г. Москва |
|
06 мая 2016 г. |
Дело N А40-210819/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАУ МО РФ ЦСКА
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2016 по делу N А40-210819/15, принятое судьей Г.Н. Папелишвили,
по заявлению ФАУ МО РФ ЦСКА
к Московскому УФАС России
о признании незаконным и отмене постановления от 27.10.2015 по делу N 4-00-908/77-15
при участии:
от заявителя: |
Бережнов А.В. по доверенности от 04.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Михалева Н.А. по доверенности от 16.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ФАУ МО РФ ЦСКА обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС России по г. Москве от 27.10.2015 по делу об административном правонарушении N 4-00-908/77-15 (с учетом принятия к рассмотрению измененных требований).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.02.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Московская городская военная прокуратура направила в Московское УФАС России документы и сведения о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных учреждением при проведении закупочной деятельности (исх. от 12.02.2015 N КР-117).
Прокуратура указала, что при проведении учреждением торгово-закупочных процедур были допущены существенные нарушения законодательства, что привело к тому, что фактически лоты были разделены между двумя организациями.
26.12.2014 учреждение разместило извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг по санитарному содержанию спортивных объектов, административных зданий, казарменно-жилищного фонда и прилегающей территории за реестровым номером извещения 31401881022.
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте zakupki.gov.ru предметом договора является оказание услуг по санитарному содержанию спортивных объектов, административных зданий, казарменно-жилищного фонда и прилегающей территории; классификация по ОКДП 9319000 (Услуги жилищно-коммунальные прочие, не включенные в другие группировки).
В соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17 "Об утверждении общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (далее - Постановление Госстандарта РФ N 17) к коду ОКДП 9319000 (Услуги жилищно - коммунальные прочие, не включенные в другие группировки) относится подгруппа 9319 (Деятельность по предоставлению жилищно - коммунальных и индивидуальных услуг прочих, не включенных в другие группировки), которая включает виды деятельности, связанные с обеспечением хорошего физического состояния и комфорта в результате пользования турецкими банями, саунами и парными отделениями бань, соляриями, минеральными источниками, салонами для сбавления веса тела или похудения, массажными кабинетами, кабинетами для снятия стрессовых состояний и комнат отдыха и тому подобное; деятельностью астрологов и спиритов; предоставлением услуг, таких как обеспечение сопровождения, служба знакомств, услуги брачных бюро, услуги организаций, занимающихся исследованием родословных, услуги рассыльных, чистильщиков обуви, носильщиков, персонала, обслуживающего автомобильные стоянки, услуги по оборудованию, уборке и обмену квартир, обрядовые услуги и тому подобные.
В то же время, согласно Техническому заданию Закупочной документации оказанию подлежат услуги по санитарному содержанию внутренних помещений административных зданий и объектов и прилегающих территорий ФАУ МО РФ ЦСКА, включающие в себя работы связанные с уборкой зданий ФАУ МО РФ ЦСКА, в том числе по уборке: входных зон, лестниц, холлов, коридоров, лифтов; служебных помещений (влажная уборка, комплексная уборка, удаление пыли и т. д.); санитарных зон служебных помещений; наружная уборка территорий (уборка лестничных площадок, ступеней, ограждений, подметание тротуаров и площадок, обработка проезжей части дорог тротуаров противогололедными материалами); механизированная уборка; уборка спортивных объектов и учебных заведений; санитарных зон; прилегающих территорий; работы по дезинфекции спортивных комплексов.
На основании вышеизложенного, представляется возможным сделать вывод о том, работы/услуги предусмотренные Техническим заданием Закупочной документации не соответствует коду ОКДП 9319000, указанному на Официальном сайте в разделе "Сведения о лоте".
Между тем, в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ N 17 деятельность, связанная с уборкой зданий всех типов, в том числе офисов, фабрик, магазинов, учреждений, а также прочих коммерческих и профессиональных помещений и многоквартирных жилых домов, включающая уборку внутренних помещений здания, например, мытье и натирку полов, очистку внутренних стен, натирку мебели и т.п., а также мытье окон как внутри, так и снаружи, для офисов, промышленных предприятий, фабрик и многоэтажных жилых домов, чистку печных труб и каминов, печей мусоросжигателей, бойлеров, вентиляционных шахт и вытяжных вентиляторов и т.п. включающая также услуги по дезинфекции и дезинсекции, относится к подгруппе 7493 (Деятельность по чистке и уборке зданий), к коду ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
Таким образом, Техническим заданием Закупочной документации предусмотрены работы, услуги, соответствующие коду ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
В связи с чем, суд приходит к выводу о некорректном указании на Официальном сайте информации о работе, услуге, являющейся предметом Закупки, выразившемся в указании кода ОКДП 9319000 (Услуги жилищно-коммунальные прочие, не включенные в другие группировки), вместо необходимого кода ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий), включающего работы, предусмотренные Техническим заданием Закупочной документации.
Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (далее - Перечень товаров, работ и услуг), в частности определены наименования товаров, работ и услуг и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Согласно Перечню товаров, работ и услуг в электронной форме осуществляется закупка товаров, работ и услуг, согласно следующим кодам по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКДП), в том числе: ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
Таким образом, закупка на оказание услуг по уборке зданий, которые, как было установлено ранее, и являются предметом Закупки (реестровый N 31401881022), подлежит осуществлению в электронной форме.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФАУ МО РФ ЦСКА, утвержденного протоколом наблюдательного совета ФАУ МО РФ ЦСКА от 02.02.2012, редакции от 12.03.2013 (далее - Положение о закупках) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616 закупки товаров работ и услуг, входящих в утверждённый перечень, способами запроса котировок, запроса предложений, квалификационного отбора, производятся в электронной форме, путём размещения на официальном сайте информации о проведении закупки. Котировочные заявки, предложения, и т.п., подаются участниками закупки на адрес электронной почты Заказчика в форме электронных документов. Документы и сведения, направляемые участниками вформе электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника. Наличие электронной цифровой подписи означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени участника, а также означает подлинность и достоверность таких документов и сведений.
Согласно пункту 7.2 Положения о закупках Заказчик может принять решение об использовании электронных торговых площадок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в электронной форме (в том числе закупок товаров, работ и услуг, не предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства).
Таким образом, из вышеизложенных норм Положения о закупках следует, что при закупке, осуществляемой в электронной форме, котировочные заявки, предложения, и т.п., подаются участниками закупки на адрес электронной почты Заказчика в форме электронных документов или посредством использования электронных торговых площадок.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.3 Закупочной документации обмен всей корреспонденцией производится курьером участника и за счет участника.
В соответствии с пунктом 7.3 Закупочной документации все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника (для юридических лиц) и подписана участником или лицом, уполномоченным таким участником. Опись входящих в состав заявки документов должна соответствовать форме, установленной настоящей документацией, должна быть заполнена по все пунктам, быть скреплена печатью участника и подписана лицом, уполномоченным таким участником.
Согласно пункту 16 Закупочной документации место подачи и окончание срока подачи предложений - г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 29, кабинет 304 (Управление ЦСКА), окончание подачи 31.12.2014 года 10 часов 00 мин.
Таким образом, прием заявок на участие в Закупке осуществляется путем направления претендентами на участие в Закупке заявок на бумажных носителях по указанному в документации о Закупке адресу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о неприменении ФАУ МО РФ ЦСКА пунктов 7.1, 7.2 Положения о закупках и приеме заявок участников в бумажной форме, что в свою очередь противоречит требованию части 4 статьи 3 Закона о закупках, ввиду того, что услуги (ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий)), являющиеся фактически предметом Закупки, входят в перечень товаров, работ и услуг, закупка которых подлежит осуществлению в электронной форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616.
В связи с чем, в действиях ФАУ МО РФ ЦСКА установлено нарушение части 4 статьи 3 Закона о закупках.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что действия ФАУ МО РФ ЦСКА, выразившиеся в осуществлении Закупки (реестровый N 31401881022) в бумажной форме, которая, в свою очередь, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, путем подачи участниками закупки заявок на адрес электронной почты Заказчика в форме электронных документов или посредством использования электронных торговых площадок, как это утверждено в Положении о закупках ФАУ МО РФ ЦСКА, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, что предполагает необходимость обеспечения участия в торгах лиц, территориально удаленных от места их проведения. Такой механизм может быть реализован и оптимизирован именно при проведении торгов в электронной форме.
Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о закупках вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В дополнение и развитие упомянутых норм Правительством Российской Федерации принят правовой акт (постановление N 616), которым установлен данный перечень. К нему отнесены, кроме прочего, работы по ОКДП 7493000 (Услуги по уборке зданий).
В этой связи торги на определение исполнителя оказания услуг по уборке зданий подлежат проведению в электронной форме.
Учитывая организационно-правовые цели проведения электронных торгов, заказчик должен предусмотреть прозрачный механизм их организации, в том числе обеспечить информационное сопровождение торгов, а также порядок подачи участниками документов (заявок) таким образом, чтобы исключить какую-либо неопределенность в правах участников (как более слабой стороны в правоотношениях), в том числе путем введения требований, явно не соотносимых с электронной формой торгов.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ч.5.1 ст.211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.02.2016 по делу N А40-210819/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210819/2015
Истец: ФАУ МО РФ "Центральный спортивный клуб Армии", ФАУ МО РФ ЦСКА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве, УФАС, УФАС по Москве