г. Киров |
|
13 мая 2016 г. |
Дело N А29-8453/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Кобелевой О.П., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гавшина Виктора Ильича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2016 по делу N А29-8453/2015, принятое судом в составе судьи Василевской Ж.А.,
по исковому заявлению Дорожного агентства Республики Коми (ИНН:1101486389, ОГРН:1051100405487)
к индивидуальному предпринимателю Гавшину Виктору Ильичу (ИНН:110800408221, ОГРН:312110813300011),
о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов,
установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к индивидуальному предпринимателю Гавшину Виктору Ильичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП Гавшин В.И.) о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в размере 17 577 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2016 исковые требования удовлетворены.
ИП Гавшин В.И. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2016 отменить и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя жалобы, факт причинения вреда и его размер истцом должным образом не доказаны. Весовой контроль на стационарном контрольном пункте осуществлялся без предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортного средства в движении. В нарушение Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса от 27.04.2011 N 125 на стационарном контрольном пункте отсутствовали стационарные динамические весы; при взвешивании транспортного средства ответчика не производилась фото- и видеофиксация процесса взвешивания. Протокол весового контроля заполнен от руки, что является грубым нарушением, и не подписан водителем, поэтому не может свидетельствовать о достоверности указанных в нем сведений. Согласно техническим характеристикам по данным завода-изготовителя вес автотранспортного средства Volvo FH12 c прицепом Grey Adams GA2SM составляет 16 770 кг, масса перевозимого груза согласно товарной накладной от 11.09.2013 N 11.09.2013-11Т составляла 939 кг, опломбировка груза не повреждалась. Исходя из подтверждающих документов, общая масса перевозимого груза и автотранспортного средства составляет 17 709 кг при допустимой массе 40 000 кг. Из протокола весового контроля следует, что весовая платформа установлена с нарушением техническим норм с наклоном левой части платформы весов, следовательно, взвешивание транспортного средства ответчика проведено с нарушением установленного порядка.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.09.2013 инспектором Государственной инспекции безопасности дорожного движения на посту весового контроля автодороги "Сыктывкар-Ухта" (314 км) в результате проведения весового контроля установлен факт перевозки тяжеловесного груза с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки и полной массы транспортного средства - седельного тягача Volvo FH12, г/н О 678 НВ 11 с прицепом Grey Adams GA2SM, г/н АК 3409 11, принадлежащего на праве собственности ИП Гавшину В.И., что подтверждается представленными в материалами дела свидетельствами о регистрации транспортных средств.
По факту выявленного нарушения составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 13.09.2013 N У-57, от подписания которого водитель и владелец транспортного средства Гавшин В.И. отказался, о чем специалистом по эксплуатации весового оборудования сделана соответствующая запись; инспектором Государственной инспекции безопасности дорожного движения вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.09.2013 11 ВВ 833440 по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.
Согласно данным акта от 13.09.2013 N У-57 превышение массы автопоезда составило 2630 кг, превышение допустимых нагрузок на 2, 3, 4, 5 оси составило соответственно 20,50 %, 4,80 %, 8,93 %, 1,07 %.
На основании акта контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 13.09.2013 N У-57 истцом произведен расчет суммы платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством ответчика, который составил 17 577 рублей 30 копеек.
В связи с неуплатой предпринимателем в добровольном порядке вышеуказанной суммы возмещения вреда Дорожное агентство Республики Коми обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Законом.
Порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Закона N 257-ФЗ).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены в статьях 11 и 12 Закона N 257-ФЗ, которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных данным Законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 7, 12 статьи 12 Закона N 257-ФЗ).
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определен постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, порядок выдачи разрешений на провоз таких грузов, а также предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортных средств и на общую массу транспортного средства установлены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта российской Федерации 27.05.1996 (пункты 1.2, 1.4 Инструкции и Приложение N 1 к Инструкции, действующей в спорный период).
Пунктом 1.2 указанной Инструкции (применяющейся в части, не противоречащей положениям Закона N 257-ФЗ), установлено, что под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I приложения N 1 к данной Инструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений:
предельно допустимой массы транспортного средства;
предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Одним из доводов апелляционной жалобы является осуществление весового контроля в отношении автотранспортного средства ответчика без предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении. Заявитель полагает, что истцом нарушены требования Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 (далее - Приказ N 125), а также Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.07.2011 N 193 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.2.2 вышеназванного Порядка при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция) в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения производится остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля.
Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении.
Госавтоинспекцией производится взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов, сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Сроки и последовательность административных действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения, установлены Административным регламентом.
Пунктом 19 Административного регламента предусмотрено, что взвешивание транспортных средств осуществляется либо по инициативе перевозчика, либо при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором Госавтоинспекции в случае поступления информации о превышении данным транспортным средством допустимых весовых параметров от должностного лица при получении данных системы весового контроля для динамического взвешивания, установленной на подъезде к стационарному контрольному пункту. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.
Пунктом 20 Административного регламента установлен дальнейший порядок действий должностного лица при выявлении такого транспортного средства. Должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что взвешивание транспортных средств в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, проводится только для выявления автомобилей с нарушениями параметров нагрузки в процессе движения потока автотранспортных средств на проезжей части, при этом обязательного порядка взвешивания транспортного средства в движении на данном этапе не установлено. Окончательным при определении весовых параметров является взвешивание транспортного средства на специальной площадке, оборудованной весами для контрольного взвешивания (в статическом режиме).
Как следует из акта контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 13.09.2013 N У-57, измерение весовых параметров транспортного средства, принадлежащего ответчику, производилось в статическом режиме.
Как следует из материалов дела, пост весового контроля, на котором установлен факт перевозки ответчиком тяжеловесного груза с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, является стационарным.
Вопреки доводам апеллянта Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом N 125, не предусмотрена обязательная фото- и видеофиксация процесса взвешивания транспортного средства.
Из указания в пункте 11 вышеназванного Порядка на наличие системы видеоконтроля на стационарных контрольных пунктах данная обязанность не вытекает.
Довод заявителя жалобы о несоответствии массы транспортного средства, указанной в акте контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 13.09.2013 N У-57, совокупной массе автотранспортного средства и перевозимого груза, рассчитанной исходя из технических характеристик автотранспортного средства Volvo FH12 и прицепа Grey Adams GA2SM и данных о массе груза, указанных в товарной накладной, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Весовой контроль в отношении принадлежащего ответчику транспортного средства производился посредством весового оборудования, прошедшего сертификацию и поверенного надлежащим образом, соответствующие сертификаты и свидетельство о поверке представлены в материалы дела.
Данных о том, что водитель транспортного средства выражал несогласие в отношении автоматизированной системы контроля весовых параметров в момент взвешивания в акте контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 13.09.2013 N У-57, либо иных документах, не содержится.
Ссылка заявителя жалобы на товарную накладную и отраженную в ней массу груза не опровергает сведений, указанных в акте от 13.09.2013 N У-57. Предприниматель не представил доказательств отсутствия в транспортном средстве на момент проверки иного, не указанного в товарной накладной груза.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 13.09.2013 11 ВВ 833440 о привлечении Гавшина В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ указаны причины привлечения к данной ответственности, а именно: нарушение правил перевозки грузов с превышением осевой нагрузки.
В графе "наличие события административного правонарушения и назначенное административное наказание не оспариваю" постановления имеется подпись водителя Гавшина В.И.
Указанное постановление по делу об административном правонарушении, в том числе причины привлечения к административной ответственности, ответчиком не обжаловались в установленном законом порядке.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушениях, допущенных при осуществлении весового контроля.
Довод заявителя жалобы о том, что протокол весового контроля не может являться доказательством причинения ответчиком вреда, поскольку заполнен от руки и не подписан водителем, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как нормы Приказа N 125 не содержат запрет заполнения данного документа от руки (либо указания на его составление машинописным путем), кроме того, от руки в нем заполнены только графы "Место дислокации ПВК", "Марка, модель тягача", "Рег. Знак". Протокол весового контроля подписан сотрудником ГИБДД и оператором поста весового контроля. Отсутствие подписи водителя не лишает протокол доказательственной силы.
Что касается указания заявителя на различную нагрузку на левое и правое колеса осей транспортного средства, то данный факт не свидетельствует об установлении весовой платформы с нарушением техническим норм с наклоном левой части платформы весов, поскольку данная разница может быть вызвана неравномерным расположением груза относительного правого и левого колеса оси. Доказательства в подтверждение данного довода апелляционной жалобы ответчиком также не представлены.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела. Обжалуемое решение суда содержит выводы, соответствующие доказательствам и обстоятельствам дела, нормам права, и не подлежит отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2016 по делу N А29-8453/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гавшина Виктора Ильича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8453/2015
Истец: Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ИП Гавшин Виктор Ильич