город Омск |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А81-5398/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2105/2016) Открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал"
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2015 по делу N А81-5398/2015 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" (ИНН 8905045443, ОГРН 1098905000622)
к Ноябрьскому отделу Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа,
об оспаривании предписания от 09.10.2015 N 1503-1,
лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили;
установил:
Открытое акционерное общество "Вынгапуровский тепловодоканал" (далее - заявитель, ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Департамент) о признании недействительным предписания от 09.10.2015 N 1502-1.
Решением арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что поскольку материалами дела подтвержден факт поставки собственникам жилого помещения многоквартирного жилого дома горячей и холодной воды несоответствующей по химическому составу нормативам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01, то требования Департамента об уменьшении платы за коммунальную услугу горячего и холодного водоснабжения, изложенные в оспариваемом предписании, являются законными и обоснованными.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая факта поставки воды ненадлежащего качества, между тем указало, что требования оспариваемого предписания являются незаконными и нарушают законные права и интересы ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал".
В обоснование своей позиции апеллянт указал, что Общество не имеет возможности обеспечить своих потребителей водой надлежащего качества из-за отсутствия очистных сооружений на заборе питьевой воды, и, потому, фактически взымает плату за техническую воду, а не за питьевую, в связи с чем, исполнение Обществом предписания приведет к безвозмездному осуществлению водоснабжения.
От Ноябрьского отдела Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
До начала судебного заседания от Открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Ноябрьский отдел Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с приказом Департамента от 22.09.2015 N 1502-од в отношении ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал" проведена проверка по обращению гражданина, проживающего по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Молодежная, д. 11 о нарушении прав потребителей.
ОАО "Вынгапуровский тепловодканал" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу : ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Молодежная, 11, на основании договора N 33/6-11 от 01.02.2011 г. заключенного с ТСЖ "Вынгапур".
ОАО "ВТВК" имеет лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Ямало-Ненецкого АО N 089-000019 от 29.04.2015 г.
При проведении проверки установлено, что Общество осуществляет указанную деятельность с нарушением обязательных требований, а именно: установлен факт несоответствия состава и свойств горячей и холодной воды нормативным требованиям п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-10 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и п.3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Анализ горячей и холодной воды произведен Территориальным отделом Роспотребнадзора по ЯНАО в г.г. Ноябрьск, Муравленко 06.07.2015 г.
По результатам проверки Департаментом в отношении Общества было вынесено предписание N 1502-1 об уменьшении размера платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения потребителям, проживающим в квартире N 16, за период поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества с 06.07.2015 по 30.09.2015. Срок исполнения Предписания - 15.11.2015.
ОАО ""Вынгапуровский тепловодоканал", не согласившись с вышеуказанным актом надзорного органа, обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным.
08.12.2015 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу положений частей 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно требованиям части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель (в рассматриваемом случае Общество) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам.
Таким образом, деятельность по предоставлению коммунальных услуг является неотъемлемой частью предмета договора управления многоквартирным домом, а действующее законодательство устанавливает обязательные требования к указанной деятельности, в том числе устанавливает обязанность уменьшения (осуществления перерасчета) платы за коммунальные услуги в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Из материалов дела следует, что по условиям договора управления многоквартирным домом от 01.02.2011 Общество обязалось предоставлять коммунальные услуги, в том числе холодного и горячего водоснабжения (пункты 2.2, 3.1.4, приложение N 5).
Вместе с тем, при проведении проверки установлено, что Общество осуществляет указанную деятельность с нарушением обязательных требований, а именно: предоставление коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению потребителю, проживающему в квартире N 16 многоквартирного дома N 11 по ул. Молодежная, мкр. Вынгапуровский, г. Ноябрьска, осуществляется с превышением норм содержания железа и мутности, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Указанные обстоятельства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ послужили основанием для выдачи Обществу оспариваемого предписания от 09.10.2015 N 1502-1 об устранении выявленных нарушений в установленный срок, которым Обществу предписано в срок до 15.11.2015 года:
"Уменьшить размер платы за коммунальную услугу горячего и холодного водоснабжения потребителям, проживающим в квартире N 16 за период поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества с 06.07.2015 по 30.09.2015 г.".
Суд апелляционной инстанции, повторно ознакомившись с представленными в материалы дела доказательствами, приходит к выводу, что оспоримое предписание является законным и обоснованным.
При этом, доводы апеллянта об обратном со ссылкой на отсутствие возможности обеспечить своих потребителей водой надлежащего качества из-за отсутствия очистных сооружений на заборе питьевой воды, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пунктов 2, 6 Приложения N 1 к данным Правилам качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пунктам 3.1, 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием установленным в таблицах 2 и 3, приложении N 2 нормативам по показателям содержания вредных веществ.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт поставки собственникам жилого помещения многоквартирного жилого дома горячей и холодной
воды несоответствующей по химическому составу нормативам, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 4 Правил N 354 холодное водоснабжение предусматривает лишь водоснабжение питьевой водой.
Условия о поставке потребителям технической воды договор управления многоквартирным домом от 01.02.2011 не содержит. Доказательств согласия потребителей на получение и оплату такой дополнительной услуги Обществом не представлено.
Подмена понятия "предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества" понятием "поставка технической воды" и использование тарифа на поставку технической воды исключает возможность потребителя реализовать предусмотренное пунктами 98, 101 Правил N 354 право на перерасчет платы за коммунальные услуги вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
Из пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованных системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности. Случаи, когда допускается отклонение качества питьевой воды от установленных требований и пределы несоответствия качества подаваемой воды предусмотрены частью 7 статьи 8 и частью 9 статьи 23 названного Закона.
Доказательств наличия таких случаев в настоящем деле не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое предписание Департамента соответствует жилищному законодательству, Правилам N 354 и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, доводы апеллянта о том, что исполнение им оспариваемого предписания приведет к значительным материальным затратам Общества, которые в связи с уменьшением размера платы за коммунальную услугу горячего и холодного водоснабжения, не будут компенсироваться потребителями, и фактически приведет к тому, что осуществление водоснабжения будет проводиться без взимания платы, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку Общество, будучи коммерческой организацией, осуществляют предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, за собственный счет.
Кроме того, пунктом 98 Правил N 354 предусмотрена обязанность управляющей организации при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества уменьшить размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания от 09.10.2015 N 1502-1 незаконным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Вынгапуровский тепловодоканал" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2015 по делу N А81-5398/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5398/2015
Истец: ОАО "Вынгапуровский тепловодоканал"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, Ноябрьский отдел Департамента Государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Ноябрьский отдел