Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2016 г. N Ф02-4029/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
16 мая 2016 г. |
Дело N А78-11610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2016.
Полный текст постановления изготовлен 16.05.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-гражданское строительство" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 декабря 2015 года по делу N А78-11610/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-гражданское строительство" (ОГРН 1147536006331, ИНН 7536146131, 672000, город Чита, улица Анохина, 112) к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, 672090, город Чита, улица Профсоюзная, 23) о взыскании 654 811,40 руб. - неосновательно приобретенных денежных средств, (суд первой инстанции: Герценштейн О.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-гражданское строительство" - Макарова Н.В., представитель по доверенности от 30.12.2015,
от ответчика: Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14"- Колобова Т. А., представитель по доверенности от 01.01.2016.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-гражданское строительство" обратилось в арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" о взыскании 654 811,40 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С принятым решением, как незаконным и необоснованным, не согласен истец, который в апелляционной жалобе указал на то, что ответчик объем мероприятий для подключения всего объекта фактически выполнил в 2012 году, подключение 4 этапа объекта только в мае 2015 года было вызвано незаконными действиями самого ответчика по уклонению от исполнения условий договора подключения. ООО "ПГС" не подписало с ответчиком дополнительное соглашение по изменению платы за подключение 4 этапа на сумму 8 208 771, 73 руб. Следовательно, ответчик не имеет правовых оснований получить плату за подключение 4 этапа объекта. Считает, что ошибочно произведенная ООО "ПГС" переплата ответчику за секцию А в сумме 654811, 40 руб. подлежит возврату. Просит решение суда отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, указанным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 сентября 2014 года произведена реорганизация закрытого акционерного общества "Промышленно-гражданское строительство" в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-гражданское строительство".
Согласно регистрационным документам наименование ответчика с 19.06.2015 изменилось на публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14".
05.02.2007 между ОАО "ТГК N 14" (энергоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью ПТК "НЕКСТ" (заказчик) заключен договор N 11 о присоединении к тепловым сетям строящегося объекта - многоквартирного жилого дома по ул. Белика.
На основании соглашения от 24.02.2011 N 13-Д/СГ-2 между Правительством Забайкальского края, обществом с ограниченной ответственностью "Стройинвест" и ЗАО "Промышленно-гражданское строительство" о сотрудничестве по завершению строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Генерала Белика, 13, ЗАО "Промышленно-гражданское строительство" приняло для завершения строительства брошенный предыдущим застройщиком жилой дом по ул. Генерала Велика, 13 в г. Чите.
04.08.2011 между ОАО "ТГК N 14" - энергоснабжающей организацией (ЭСО), обществом с ограниченной ответственностью ПТК "НЕКСТ" и ЗАО "ПГС" заключено дополнительное соглашение N 51/доп/11/2007 к договору N 11 о присоединении к тепловым сетям строящегося объекта, согласно которому даты подписания соглашения права и обязанности заказчика перешли к ЗАО "ПГС".
В соответствии с п. 1.1. договора N 11 от 05.02.2007 ЭСО предоставляет заказчику право на подключение к тепловым сетям строящегося силами заказчика объекта, а заказчик обязуется произвести оплату за подключение в соответствии с условиями настоящего договора.
Статьей 2 договора определена плата за подключение и порядок расчетов. В соответствии с пунктом 2.2. договора N 11 от 05.02.2007 оплата производится в следующем порядке: 50% - до выдачи ТУ, 50 % - до момента подключения к тепловым сетям ОАО ТГК-14.
Размер платы за подключение подлежит корректировке после выполнения проектной документации на теплоснабжение объекта и уточнения тепловой нагрузки.
Расчет с учетом изменений производится в течение 30 дней с момента извещения
заказчиком ЭСО об изменении тепловой нагрузки (пункт 2.3 договора).
08.04.2013 между ОАО "ТГК N 14" и ЗАО "ПСС" подписано дополнительное соглашение N 4/доп/11/2007 к договору N 11 от 05.02.2007 о присоединении к тепловым сетям строящегося объекта с протоколом согласования разногласий от 29.11.2013.
Согласно протоколу согласования разногласий от 29.11.2013 уточнена сумма присоединяемой тепловой нагрузки по вышеуказанному объекту, в частности по секции
А- 4 этап нагрузка составляет 0,608048 Гкал/час. Стоимость подключения секции А была определена в сумме 3 112 893, 22 руб. исходя из действующего на тот момент тарифа 5 119 485,99 руб. за 1 Гкал/час.
29.11.2013 между ОАО "ТГК N 14" и ЗАО "ПГС" заключено дополнительное соглашение N 3/доп/148/2010 к договору N 148/ЧТЭС от 01.10.2010 о подключении к сетям инженерно-технического (теплового) обеспечения объекта капитального строительства.
В 2014 году ЗАО "ПГС" оплатило 400 000 руб. за подключение секции А, что составило оплату 0,078133 Гкал/час нагрузки по действовавшему на тот момент тарифу
5 119 485,99 руб. за 1 Гкал/час (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 458 от 09.11.2012).
В 2014 году (с 28.04.14.) тариф за подключение 1 Гкал/час увеличился и составил 13500203,49 руб. за 1 Гкал/час (приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 98 от 28.04.2014).
14.10.2014 ОАО "ТГК-14" представил к подписанию протокол согласования разногласий к договору N 11 от 05.02.2007 г. в котором предлагало пересчитать сумму подключения секции А в полном объеме в связи с изменением тарифа. ООО "ПГС" не согласилось с данным предложением, так как полагало, что пересчету подлежит только неоплаченная часть нагрузки, а сумма оплаченной нагрузки в рамках действовавшего в 2013 году тарифа не должна быть пересмотрена.
Таким образом, плата за секцию А должна быть пересчитана следующим образом:
Произведенная оплата в размере 400 000 руб., (что составляет 0,078133 Гкал/час нагрузки по действовавшему на момент оплаты тарифу 5 119 485,99 руб. за 1 Гкал/час.) + 7 153 960, 33 руб. (что составляет 0,529915 Гкал/час из расчета тарифа 13 500 203,49 руб. за 1 Гкал/час.) = 7 553 960,33 руб. за нагрузку 0,608048 Гкал/час.
ООО "ПГС" ошибочно произведенную переплату ответчику за секцию А в сумме 654 811,40 руб. просило ответчика вернуть либо зачесть в счет оплаты по иному договору присоединения.
Ответчик отказал в возврате денежных средств, либо проведении зачета.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 07.05.2015 по делу N А78-
3207/2015 удовлетворены исковые требования ООО "ПГС" об обязании ПАО "ТГК-14"
исполнить обязательства по вышеуказанному договору N 11 от 05.02.2007 и подключить к системе теплоснабжения указанный многоквартирный жилой дом.
В соответствии с актом о подключении, фиксирующим готовность к подаче тепловой энергии на объект капитального строительства, указанный объект - секция А с нагрузкой 0,608048 Гкал/час подключен к системе теплоснабжения 29 мая 2015 г.
Истец, со ссылкой на п. 34 Постановления N 307 от 16.04.2012, п. 37 Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 13.02.2015) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Суд, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из недоказанности предъявленных исковых требований, поскольку при фактическом подключении сетей истца к сетям ответчика, последний имеет право требовать оплаты за услуги подключения с учётом имеющейся оплаты по договору по тарифам, действующим на момент подключения.
Судебный акт принят со ссылками на положения 421, 422, 424, 432, 1102, 1103, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 14 Федерального Закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила от 09.06.2007), Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
Апелляционный суд оснований для иных выводов не находит.
Сложившиеся между сторонами правоотношения судом правильно квалифицированы как отношения по присоединению к тепловым сетям ответчика строящегося истцом объекта. Заключенный сторонами договор предполагает проведение со стороны энергоснабжающей организации работ по технологическому присоединению электроустановки заказчика к принадлежащим ответчику тепловым сетям, в том числе выполнение энергоснабжающей организацией и заказчиком обязанностей, предусмотренных техническими условиями на подключение объекта от 25.09.2013.
Процедура присоединения подключаемых объектов в сфере теплоснабжения к системе теплоснабжения (технологическое присоединение) и перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения к системе теплоснабжения (договор технологического присоединения) регламентированы до 01.05.2012 в Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), с 01.05.2012 в Правилах подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее Правила N307).
Заключённый 05.02.2007 договор N 11 является договором технологического присоединения.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В соответствии с п. 3 Правил N 307, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В соответствии с пунктом 8 статьи 14 федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил N 360, в соответствии с которым:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 307 техническая возможность подключения существует:
- при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя;
- при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
В п. 4 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" указано, что нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации.
В 2014 году постановлением администрации городского округа N 46 от 04.04.2014 утверждено техническое задание на корректировку инвестиционной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры ОАО "ТГК N 14" на 2014-2015 годы, утвержденной решением Думы городского округа "Город Чита" 23.12.2010 N 227. В пункте 114 данного задания указан многоквартирный жилой дом (секция А) - 4 этап по ул. Генерала Белика, 13, ЗАО "ПГС" с нагрузкой 0,610000.
В соответствии с п. 4 Правил N 360 для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "ТГК-14" в целях создания технической возможности подключения жилого дома расположенного по адресу: ул. Генерала Белика, 13, ЗАО "ПГС" с нагрузкой 0,610000 и обеспечения гидравлического и температурного режима данного объекта, обязано было провести мероприятия по развитию системы коммунальной инфраструктуры. При этом, сроки подключения объекта капитального строительства соответствовали выполнению мероприятий по Инвестиционной программе.
Поскольку для подключения построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения требовалось проведение мероприятий по развитию системы коммунальной инфраструктуры, постольку плата за подключение взята ответчиком правомерно.
Взимание такой платы осуществлено на основании приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 98 от 28.04.2014, действовавшего на дату фактического подключения тепловых установок объекта капитального строительства - объекта - секции А с нагрузкой 0,608048 Гкал/час к системе теплоснабжения -29 мая 2015 года.
Применение тарифа на подключение, установленного приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 98 от 28.04.2014 не противоречило положениям ранее действующего федерального закона от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также действующего в настоящее время федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (подпункт 8 пункта 1 статьи 8), согласно которым деятельность по подключению объектов к системам теплоснабжения определена как регулируемая, а также пункту 2.4 договора N11 от 05.02.2007, в соответствии с которым в случае, если до момента окончательного расчета по настоящему договору будет изменена плата за подключение к тепловым сетям ЭСО путем принятия соответствующего решения компетентным органом государственной власти, стороны обязуются произвести перерасчет стоимости настоящего договора.
В соответствии с приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 98 от 28.04.2014 г. размер платы за подключение был изменен и составил 13 500 203,49 руб. за 1 Гкал/час присоединяемой мощности.
Плата за подключение составила 0,608048 Гкал/час. Х 13 500 203,49 руб. = 8 208 771,73 руб.
С учетом 400 000 руб. предоплаты сумма, подлежащая оплате заказчиком, составила 7 808 771,73 руб., которую истец оплатил в полном объеме.
ПАО "ТГК-14" в адрес истца направило проект дополнительного соглашения N АУ-2237-14/11/2007/тех/ДС5 от 06.06.2014 к договору N 11 от 05.02.2007, с которым заказчик не согласился.
Вместе с тем, в силу приведенных законоположений, несогласие истца с размером оплаты, не образует на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Истец по правилам статей 65,68 АПК РФ не представил доказательств того, что ответчик приобрел или сберег имущество за счет истца на сумму, указанную в иске.
При таких обстоятельствах изложенные в апелляционной жалобе доводы оцениваются апелляционным судом критически и отклоняются как не подтвержденные надлежащим образом и противоречащие иным имеющимся в материалах дела документам.
Апелляционная коллегия находит обжалуемый судебный акт отвечающим нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 декабря 2015 года по делу N А78-11610/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11610/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2016 г. N Ф02-4029/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Промышленно-гражданское строительство"
Ответчик: ПАО "Территориальная генерирующая компания N14"