город Омск |
|
19 апреля 2016 г. |
Дело N А75-12035/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2578/2016) Администрации города Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-12035/2015 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Администрации города Нижневартовска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным решения от 29.06.2015 об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Нижневартовска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
администрация города Нижневартовска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра, Управление) о признании незаконным сообщения от 29.06.2015 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 86:11:0000000:79430, 86:11:0901001:146, 86:11:0902001:553, 86:11:0902001:557, 86:11:0902001:555, 86:11:0901001:148, 86:11:0901001:150, 86:11:0901001:149, 86:11:0902001:556, 86:11:0902001:559, 86:11:0902001:560, 86:11:0903001:353, 86:11:0903001:354, 86:11:0401001:819, 86:11:0401001:817, 86:11:0401001:816, 86:11:0401001:821, 86:11:0902001:558, 86:11:0902001:554.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-12035/2015 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-12035/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ей требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что Администрацией не были предоставлены доказательства отнесения спорных земельных участков к муниципальным землям. По утверждению подателя жалобы, в качестве такого основания для государственной регистрации было предоставлено решение Нижневартовского городского суда от 05.09.2013.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Администрации и Управления поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16.05.2015 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 86:11:0000000:79430, 86:11:0901001:146, 86:11:0902001:553, 86:11:0902001:557, 86:11:0902001:555, 86:11:0901001:148, 86:11:0901001:150, 86:11:0901001:149, 86:11:0902001:556, 86:11:0902001:559, 86:11:0902001:560, 86:11:0903001:353, 86:11:0903001:354, 86:11:0401001:819, 86:11:0401001:817, 86:11:0401001:816, 86:11:0401001:821, 86:11:0902001:558, 86:11:0902001:554.
Уведомлением от 28.05.2015 N 86/002/005/2015-544, 546,547, 548, 549, 551, 553, 554, 555, 556, 557, 558, 559, 559, 560, 561, 562, 563, 564, 566 Управление уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации по основаниям пунктов 1,2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Причиной приостановления явился факт не представления заявителем документов - оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности.
Решением регистрирующего органа от 28.05.2015 государственная регистрация была приостановлена.
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации, заявителю было предложено в срок до 29.06.2015 устранить причины, препятствующие проведению регистрации, и представить доказательства наличия оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.
Письмом от 25.06.2015 N 1970/36-01 Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации в целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, направил в Управление Росреестра вступившее в законную силу решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.09.2013 об обязании администрации города Нижневартовска до 01.07.2015 поставить на кадастровый учет земельные участки, общей площадью 5 759 га, на которых расположены городские леса города Нижневартовска, и оформить право муниципальной собственности города Нижневартовска на городские леса, расположенные на земельных участках, общей площадью 5 759 га.
Сообщением от 29.06.2015 регистрирующий орган уведомил Администрацию об отказе в государственной регистрации, сославшись в качестве основания отказа на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности Управление Росреестра указало, что Администрацией не представлены дополнительные доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации прав.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-12035/2015 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При недоказанности хотя бы одного из указанных условий заявление не может быть удовлетворено.
Пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В части 1 пункта 4 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ, государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В пункте 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи Закона о государственной регистрации).
В силу статей 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию Администрацией представлены заявления, а также кадастровые паспорта земельных участков, в качестве основания проведения государственной регистрации ссылается на статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В ходе проведения правовой экспертизы представленных Администрацией документов на государственную регистрацию права собственности на земельные участки, у регистрирующего органа возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 данного Перечня для регистрации права необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Исходя из анализа вышеназванных правовых норм, а также, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии у Управления законных оснований для приостановлении государственной регистрации права собственности, ввиду непредставления Администрацией доказательств отнесения спорных земельных участков к муниципальным землям в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Ссылка подателя жалобы на решение Нижневартовского городского суда от 05.09.2013, как на основание государственной регистрации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное решение не содержит сведений о наличии, возникновении, переходе, ограничении (обременении) прав на недвижимое имущество (земельные участки).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, указание в решении на обязанность администрации оформить право собственности города Нижневартовска на городские леса, расположенные на земельных участках общей площадью 5 759 га не является основанием для регистрации права, а обязывает администрацию совершить определенные действия.
В такой ситуации, при отсутствии документов, подтверждающих право собственности Администрации города Нижневартовска на спорные земельные участки, отказ Управления в регистрации права собственности Администрации города Нижневартовска на земельные участки является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Администрации.
Доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.01.2016 по делу N А75-12035/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12035/2015
Истец: Администрация г. Нижневартовска
Ответчик: Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии по Хмао - Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре