город Омск |
|
10 мая 2016 г. |
Дело N А46-12872/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3156/2016) Министерства труда и социального развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2016 года по делу N А46-12872/2015 (судья Целько Т.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "АвтоСила-55" (ИНН 5503225828, ОГРН 1115543004026) к Министерству труда и социального развития Омской области (ИНН 5503079341, ОГРН 1045504007603),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418)
о взыскании 1 049 087 руб. 69 коп.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства труда и социального развития Омской области - представитель Терехова Н.Ю. по доверенности N ИСХ-15/МТСР 15314 от 05.11.2015 сроком действия по 31.12.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "АвтоСила-55" - представитель Земляницина Д.А. по доверенности от 04.04.2016 сроком действия на один год, представитель Положенцева С.Ю. по доверенности от 04.04.2016 сроком действия на один год,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоСила-55" (далее - ООО "АвтоСила-55", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству труда и социального развития Омской области (далее - Министерство труда и социального развития, ответчик) о взыскании 1 049 087 руб. 69 коп., в том числе 1 039 131 руб. 04 коп. - задолженность по договору N 13 о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан в пределах территории Омской области от 12.01.2015, 9 956 руб. 65 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2015 по 19.10.2015.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2016 года по делу N А46-12872/2015 исковые требования удовлетворены.
Возражая против принятого решения, Министерство труда и социального развития в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что отсутствовали основания для применения при возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду, провозную плату в размере 22,67 руб., установленную ООО "АвтоСила-55" на уровне предельного тарифа (приказ РЭК от 05.11.2014 N 232/61), поскольку в приказе Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.12.2014 N 546/75 ООО "АвтоСила-55" не указано в перечне предприятий, для которых установлены предельные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортном в городском сообщении. Отмечает, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие перечисление Департаментом транспорта г. Омска в период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года ООО "АвтоСила-55" денежных средств в виде компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в сумме 4 222 750 руб. 50 коп., которым судом первой инстанции не дана надлежащая оценка. ООО "АвтоСила-55" при заполнении форм отчетности самостоятельно и добровольно указывало тариф в размере 18 руб. Отмечает, что тариф в размере 22,67 руб. для проезда в пассажирском транспорте в черте города установлен с 17.07.2015, в связи с чем необоснованно применение данного тарифа в период с 25.06.2015 по 24.09.2015.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителя в него не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представители истца просили оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Между Министерством труда и социального развития Омской области (Минтруд) и ООО "АвтоСила-55" (транспортная организация) заключен договор о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан в пределах территории Омской области N 13 от 12.01.2015, регулирующий (в соответствии с пунктом 1 договора) взаимодействие сторон по предоставлению мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан в Омской области в виде права бесплатного проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории города Омска в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области", порядок и условия перечисления средств областного бюджета на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора транспортная организация обязуется обеспечить перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, на исправном подвижном составе всеми видами пассажирского транспорта с использованием электронных транспортных карт, универсальных электронных карт. Минтруд обязуется производить возмещение затрат транспортной организации в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего договора (пункт 2.3.1 договора).
Согласно пункту 3.2 договора сумма возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, определяется ежемесячно, исходя из фактических затрат транспортной организации, рассчитанных из количества перевезенных транспортной организацией с применением электронной транспортной карты, универсальной электронной карты пассажиров, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в период с 1 по 24 число каждого отчетного месяца и с 25 по последнее число предшествующего календарного месяца, а также действующего в период совершения поездок тарифа на разовую поездку в пассажирском транспорте городского сообщения в пределах территории города Омска, установленного в соответствии с законодательством.
Как указывает истец, в период с 25.06.2015 по 24.09.2015 ООО "АвтоСила-55" осуществило перевозку 278 479 пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки. С учетом действовавшего в этот период тарифа на разовую поездку в пассажирском транспорте городского сообщения в пределах города Омска, составлявшего 22 руб. 67 коп. (данный тариф установлен для ООО "АвтоСила-55" приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 05.11.2014 N 232/61) сумма затрат, подлежащая возмещению Минтрудом по договору от 12.01.2014, составила 6 313 118 руб. 93 коп.
Как следует из пункта 3.5 договора Минтруд до окончания текущего месяца производит возмещение транспортной организации затрат, рассчитанных в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 настоящего договора, на основании отчета в соответствующем отчетном периоде, представленного в сроки согласно пункту 3.7 настоящего договора, путем перечисления денежных средств, поступивших из областного бюджета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и сумм фактического финансирования.
Возмещение затрат произведено ответчиком частично в сумме 5 273 987 руб. 89 коп.
Задолженность Министерства труда и социального развития по возмещению затрат ООО "АвтоСила-55" на перевозку в период с 25.06.2015 по 24.09.2015 пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, составила по расчётам истца 1 039 131 руб. 04 коп., что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В пункте 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" установлены категории граждан, проживающих на территории Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по проезду в соответствии с настоящим постановлением, и утверждён Порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области.
В соответствии с пунктом 2 Порядка возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по проезду, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 настоящего Порядка, отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, осуществляется на основании отчетности о фактическом количестве поездок отдельных категорий граждан, которым в соответствии с областным законодательством предоставлена мера социальной поддержки (далее - граждане), и стоимости проезда, определенной в размере регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленного органом исполнительной власти Омской области.
Средства на возмещение затрат перечисляются на счета заключивших с Министерством труда и социального развития Омской области договоры о возмещении затрат перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), осуществляющих регулярные перевозки всеми видами пассажирского транспорта общего пользования в городском сообщении, регулярные перевозки автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном и междугородном сообщении, перевозки внутренним водным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении, перевозки железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области граждан, на основании отчетности о фактическом количестве поездок граждан, в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 6 Порядка).
Форма договора о возмещении затрат, формы и сроки предоставления перевозчиками отчётности о фактическом количестве поездок граждан утверждаются Министерством труда и социального развития Омской области (пункт 7 Порядка).
Количество перевезенных региональных льготников зафиксирована в подписанных сторонами отчетах за спорный период (л.д. 54-57 т.1).
Размер подлежащей выплате компенсации в соответствии с условиями договора определен истом как произведение количества перевезенных льготников на утверждённый для истца приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 05.11.2014 N 232/61 тариф на перевозку в размере 22,67 руб.
Такой порядок расчету соответствует установленному Порядку и условиям заключенного сторонами.
Указание ответчика на то, что сумма компенсации должна определяться исходя из тарифа 18 руб., суд отклоняет.
На 2015 год для истца был установлен тарифе в размере 22,67 руб., о чем указано выше.
Решением Омского городского Совета от 26.12.2012 N 99 "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории г. Омска" установлено, что размер оплаты проезда и провоза ручной клади в городском транспорте общего пользования не должен превышать 18 руб. При этом, пунктом 2 названного решения было определено, что финансирование расходов, связанных с компенсацией разницы между предельными тарифами за разовую поездку на перевозку пассажиров в городе Омске в автобусах, троллейбусах, трамваях, установленными Региональной энергетической комиссией Омской области, и размером оплаты проезда и провоза ручной клади, установленного статьей 1 настоящего Решения, осуществляется за счет средств бюджета города Омска.
В соответствии с таким порядком до спорного периода происходила компенсация перевозчикам разницы между утверждённым для них тарифом и стоимостью проезда (для истца, в частности, 22,67 руб.- 18 руб.). То есть, как указывает истец, муниципалитет до июля 2015 года компенсировал расходы в указанной разнице (4.67 руб.) на каждого льготника. А ответчик, соответственно, компенсировал расходы, исходя из тарифа 18 руб.
16.07.2015 внесены изменения в Решение N 99, согласно которым мера социальной поддержки, установленная пунктом 1 решения, не распространяется на поездки граждан при реализации ими права бесплатного проезда, предоставленного данным гражданам нормативными правовыми актами Омской области.
Таким образом, в спорный период компенсация расходов перевозчикам в размере указанной выше разницы (4,67 руб.) по региональным льготникам не предполагается.
Поэтому в рамках заключенного сторонами договора в спорный период ответчик должен компенсировать расходы в размере, определённом как произведение тарифа (22,67) на количество перевезенных льготников.
В связи с чем суд отклоняет указание ответчика на то, что представленные в дело платежные поручения подтверждают перечисление истцу компенсации по региональным льготникам.
По условиям заключенного сторонами договора размер компенсации определяется на основании передаваемых перевозчиком до 25 числа каждого месяца отчетов о фактическом количестве поездок региональных льготников, совершенных за период с 1 по 24 число текущего месяца, и с 25 по последнее число предшествующего месяца. Согласно пункту 3.5. Минтруд до окончания текущего месяца производит возмещение затрат. Следовательно, обязанность по выплате компенсации по перевозкам с 25.06.2015 относится к июлю 2015 года. Поэтому суд отклоняет указание на то, что расчет должен быть произведен с 16.07.2015.
В случае установления несоответствия фактического количества поездок граждан количеству поездок граждан, указанному в отчетности, представленной перевозчиками, приостановление или уменьшение суммы возмещения затрат осуществляется в соответствии с Методикой, утверждаемой приказом Министерства труда и социального развития Омской области по согласованию с Министерством финансов Омской области (пункт 6.1 Порядка возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 N 224-п).
Иных оснований для уменьшения суммы возмещения затрат Порядком не предусмотрено.
При таких обстоятельствах требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Апелляционная жалоба министерства труда и социального развития удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 11 февраля 2016 года по делу N А46-12872/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12872/2015
Истец: ООО "АвтоСила-55"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Омской области
Третье лицо: Региональная энергетическая комисиия Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14918/16
12.09.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3471/16
10.05.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3156/16
11.02.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12872/15