город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2016 г. |
дело N А32-47200/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньтранс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.03.2016 по делу N А32-47200/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубаньтранс"
к Департаменту транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования г. Краснодар
об оспаривании решения
принятое судьей Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубаньтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 30.10.2015 N 39-5688/01 об отказе в рассмотрении представленного заявителем пакета документов для расчета субсидий за июль 2015 года по причине несоблюдения сроков предоставления исправленных документов, установленных пунктом 7 Постановления N 4073.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что обществом не соблюдены установленные сроки обращения за расчетом субсидии.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что пропуск срока повторного обращения не является основанием для отказа в рассмотрении представленных документов для расчета субсидий.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент с заявлением N 345 от 14.08.2015 для расчета размера субсидий за июль 2015 года в рамках Постановления администрации муниципального образования города Краснодара от 23.06.2014 N 4073 "Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, на условиях предоставления меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 п. 7 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар" и постановлением администрации город Краснодар от 27.05.2013 N 3563 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодара связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1".
Однако по предоставленному пакету документов расчет субсидий произведен не был, письмом Департамента от 20.08.2015 N 39-3793/02 обществу сообщено об отказе в предоставлении субсидии по указанным в нем основаниям в связи с несоответствии предоставленной информации.
Письмо получено обществом 31.08.2015. Общество за расчетом субсидий за июль 2015 г. повторно обратилось в Департамент письмом от 23.10.2015 N 619.
Письмом Департамента от 30.10.2015 исх. N 39-5688/01 представленные заявителем документы оставлены без рассмотрения по причине несоблюдения сроков предоставления исправленных документов, установленных пунктом 7 Постановления N 4073.
Указанный отказ послужил основанием для обращения обществ в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в частности, принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 указанного Кодекса).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 9 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон N 193-КЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции организовывают транспортное обслуживание населения в пределах муниципального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также компенсируют убытки перевозчикам, обслуживающим муниципальные городские, муниципальные пригородные и муниципальные междугородные маршруты, образующиеся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости перевозки пассажиров, а также от работы на маршрутах, функционирование которых и количество выполняемых рейсов (время работы) обусловлено социальной необходимостью.
Решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 (в редакции решения городской Думы Краснодара от 27.06.2012 N 31 пункт 2) пункт 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар" установлен максимальный размер стоимости проезда в городе Краснодаре - 18 рублей.
В соответствии с постановлением администрации от 11.08.2009 N 2829 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар на условиях предоставления меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 п. 7 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар" право на получение субсидий согласно утвержденному порядку имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар.
Субсидии предоставляются получателю в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и одного места багажа на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар, ниже уровня экономически обоснованных тарифов на указанные услуги.
Постановлением администрации от 28.05.2013 N 3563 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1" отменено действие постановления от 28.08.2009 N 3006 с момента опубликования (28.05.2013) и установлен новый порядок возмещения неполученных доходов, согласно которому право на получение субсидий имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар" (далее - получатель), обратившиеся за получением субсидий.
Субсидии предоставляются получателям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар". Возмещению подлежат недополученные доходы, образовавшиеся в связи с предоставлением указанных дополнительных мер социальной поддержки с 01.03.2013.
Расчет размера Субсидий осуществляется Департамент ежемесячно на основании представленной Получателем до 15 числа месяца, следующего за отчетным, справки о количестве поездок, совершенных отдельными категориями граждан, по социальному проездному документу для проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар, предоставляющему право на фиксированное количество поездок (далее - поездки, совершенные отдельными категориями граждан), согласно приложению с приложением отчета оператора электронной системы учета поездок в общественном транспорте о количестве совершенных поездок отдельными категориями граждан.
В случае непредставления Получателем в указанный срок установленных документов выплата Субсидий не производится.
В соответствии с пунктом 9 Порядка Департамент осуществляет проверку полноты, правильности оформления и достоверности документов, представленных Получателями в соответствии с пунктом 5 раздела III Порядка, и в пятидневный срок принимает решение о предоставлении Субсидии либо об отказе в предоставлении Субсидии. В случае принятия решения об отказе в предоставлении Субсидии Получателю возвращают документы с указанием причин возврата.
Основанием для отказа в предоставлении Субсидии является предоставление Получателем документов не в полном объеме, неправильное оформление документов, представленных согласно пункту 5 раздела III Порядка, несоответствие документов, представленных согласно пункту 5 раздела III Порядка.
Решение об отказе в предоставлении Субсидии вместе с документами направляется Получателю по истечении семи дней с даты их регистрации.
Получатель в течение пяти дней с момента получения от Департамента решения устраняет основания для отказа в предоставлении Субсидии и повторно обращается в Департамент. По истечении указанного срока Департамент производит расчет размера средств Субсидий в соответствии с пунктом 8 раздела III Порядка и в пятидневный срок направляет Получателю, в отношении которого принято решение о предоставлении Субсидий, уведомление о необходимости представления им в Департамент счета на получение средств Субсидий на сумму согласно проведенному расчету (далее - счет).
Заявка на финансирование передается Департаментом в департамент финансов администрации муниципального образования город Краснодар после получения от Получателя счета.
Пунктами 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как следует из материалов дела, обществом обратилось в Департамент с заявлением N 345 от 14.08.2015 для расчета размера субсидий за июль 2015 года.
Однако по предоставленному пакету документов расчет субсидий произведен не был, письмом Департамента от 20.08.2015 N 39-3793/02 обществу сообщено об отказе в предоставлении субсидии по указанным в нем основаниям в связи с несоответствии предоставленной информации.
Письмо получено обществом 31.08.2015 г.
Общество за расчетом субсидий за июль 2015 г. повторно обратилось в Департамент письмом от 23.10.2015 N 619.
Следовательно, суд первой инстанции верно установил, что обществом не соблюдены установленные сроки обращения за расчетом субсидии.
Письмом Департамента от 30.10.2015 исх. N 39-5688/01 представленные заявителем документы оставлены без рассмотрения по причине несоблюдения сроков предоставления исправленных документов, установленных пунктом 7 Постановления N 4073.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал отсутствующими основания для признания решения Департамента от 30.10.2015 г. N 39-5688/01 недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Как верно указал суд первой инстанции, субсидия затрагивает бюджетные правоотношения, является не доходом, а помощью субъекту малого и среднего предпринимательства, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов или финансового возмещения понесенных затрат, не является безусловно гарантированной выплатой, а выплачивается лишь при соблюдении определенных условий, в том числе при наличии бюджетных средств, выделенных на эти цели. Соответственно, не предоставление субсидии в данном случае не нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на них какие-либо обязанности, не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что несоблюдение сроков не является основанием для отказа в рассмотрении представленных документов для расчета субсидий, подлежит отклонению, поскольку противоречит установленным нормативным актом правилу, а именно, п.7 Постановления от 23.06.2014 N 4073.
Общество не представило доказательств и не привело норм права, которые бы обязывали департамент рассмотреть документы о предоставлении субсидий в случае их несвоевременного представления.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2016 по делу N А32-47200/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47200/2015
Истец: ООО "Кубаньтранс"
Ответчик: Департамент транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования г. Краснодар
Третье лицо: Департамент транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар