблюдение лицензиатом порядков оказания медицинской помощи:
- в кабинете приема врача-терапевта отсутствуют пульсоксиметр, негатоскоп, необходимые для осуществления деятельности по терапии.
- в кабинете приема врача-хирурга отсутствуют весы, ростомер, аппарат лазерный для резекции и коагуляции, радиохирургический нож, головодержатель, шины, переносной набор для реанимации, необходимые для осуществления деятельности по хирургии.
- в кабинете приема врача колопроктолога отсутствует, аноскоп, сфинктрометр, коагулятор электрохирургический высокочастотный, лигатор гемороидальиых узлов, аппарат радиоволновой хирургический, аппарат для биполярной коагуляции гемороидальиых узлов, фотокоагулятор (ректальный), аппарат для лазерной терапии), необходимые для осуществления деятельности по колопроктологии.
- в кабинете приема врача невролога отсутствует негатоскоп, персональный компьютер с программой когнитивной реабилитации, необходимые для осуществления деятельности по неврологии.
- в кабинете приема врача-стоматолога терапевта и врача стоматолога ортопеда отсутствует прибор для чистки и смазки наконечников, аквадистиллятор, набор для трахеотомии, необходимые для осуществления деятельности по стоматологии.
По результатам проверки 14.12.2015 составлен акт N 1666, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По факту выявленного нарушения 16.12.2015 должностным лицом Министерства здравоохранения Московской области в отношении ООО "АКОНИТ-М" составлен протокол N 1666 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявление министерства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Таким образом, обязанность доказывания указанных выше обстоятельств возложена на административный орган.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое АПК РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сотрудником Министерства здравоохранения Московской области 14.12.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "АКОНИТ-М" лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проверки 14.12.2015 составлен акт N 1666, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в редакции действующей на момент проведения проверки общества, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как установлено частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, медицинская деятельность отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Согласно пункту 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктом "а", "б", "в(1)" пункта 5 названного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В силу подпункта "а" пункта 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки установлено, что обществом нарушены вышеуказанные нормы права.
Таким образом, в действиях общества содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАР РФ, что подтверждается материалами дела, в том числе актом от 14.12.2015, протоколом об административном правонарушении N 1666 от 14.12.2015.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Апелляционным судом установлено, что на момент проведения проверки, составления акта проверки действовала редакция КоАП РФ от 14.12.2015 N 300, согласно которой санкция вмененной обществу статьи КоАП РФ предусматривала максимальное наказание для юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей ли административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, суд первой инстанции при удовлетворении заявления министерства руководствовался положениями КоАП РФ, действующими с 29.12.2015, предусматривающими санкцию вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ: осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу об изменении обжалуемого решения суда первой инстанции в части размера подлежащего взысканию административного штрафа.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2016 по делу N А41-108061/15 изменить в части размера подлежащего взысканию административного штрафа.
Привлечь ООО "АКОНИТ-М", расположенное по адресу: 141321, Московская область, Сергиево-Посадский район, г.Краснозаводск, ул.Горького, д.2, (ОГРН 1027739238636, ИНН 7720137040) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: Наименование получателя: УФК по МО (Министерство здравоохранения Московской области); ИНН 5000001162; КПП 502401001; Банк получателя: Отделение 1 Москва; р/с 40101810600000010102; БИК 044583001; назначение платежа: (оплата штрафа), КБК 82511690020020002140; ОКТМО 46623101.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
В случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, судебный акт на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-108061/2015
Истец: Министерство здравоохранения Московской области
Ответчик: ООО "Аконит-М"
Третье лицо: ООО "Аконит-М"