г. Чита |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А10-5837/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Монаковой О.В., Ошировой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бальжинимаевой Ч.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 марта 2016 года по иску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью "С.В.К." (ОГРН 1147746084375, ИНН 7718966160) о взыскании пени в сумме 10 594,3 рублей (суд первой инстанции: судья Мархаева Г.Д-С).
при участии в судебном заседании:
от истца: представителя по доверенности от 25.01.2016 Базарова А.Б.
( личность и полномочия представителя установлены Арбитражным судом Республики Бурятия)
установил:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "С.В.К" о взыскании пени в сумме 10 594,3 руб.
Исковое заявление определением суда от 01.10.2015 принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 25.11.2015 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика 2 056,60 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 марта 2016 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда от 01.03.2016, истец обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что отказ в удовлетворении заявленного иска со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" ( далее - Порядок) неправомерен, поскольку указанный Порядок не предусматривает возможность списания сумм неустоек для органов управления государственными внебюджетными фондами.
В судебном заседании, проводимом посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда республики Бурятия, представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица участвующие в деле, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.06.2015 между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (заказчик) и ООО "С.В.К." (поставщик) заключен государственный контракт N 190 (далее - контракт), по условиям которого последний обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники и факсов для филиалов ОПФР по Республике Бурятия в количестве 104 шт.
Количество поставленного товара определяется товарными накладными в соответствии со спецификацией и описанием объекта закупки (пункт 5.2 контракта).
Согласно пунктам 2.1, 2.4 контракта общая цена составляет 551 113 руб., включая стоимость товара с учетом расходов на доставку, разгрузку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а также затрат, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Срок поставки определен с момента заключения контракта по 25 июня 2015 года включительно (пункт 5.1 контракта).
При приемке товара поставщик передает заказчику подписанные поставщиком документы о приемки товара - акты приема-передачи товара, товарные накладные, счета-фактуры, общий акт приема-передачи товара. По факту приема товара заказчик возвращает поставщику подписанные со своей стороны накладные на товар (пункт 5.3 контракта).
Поставка товара будет считаться осуществленной с момента подписания обеими сторонами общего акта приема передачи товара (пункт 5.7 контракта).
В соответствии с пунктом 13.2 контракта в случае возникновения претензий относительно исполнения одной стороной своих обязательств по контракту другая сторона может направить претензию в письменной форме. Сторона, которой адресована претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее двух рабочих дней с момента ее получения.
17 августа 2015 года истцом ответчику по почте направлено требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения контракта в сумме 10 594,3 руб. в срок до 7 сентября 2015 года. Требование ответчиком получено 27 августа 2015 года.
10 сентября 2015 года обществом в адрес Фонда направлено письмо, в котором общество просило сделать верный расчет пеней по просрочке поставки расходных материалов для копировально-множительной техники и факсов, поскольку в представленном расчете пени неверно указаны суммы накладных по просроченным поставкам по филиалам, несоответствие количества просроченных дней.
В связи с неисполнением требования об уплате пени Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Республики Бурятия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности начисления истцом неустойки за просрочку поставки товара, соответствия расчета неустойки условиям контракта и Правил N 1063, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" начисленная неустойка подлежала списанию заказчиком.
Четвертый арбитражный апелляционный суд полагает подлежащим отмене обжалуемо решение, по следующим основаниям.
К правоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что под государственным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Пунктом 1 статьи 457 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Пунктом 3 данного Постановления установлено, что предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
- предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
- осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
В данном случае, как верно установлено судом первой инстанции, поставщиком контракт исполнен в полном объеме в 2015 году, неустойка не превышает 5% цены контракта.
Вместе с тем отказывая в удовлетворении иска и указывая, что указанная сумма неустойки подлежит списанию, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 5 указанного Постановления N 196, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Указанный порядок списания утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 N 98н (далее - Порядок N 98н), согласно пункту 6 которого при возникновении оснований и наличии документов, указанных в пунктах 2 - 4 настоящего Порядка, заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В свою очередь в пункте 3 Порядка N 98н предусмотрено, что списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 98н, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
По смыслу вышеназванных норм списание Пенсионным фондом начисленной ООО "С.В.К." неустойки могло быть произведено лишь при наличии подписанного сторонами акта сверки неуплаченных штрафных санкций.
На основании изложенного, учитывая, что соответствующий акт (акты) между сторонами не подписывался, и ответчик не согласен с рассчитанной истцом суммой неустойки в размере 2 056,60 руб. у Пенсионного фонда не имелось оснований для списания указанной суммы неустойки на основании пункта 6.1 статьи 34 Закон N 44-ФЗ и Постановления N 196, в связи с чем он правомерно обратился в суд за взысканием суммы неустойки.
Согласно уточненным требованиям размер неустойки составляет 2056,60 руб.
Расчет пени произведен истцом в соответствии с пунктом 10.3 Контракта и пунктом 6 Правил исходя из одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по формуле П = (Ц - В) х С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
C = CЦБ х где:
C ЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком
Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К = - х ДК
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Судом апелляционной проверен уточненный расчет пени, представленный истцом, признается судом правильным.
При таких обстоятельствах сумма неустойки в размере 2056 руб. 60 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.3,4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.
В силу ст. 110 АПК РФ, судебные расходы относятся на ответчика как на проигравшую сторону.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 марта 2016 года по делу N А10-5837/2015 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "С.В.К." (ОГРН 1147746084375, ИНН 7718966160) в пользу Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ОГРН 1020300893249 ИНН 0323048828) пени в размере 2056 руб. 60 коп., судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб., всего взыскать 5056 руб. 60 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "С.В.К." (ОГРН 1147746084375, ИНН 7718966160) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5837/2015
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Улан-Удэ - филиал отделения пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Республике Бурятия
Ответчик: ООО С.В.К.