город Омск |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А46-12796/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Матвеевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3146/2016) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2016 по делу N А46-12796/2015 (судья Яркова С.В.), принятое по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400), об обязании снять с кадастрового номера земельные участки, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления лесного хозяйства Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченка Э.А. (служебное удостоверение, доверенность N 03-Д от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016);
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Субботиной И.С. (служебное удостоверение, доверенность N 2015-08 от 07.10.2015 сроком действия один год);
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Федорова Е.А. (служебное удостоверение, доверенность N 19 от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016);
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее по тексту - Территориальное управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, ответчик) об обязании снять земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами: 55:20:090501:395, 55:20:090501:41, 55:20:131103:345, 55:20:191301:1, 55:20:191301:13, 55:206191301:14, 55:20:191301:8; 55:20:191301:16, 55:20:200804:107, 55:20:240801:2001, 55:20:233003:60, 55:20:240801:2038, 55:20:240801:21, 55:20:240801:54, 55:20:240801:33 с кадастрового учета.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил признать земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами: 55:20:090501:395, 55:20:090501:41, 55:20:131103:345, 55:20:191301:1, 55:20:131401:40, 55:20:240801:81, 55:20:240801:82, 55:20:240801:83, 55:20:191301:13, 55:20:191301:14, 55:20:191301:8, 55:20:191301:16, 55:20:200804:107, 55:20:240801:2001, 55:20:233003:60, 55:20:240801:2038, 55:20:240801:21, 55:20:240801:54, 55:20:240801:3 ранее учтенными и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области снять указанные земельные участки лесного фонда с государственного кадастрового учёта.
Определением суда от 28.10.2015 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.02.2016 по делу N А46-12796/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой в суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2016 по делу N А46-12796/2015 в связи неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права; пояснило, что заявляя требование о признании спорных земельных участков ранее учтенными, истец не принял во внимание положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре).
Главное управление лесного хозяйства Омской области в отзыве на апелляционную жалобу согласилось с доводами Территориального управления.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, исковые требования основаны на том, что в рамках проведения работ по верификации сведений в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда, целью которой является сопоставление реестров государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области выявлены 19 земельных участков с категорией земель "земли лесного фонда", сведения, о которых не внесены в государственной лесной реестр, а именно: 55:20:090501:395, 55:20:090501:41, 55:20:131103:345, 55:20:191301:1, 55:20:131401:40, 55:20:240801:81, 55:20:240801:82, 55:20:240801:83, 55:20:191301:13, 55:20:191301:14, 55:20:191301:8, 55:20:191301:16, 55:20:200804:107, 55:20:240801:2001, 55:20:233003:60, 55:20:240801:2038, 55:20:240801:21, 55:20:240801:54, 55:20:240801:3.
Как указал истец, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости вышеуказанные земельные участки лесного фонда являются ранее учтенными, и участки являются дублями площадей земельных участков в составе земель лесного фонда, поставленных на государственный кадастровый учет в рамках работ, проведенных филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" в рамках государственного контракта от 19.02.2013 N Р-1К-13/1 по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведений о лесных (земельных) участках в границах лесничеств, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ и Закона о кадастре.
Границы спорных земельных участков, в соответствии с нормами действующего законодательства, установлены не были.
На основании статьи 24 Закона о кадастре и Положения о Территориальном управлении, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании спорных участков ранее учтенными и снятии их с государственного кадастрового учета.
Оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 1 Закона о кадастре установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Статьей 7 Закона о кадастровом учета определен перечень подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, а именно о его уникальных характеристиках и дополнительных сведений, к которым пунктами 11 и 24 части 2 отнесены сведения о кадастровой стоимости и прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 поименованного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастровом учете).
Структуру, состав кадастровых сведений, правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости и ведения кадастровых дел устанавливает Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
В соответствии с пунктом 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости входит, в том числе, внесение статуса кадастровых сведений об объекте недвижимости - ранее учтенные, внесенные, временные, учтенные, архивные, аннулированные.
В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, внесение в Реестр сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные".
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений ГКН изменяется на "учтенный" с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, а также если право собственности на объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, сведения о таких объектах недвижимости с момента их внесения в Реестр приобретают статус "учтенный", при этом в данном случае статус кадастровых сведений о преобразуемых объектах недвижимости изменяется на "архивный" (за исключением случаев, если исходные объекты недвижимости в результате преобразования сохраняются в измененных границах) с момента постановки на кадастровый учет образованных из них объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При этом, указанными выше положениями не предусмотрено изменение статуса объекта недвижимости с "учтенного" на "ранее учтенный".
В материалы дела представлены кадастровые паспорта спорных земельных участков, в которых указан статус "ранее учтенные" (55:20:090501:395, 55:20:090501:41, 55:20:131103:345, 55:20:191301:1, 55:20:191301:13, 55:20:191301:14, 55:20:191301:8, 55:20:191301:16, 55:20:200804:107, 55:20:240801:2001, 55:20:233003:60, 55:20:240801:2038, 55:20:240801:21, 55:20:240801:54).
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области указало на то, что 13 из 19 спорных земельных участок имеют статус ранее учтенных, в отношении земельных участков 55:20:233003:60 и 55:20:131401:40 сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют; земельные участки 55:20:240801:81, 55:20:240801:82, 55:20:240801:83 имеют статус "учтенных".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требование истца о признании спорных земельных участков лесного фонда "ранее учтенными" не подлежит удовлетворению.
Требование истца об обязании ответчика снять спорные земельные участки лесного фонда с государственного кадастрового учета, поскольку они являются дублями площадей земельных участков в составе земель лесного фонда, поставленных на государственный кадастровый учет в рамках работ, проведенных филиалом ФГБУ "Рослесифоррг" в рамках государственного контракта от 19.02.2013 N Р-1К-13/1, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Закона о кадастре).
При этом описание местоположения границ земельного участка, его площадь являются уникальными характеристиками, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 3, 6 части 1 статьи 7 Закона о кадастре).
Согласно части 1 статьи 16 и статьи 20 Закона о кадастре недвижимости изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц.
Указанным законом установлены условия аннулирования и исключения сведений из государственного кадастра недвижимости, снятие объекта недвижимого имущества с кадастрового учета.
Как правильно указал суд первой инстанции, снятие с учета земельного участка возможно в следующих случаях:
-земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно пункту 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;
- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно пункту 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер; если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Снятие земельного участка с кадастрового учета означает прекращение существования данного объекта недвижимости (подпункт 24 пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре).
Иных оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета Закон о кадастровом учете не содержит.
Оценив материалы дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в деле доказательств образования новых земельных участков именно из земельных участков, о снятии с кадастрового учёта которых просит истец.
Кроме того, согласно части 1, части 3 статьи 6, статьи 7, статей 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации (действующих в период постановки спорных участков на учет) границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Вместе с тем, истцом таких доказательств не представлено; не представлены и документы, свидетельствующие о существовании "дублей" площадей земельных участков, о снятии с кадастрового учета которых заявлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, поскольку Территориальное управление не платило государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2016 по делу N А46-12796/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12796/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Ответчик: ФГБУ "Федераьная кадастровая палатаФедеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области
Третье лицо: Главное управление лесного хозяйства Омской области