Требование: о признании незаконными действий, об оспаривании действий в отношении жилья
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А56-53647/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Добрияник Е.А.,
от заявителя: Корепьская О.В. по доверенности от 11.01 2016
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: 1, 2) не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6342/2016) ООО "Элис-Хоум" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01 2016 по делу N А56-53647/2015 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Элис-Хоум"
к Администрации Московского района Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) ООО "Жилкомсервис N 3 Московского района",
2) ООО "Управляющая компания "Норма-Дом"
об оспаривании действий по проведению конкурса
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элис-Хоум" (ОГРН 1089847029007, ИНН 7806379073, место нахождения: 199004, г. Санкт-Петербург, пр-кт Средний ВО., д. 76/18, лит. А, пом. 1Н; далее - заявитель, ООО "Элис-Хоум", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Московского района Санкт-Петербурга (ОГРН 1037821059540, ИНН 7810435274, место нахождения: 196084, г. Санкт-Петербург, пр-кт Московский, д. 129; далее - Администрация, ответчик) о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом (далее - МКД) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39, лит. А как противоречащими части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила проведения конкурса) (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Московского района" (ОГРН 1089847280490, ИНН 7810523435, место нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, Новоизмайловский пр-кт, д.85, корп.2; далее - ООО "ЖКС N 3 Московского района") и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Норма-Дом" (ОГРН 1089847186054, ИНН 7802433594, место нахождения: 194156, г. Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 2В, лит. А; далее - ООО "УК "Норма-Дом").
Решением суда от 21.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Элис-Хоум" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, судом не учтено, что у Администрации отсутствовали правовые основания для объявления и проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления спорным МКД, так как к тому моменту имелось реализованное решение собрание собственников от 20.05.2015 о выборе способа управления домом и заявителя в качестве управляющей компании; на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ) от 26.06.2015 N 30-рл сведения об указанном МКД внесены за заявителем в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, о чем Администрация была уведомлена письмом от 30.06.2015.
Как указывает заявитель, судом не учтено, что до настоящего времени распоряжение ГЖИ от 26.06.2015 N 30-рл не отменено. Позиция Администрации по проведению конкурса в связи с тем, что общее собрание собственников от 20.05.2015, на котором Общество было избрано управляющей компанией, не имело кворума, опровергается представленными в материалы дела доказательствами: копиями протокола общего собрания от 20.05.2015, бюллетеней голосования, свидетельств о праве собственности лиц, принимавших участие в голосовании, расчетом количества голосов собственников помещений, принимавших участие в собрании.
На вывод суда о непредставлении договоров управления МКД в Администрацию Общество указывает, что действующее законодательство не предусматривает обязанность управляющей компании представлять в орган муниципального жилищного контроля документы, подтверждающие факт реализации собственниками решения о выборе способа управления МКД.
В судебном заседании представитель ООО "Элис-Хоум" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке
Как следует из материалов дела, 04.06.2015 Администрацией на сайте http://torgi.gov.ru размещено извещение N 040615/3468631/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39.
Основанием для проведения конкурса послужило неполучение обществом с ограниченной ответственностью "Радиус" (ранее являвшимся управляющей организацией данным МКД) лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (письмо СПб ГКУ "Жилищное агентство Московского района" от 07.05.2015 N 1234).
Заявки на участие в конкурсе принимались с 05.06.2015 по 06.07.2015. Дата проведения конкурса - 14.07.2015.
По результатам проведенного открытого конкурса победителем признано ООО "ЖКС N 3 Московского района".
Общество, не согласившись с действиями Администрации по проведению конкурса на право заключения договора управления МКД, указывает, что 20.05.2015 с 18-00 по 21-00 по инициативе ООО "Альфа", являющегося собственником нежилых помещений, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД в очной форме.
На данном собрании в соответствии с протоколом от 20.05.2015 приняты, в том числе, следующие решения:
- выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией;
- управляющей организацией для управления МКД утверждено ООО "Элис-Хоум";
- каждому собственнику заключить данный договор управления путем проставления подписи в реестре собственников помещений МКД;
- утвердить срок действия договора управления с ООО "Элис-Хоум" - 5 лет.
Письмом от 24.06.2015 исх.N 017, то есть до окончания срока принятия заявок в спорном конкурсе (06.07.2015) и проведения самого конкурса (14.07.2015), Администрация была уведомлена о проведении общего собрания собственников помещений в указанном МКД и о принятых на нем решениях.
Факт реализации принятого на собрании решения о выборе способа управления МКД подтверждается следующими обстоятельствами:
- передача МКД в управление Общества осуществлена от прежней управляющей компании (ООО "Радиус") по акту о приеме-передаче здания (форма N ОС-1) от 31.05.2015;
- в период с 20.05.2015 Обществом заключены договоры управления с большинством собственников помещений в МКД;
- Обществом в отношении указанного МКД заключены договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями.
На основании распоряжения ГЖИ от 26.06.2015 N 30-рл сведения об указанном МКД внесены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - г.Санкт-Петербурга, о чем Администрация уведомлена письмом от 30.06.2015.
Несмотря на наличие документов, подтверждающих реализацию собственниками помещений указанного МКД права на выбор способа управления МКД, Администрация не отменила проведение и провела 14.07.2015 конкурс по отбору управляющей организации для управления данным МКД, что послужило предметом для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, ошибочно не учел следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД:
1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников помещений в МКД и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 3 Правил проведения конкурса конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом, в том числе собственниками помещений в МКД общее собрание по вопросу выбора способа управления МКД не проводилось или решение о выборе способа управления МКД не было принято по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу выбора способа управления МКД повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления МКД не было принято;
2) принятое собственниками помещений в МКД решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в МКД не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в МКД не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления МКД, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию МКД.
Согласно пункту 39 указанных Правил в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления МКД или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый указанного пункта 39 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в МКД выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, конкурс не должен проводиться только при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в МКД не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления этим домом.
В материалы же настоящего дела представлены доказательства реализации собственниками МКД способа управления, выбранного на общем собрании собственников помещений от 20.05.2015, а именно: копии договоров управления спорным МКД от 01.06.2015, заключенные с собственниками помещений, обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Кроме того, представлены перечисленные выше доказательства передачи МКД в управление Общества от прежней управляющей компании (ООО "Радиус") по акту о приеме-передаче здания (форма N ОС-1) от 31.05.2015, а также заключения Обществом в отношении указанного МКД договоров с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями.
Действующее законодательство не предусматривает обязанность управляющей организации, выбранной на основании общего собрания собственников помещений в МКД, представлять в орган муниципального жилищного контроля в качестве документов договоры управления МКД.
Так, положениями части 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрена обязанность управляющей организации направить сведения о заключении, прекращении либо расторжении договора управления в орган государственного жилищного контроля.
Пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, установлена обязанность управляющей организации направить в орган государственного жилищного надзора и орган муниципального жилищного контроля уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанные требования действующего законодательства были выполнены ООО "Элис-Хоум" в полном объеме путем направления извещений (с приложением копии протокола общего собрания) в ГЖИ (письмо от 03.06.2015 исх. N 195) и в Администрацию (письмо от 24.06.2015 исх. N 017).
На основании распоряжения ГЖИ от 26.06.2015 N 30-рл сведения об указанном МКД внесены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, о чем Администрация была поставлена в известность письмом ГЖИ от 30.06.2015 с отражением сведений о заключении лицензиатом (ООО "Элис-Хоум") договора управления рассматриваемым МКД.
Таким образом, у Администрации, располагавшей сведениями об указанном решении собственников до даты окончания приема заявок в конкурсе (06.07.2015) и даты проведения самого конкурса (14.07.2015), отсутствовали правовые основания для проведения конкурса.
Администрация также не представила доказательств созыва до объявления конкурса общего собрания собственников в порядке части 4 статьи 200 ЖК РФ для решения вопроса о выборе способа управления спорным МКД.
В ответ на обращение ООО "Элис-Хоум" от 26.06.2015 Администрация сообщила, что конкурс был проведен в связи с тем, что общее собрание собственников помещений от 20.05.2015 по избранию Общества управляющей компанией не имело кворума (исх. N 01-45-5695/15-0-1 от 10.08.2015).
Между тем, данный довод ответчика не подкреплен ссылками на надлежащие доказательства. То обстоятельство, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) от 23.07.2015 N 04/18243, принятое по результатам рассмотрения жалобы Общества, содержит сведения, что на 13.07.2015 заявителем заключены договоры с 40 % собственников помещений, не свидетельствует о его недобросовестности, кроме того, объясняется заявителем тем, что понятия "большинство собственников" и "собственники помещений в данном доме, обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме" не являются тождественными.
В обоснование правомочности решения общего собрания собственников от 20.05.2015 заявитель представил копии протокола общего собрания от 20.05.2015, бюллетеней голосования, свидетельств о праве собственности лиц, принимавших участие в голосовании, расчет количества голосов собственников помещений, принимавших участие в собрании. Следует отметить, что в компетенцию органа местного самоуправления не входит проверка сведений, содержащихся в протоколе общего собрания собственников МКД.
Доказательств оспаривания и признания в судебном порядке незаконными проведения 20.05.2015 и решений общего собрания собственников в материалах настоящего дела не имеется, на обратное участники дела и не ссылаются.
Администрация не объяснила возможность обоснования вывода об отсутствии кворума (неправомочности) общего собрания собственников от 20.05.2015 датированным ранее этого актом от 15.05.2015 б/н, ссылка на который имеется в решении УФАС, сам акт от 15.05.2015 б/н в материалы дела в качестве документа не представлен.
Таким образом, оспоренные действия Администрации не соответствуют самостоятельному выбору собственниками МКД заявителя в качестве управляющей компании, противоречат требованиям перечисленных норм права, непосредственным образом нарушают права заявителя в экономической сфере и создают ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет признание оспоренных действий незаконными.
С учетом изложенного, при всей совокупности перечисленных обстоятельств и доказательств, оцениваемых по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, решение суда - подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом исхода дела в апелляционном суде с Администрации следует взыскать в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2016 по делу N А56-53647/2015 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Элис-Хоум" удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Московского района Санкт-Петербурга по проведению открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39, лит. А.
Взыскать с Администрации Московского района Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элис-Хоум" 4 500 руб. судебных расходов по государственной пошлине по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Элис-Хоум" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 29.01.2016 N 20.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53647/2015
Истец: ООО "Элис-хоум"
Ответчик: Администрация Московского района Санкт-Петербурга
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N3 Московского района", ООО "Управляющая компания "Норма-Дом", Бобков Д. А., Бобров Д. А., Добровольская О. А., Емельяненко И. М., Зверева Э. В., Зелинский И. Л., Кукин С. А., Кукуева Н. В., ООО "Альфа", ООО "Стройкорпорация "Элис", Трофимов А. В.
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7051/16
13.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6342/16
12.05.2016 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6345/16
21.01.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53647/15