г. Москва |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А40-64517/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2015 по делу N А40-64517/2015, принятое судьей Ю.Н. Кухаренко (155-334),
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 037739510423)
к ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Атаманов Р.С. по дов. от 07.12.2015; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" (ответчик) от 26.12.2014 N 77/601/14-182202 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0009001:1025, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б. Также заявитель просил обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0009001:1025, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б.
Решением от 03.11.2015 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суд пришел к выводу, что переданные сведения об объекте до 01.01.2013 уже включены в государственный кадастр недвижимости, основания для кадастрового учета отсутствуют.
Не согласившись с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы указывает, что площадь и высота технического подполья не изменялись с 2005 года и имеются основания для включения площади указанного помещения в общую площадь здания.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, городу Москве принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - здание, по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б, площадью 2766,5 кв.м.
10.09.2014 Департамент городского имущества города Москвы обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением N 77-0-1-22/3003/2014-28808 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, распложенного по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б, с кадастровым номером 77:03:0009001:1025. Заявление подано в связи с изменением площади здания.
26.09.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на срок не более чем на три месяца со дня принятия решения.
Решение о приостановлении мотивировано следующим.
В настоящее время в ГКН содержатся сведения о нежилом здании с кадастровым номером 77:03:0009001:1025, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б, количество этажей - 3, а также подземный. Сведения поступили из ГУП МосгорБТИ на дату инвентаризации 20.12.2005. Сведения об этаже "техническое подполье" в ГКН отсутствуют. При передаче сведений об объекте капитального строительства в орган кадастрового учета, сведения о помещениях, площадь которых не входит в общую площадь объектов недвижимости были переданы в составе передаваемых сведений об основных объектах недвижимости как неотделимые, либо не были переданы вообще. В соответствии со СНиП 31-06-2009 (утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) в общую площадь здания не включается площадь технического подполья.
Таким образом, переданные сведения об ОКС до 01.01.2013 уже включены в ГКН.
Решением от 26.12.2014 N 77/601/14-182202 заявителю отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая решение от 26.12.2014 незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Полномочия ответчика установлены ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 1, 3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457), приказом Росреестра от 24.12.2012 N П/599 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии федеральными государственными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности".
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам объекта недвижимости относится площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно нормам п. 3, 6 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В соответствии с п. 8 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Нормой ч. 10 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что форма технического плана и требования к его подготовке форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" Минэкономразвития России принят приказ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2010 N 16771).
Согласно п. 20 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном здании принимается на основании, в том числе, документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, в том числе органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета.
Как усматривается из пп. 9 п. 73 и п. 75.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости сведения о площади здания в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра вносятся в Реестр на основании технического плана здания.
В настоящем случае в ФГБУ "ФКП Росреестра" заявителем представлен технический план, составленный на основании декларации об объекте недвижимости (Т 1, л.д. 39-96). Технический план содержит декларацию об объекте недвижимости, составленную и заверенную правообладателем объекта недвижимости, документ подтверждающий право собственности города Москвы на здание.
Технический план, представленный для кадастрового учета изменений вместе с заявлением, полностью соответствует требованиям приказов Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 (зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2010 N 18723) и от 08.11.2013 N 662 (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2014 31874).
Нормы ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета.
В силу ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Суд апелляционной инстанции на основании исследованных в порядке ст. 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, приходит к выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством, для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Что касается основания к отказу в учете изменений.
В силу п. Б 32.1 Приложения Б к СНиП 31-06-2009 Свод правил общественные здания и сооружения (утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) этаж технический: этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Пространство для прокладки коммуникаций высотой менее 1,8 м. этажом не является.
Согласно п. Г4 Приложения Г к СНиП 31-06-2009 Свод правил общественные здания и сооружения в общую, полезную площади здания не включаются площади подполья для проветривания здания на вечномерзлых грунтах; чердака; технического подполья при высоте от пола до низа выступающих конструкций (несущих и вспомогательных) менее 1,8 м.
В соответствии с п. 4 Требований к определению площади здания, помещения (утв. приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531, зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2011 N 22231) площадь здания определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный).
Ранее действовали аналогичные требования СНиП 2.08.02-89 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78).
В настоящем случае, как следует из экспликации МосгорБТИ от 22.12.2014 на дату последнего обследования - 20.12.2005 (Т 1, л.д. 97-104) общая площадь нежилых помещений в здании по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б 2766,5 кв.м., по помещениям не входящим в общую площадь здания - 864,7 кв.м., тип названных помещений - подвал технический, высота - 220.
Кроме того, из ответа начальника Восточного ТБТИ от 11.07.2013 (Т 2, л.д. 78) следует, что по данным технического учета по состоянию на дату 20.12.2005 площадь данного объекта составляла 2766,5 кв.м., кроме того: площадь технического подполья 864,7 кв.м., не входящая в общую площадь здания. Изменение площади произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации и учета площади технического подполья в общей площади здания.
Таким образом, на 20.12.2005 в здании с кадастровым номером 77:03:0009001:1025, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б, уже существовало техническое подполье площадью 864,7 кв.м. с высотой 2,2 м.
Исходя из текста оспариваемого отказа, ответчик располагал сведениями МосгорБТИ о данных технического учета здания по состоянию на 2005 год.
С учетом действующих требований СНиП 31-06-2009 Свод правил общественные здания и сооружения, на которые сослался ответчик, и Требований к определению площади здания, помещения (утв. приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 531, зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2011 N 22231) у ФГБУ "ФКП Росреестра" не имелось оснований к отказу в учете изменений объекта недвижимости, произошедших в результате включения в площадь здания площади технического подполья.
Иные основания в оспариваемом отказе ФГБУ "ФКП Росреестра" не приведены. Вместе с тем, суд принимает во внимание представление заявителем проекта переустройства с техническим заключением (Т 2, л.д. 41-63) и технического заключения о состоянии части несущих и ограждающих конструкций здания (Т 2, л.д. 64-73).
Учитывая изложенное, оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствует требованиям норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Незаконное решение нарушает права и законные интересы Департамента при осуществлении полномочий собственника объекта недвижимости.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), в указанной связи решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2015 по делу N А40-64517/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 26.12.2014 N 77/601/14-182202 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0009001:1025, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0009001:1025, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новокосинская, д. 17Б.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64517/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастьровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве"