г. Пермь |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А50-24035/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТОМА" (ОГРН 1025900908110, ИНН 5904063290) - Балмашева Т.В., паспорт, доверенность от 11.01.2016 года;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми (ОГРН 1025901364246, ИНН 5906048829) - Авдеев Д.А., удостоверение, доверенность от 11.01.2016 года;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2016 года
по делу N А50-24035/2015, принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТОМА" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми
о признании недействительными ненормативных актов в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТОМА" (далее - заявитель, общество "СТОМА") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми (далее - Фонд, Пенсионный фонд) о признании недействительными решения от 28.08.2015 N 069 003 15 РВ 0000544/13-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, требования от 26.09.2015 N 06900340124096 в части доначисления страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих пени и штрафов (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2016 года требования общества "СТОМА" удовлетворены, решение Пенсионного фонда от 28.08.2015 N 069 003 15 РВ 0000544/13-2015 и требование Пенсионного фонда от 26.09.2015 N 06900340124096 признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Пенсионный фонд приводит доводы о неправомерности применения обществом пониженного тарифа, поскольку доля доходов от основного вида деятельности составила менее 70 процентов, так как страхователь неправомерно исключает из общей суммы доходов поступления, полученные в рамках обязательного медицинского страхования, а также необоснованно включает в доходы от основного вида деятельности доходы от реализации пациентам ортопедических протезов в сумме 602 753,88 руб. По мнению Фонда, стоматологическая практика, применительно к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, отражена в разделе N "Здравоохранение и предоставление социальный услуг" ОКВЭД 85 код 85.13, который включает, - деятельность в области стоматологии общего и специального характера; деятельность в области ортодонтии. При этом указанная группировка не включает: изготовление искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений стоматологами - техниками, если они сами их не устанавливают.
При этом, общество также ведет вид деятельности - 52.32 ОКВЭД. деятельность по розничной торговле медицинскими товарами. Поскольку деятельность по розничной торговле медицинскими товарами, изготовление искусственных зубов, зубных протезов не включается в группировку 85.13 ОКВЭД, а является иными видами деятельности - 33.10.1 ОКВЭД, 52.32 ОКВЭД, а также принимая во внимание, что пункт 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не предусматривает возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности для определения 70 процентной доли доходов в целях применения пониженного страхового тарифа, соответственно, доходы от реализации пациентам ортопедических протезов в сумме 602 753,88 руб. не подлежали включению в доходы от основного вида деятельности.
Обществом "СТОМА" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Пенсионного фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка деятельности общества "СТОМА", по результатам которой составлен акт проверки от 23.06.2015 N 069 003 15 АВ 0000459/13-2015.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 28.08.2015 N 069 003 15 РВ 0000544/13-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, Фонд доначислил заявителю страховые взносы в сумме 58 304,19 руб., пени - 2 135,3 руб.
Кроме того, общество "СТОМА" привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 11 660,84 руб., части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 1 821,59 руб. (л.д.195-202 том 1).
Фонд также направил требование от 26.09.2015 N 06900340124096 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, согласно которому заявителю предложено уплатить страховые взносы в сумме 58 304,19 руб., пени - 6 424,38 руб., штрафы - 11 660,84 руб. (л.д.189-191 том 1).
Считая, что указанные решение и требование Фонда частично не соответствуют законодательству Российской Федерации о страховых взносах, общество "СТОМА" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании их недействительными в части доначисления страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих сумм пени и штрафов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом пониженного тарифа.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных 4.1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет 2,9 процента, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и занимающиеся видами деятельности, предусмотренными п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, имеют право на пониженный тариф страховых взносов.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), при осуществлении которых упомянутыми плательщиками применяется пониженный тариф страховых взносов, определен пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Из приведенных норм Закона N 212-ФЗ следует, что для получения права на применение пониженного тарифа организация должна соблюсти ряд условий: применять упрощенную систему налогообложения; основным видом экономической деятельности являются вид деятельности, определенный в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В силу положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в частности доходы в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Судом первой инстанции установлено, что в течение 2014 года общество "СТОМА" применяло упрощенную систему налогообложения.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности заявителя является стоматологическая практика (код ОКВЭД 85.13). Заявителем получена лицензия от 20.07.2010 на осуществление медицинской деятельности (л.д.49-117, 132-139 том 1).
Общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из бюджета ФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения предоставляются бюджетам территориальных фондов ОМС в виде субсидий. Из бюджетов территориальных ФОМС указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям для последующего предоставления медицинским учреждениям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС (пункт 2 части 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное учреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансируется из средств обязательного медицинского страхования (ОМС), как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно сведениям из Территориального фонда медицинского страхования общая сумма средств обязательного медицинского страхования выделенных Обществу в 2014 году составила - 1 609 205,49 руб.
Фактически в 2014 году заявитель получил 1 430 629,37 руб. (оставшаяся часть поступила в начале 2015 года) (л.д.155-156 том 1, л.д.120-129 том 2).
Деятельность Общества связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования (пункт 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
При этом такие медицинские организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС, которые в составе налогооблагаемых доходов не учитываются.
Факт ведения раздельного учета целевых средств материалами дела подтвержден (счет 86 "Целевые финансирование и поступления") и сторонами не оспаривается.
Согласно первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, книге доходов и расходов, доход Общества за 2014 год составил 4 964 850 руб. (л.д.52-53, 59-80 том 2).
14.07.2015 заявитель представил в налоговый орган уточненную декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (корректировка N 1), с одновременной корректировкой доходов в книге доходов и расходов, из которых усматривается, что доход Общества за 2014 год для целей налогообложения составил 3 545 793 руб. (л.д.49-51, 55-117 том 1).
По мнению Общества, доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, устанавливается как отношение доходов от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, к общей сумме доходов, в которые включены только доходы от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, а доходы, полученные в рамках ОМС не подлежат включению. Согласно позиции Пенсионного фонда, указанное соотношение определяется как сумма доходов от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, к общей сумме доходов, в которые включаются доходы от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, а также доходы, полученные в рамках ОМС.
При таких обстоятельствах одной из спорных позиций между Обществом и Фондом является возможность включения либо невключения в общую сумму доходов, доходов, полученных в рамках ОМС.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ целевые бюджетные средства ОМС не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности. Вместе с тем, правовые основания для исключения целевых бюджетных средств ОМС из общей суммы доходов, отсутствуют, поскольку из буквального толкования и смысла части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС.
При определении доли доходов от основного вида деятельности, в контексте части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в числителе учитываются доходы от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС (без учета доходов, полученных в рамках ОМС), а в знаменателе сумма доходов от реализации стоматологических услуг, в том числе в рамках ДМС, а также доходы, полученные в рамках ОМС.
С учетом изложенного, в знаменателе дроби подлежит отражению все доходы, т.е. 4 976 422,37 руб. (3 545 793 руб. + 1 430 629,37 руб.).
В указанной части выводы суда первой инстанции являются верными, основанными на правильном применении норм материального права.
В части суммы доходов от основного вида деятельности, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что общество "СТОМА" самостоятельно изготовление искусственных зубов, зубных протезов не осуществляло, а приобретало либо заказывало их у иных организаций (л.д.6-208 том 3, л.д.1-60 том 4).
Согласно ОКВЭД код 85.13 включает, - деятельность в области стоматологии общего и специального характера; деятельность в области ортодонтии. При этом указанная группировка не включает: изготовление искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений стоматологами - техниками, если они сами их не устанавливают.
В группировку по коду 33.10.1 ОКВЭД включается производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование, и ортопедических приспособлений.
Основанием для разграничения группировок ОКВЭД 85.13 и 33.10.1 в части изготовления искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений стоматологами - техниками, является факт одновременного изготовления и установки (ОКВЭД 85.13), либо только их изготовления (ОКВЭД 33.10.1).
Из материалов дела следует, что общество "СТОМА" самостоятельно не осуществляет изготовление искусственных зубов, зубных протезов, а приобретает либо заказывает их у иных организаций.
Таким образом, деятельность заявителя не подпадает под код ОКВЭД 33.10.1., поскольку в данный ОКВЭД включается деятельность организаций изготовителей).
Оказывая своим клиентам услугу по установке искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений, приобретенных у иных лиц, общество "СТОМА" оказывает единую стоматологическую услугу, в стоимость которой входит, в том числе, непосредственно услуги по установке, иные необходимые манипуляции, а также стоимость искусственных зубов, зубных протезов, протезных приспособлений и иных необходимых материалов, что включается в деятельность в области стоматологии специального характера (ОКВЭД 85.13).
На основании вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что общество осуществляет два вида деятельности, отклоняется.
Ссылка Пенсионного фонда о том, что розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями является иным видом деятельности ( код 52.32 ОКВЭД) и доходы от реализации пациентам ортопедических протезов не подлежат включению в доходы от основного вида деятельности, отклоняется, поскольку Пенсионным фондом в ходе проведения проверки деятельность по коду ОКВЭД 52.32 не исследовалась и не была положены в основу при принятии обжалуемого решения. Иного из материалов дела не усматривается. Факт самостоятельной реализации ортопедических протезов как товара без факта оказания услуг по их установке не подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, доля доходов Общества от основного вида деятельности в области стоматологии специального характера за 2014 год составит 71,25% (3 545 793 руб. / 4 976 422,37 руб.), т.е. более 70 процентов установленных частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, а потому заявителем выполнены все условия для применения пониженного тарифа, следовательно, Пенсионный фонд неправомерно исчислил страховые обязательства исходя из тарифа страховых взносов, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
При указанных обстоятельствах, доначисление страхователю страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих пени и штрафов, произведено Пенсионным фондом неправомерно.
С учетом изложенного, оспариваемые решение и требование подлежат признанию недействительными в части доначисления страховых взносов за 2014 год, связанных с применением пониженного страхового тарифа, соответствующих пени и штрафов, как несоответствующие законодательству Российской Федерации о страховых взносах, нарушающие права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 февраля 2016 года по делу N А50-24035/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24035/2015
Истец: ООО "СТОМА"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Мотовилихинском районе г. Перми, УПФ РФ (ГУ) в Мотовилихинском районе г. Перми