г. Москва |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А41-97045/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Гранит-АН" - Гурьевой Ю.А. (представителя по доверенности от 23.11.2015),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от муниципального унитарного предприятия "Кадастровое производство" - извещено, представитель не явился,
от администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит-АН" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.03.2016 по делу N А41-97045/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранит-АН" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просило обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палат) устранить кадастровую ошибку путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения на основании межевого плана от 20.08.2015 границ земельного участка по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Чашниково, с кадастровым номером 50:09:0060710:245 общей площадью 9 805 кв.м.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют муниципальное унитарное предприятие "Кадастровое производство" (далее - предприятие), администрация Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, администрации, предприятия.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании постановления администрации от 01.02.2010 N 147 образован земельный участок площадью 9 805 кв.м., категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с разрешенным видом использования - "для размещения промышленных объектов", под объектами недвижимого имущества общества, в районе деревни Чашниково сельского поселения Луневское Солнечногорского района Московской области.
Данным постановлением администрации утверждена схема расположения земельного участка площадью 9 805 кв.м. На основании этой схемы 06.07.2010 подготовлен межевой план данного земельного участка.
Земельный участок общей площадью 9 805 кв.м., категория земель: "емли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с разрешенным видом использования - "для размещения промышленных объектов" поставлен на государственный кадастровый учет, сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 10.08.2010. Земельному участку был присвоен кадастровый номер 50:09:0060710:245.
В дальнейшем общество пришло к выводу о том, что сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:245, содержащиеся в ГКН, не соответствуют фактическому землепользованию.
На основании обращения общества предприятие 20.08.2015 подготовило новый межевой план с изменением описания местоположения границ земельного участка. При составлении данного межевого плана кадастровый инженер отметил, что сведения о местоположении земельного участка, которые содержатся в ГКН, имеют существенное различие от реальных поворотных точек с координатами на местности.
При этом кадастровый инженер указал, что при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:245, его границы пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:61.
Согласно сведениям из ЕГРП какие-либо права в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:61 не зарегистрированы (уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 27.10.2015).
Считая, что при внесении сведений в ГКН допущена кадастровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:245, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к кадастровой палате, в котором просило обязать кадастровую палату устранить кадастровую ошибку путем осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения на основании межевого плана от 20.08.2015 границ земельного участка по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, в районе д. Чашниково, с кадастровым номером 50:09:0060710:245 общей площадью 9 805 кв.м.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно положениям статьи 70 данного Кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон).
В силу статьи 1 Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом согласно статье 7 Закон в ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона кадастровой ошибкой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в ГКН и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Закона при ведении ГКН применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В соответствии с положениями частей 1, 4, 5, 6 статьи 38 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в ГКН сведения и указаны сведения об образуемых земельных участках или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Как следует из материалов дела, подготовка межевого плана в 2010 году, при постановке земельного участка на кадастровый учет, осуществлялась в соответствии с постановлением администрации от 01.02.2010 N 147, которым утверждена схема расположения земельного участка.
Доказательств того, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:245, содержащиеся в ГКН, отличаются от границ данного земельного участка, указанных в схеме расположения земельного участка, утвержденной постановлением органа местного самоуправления, и что в межевом плане 2010 года при определении описания местоположения границ допущена кадастровая ошибка, в материалы дела не представлено.
Фактически общество использует земельный участок с конфигурацией, отличающейся от сведений о местоположении границ земельного участка, содержащихся в ГКН. Однако данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о кадастровой ошибке.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка), при этом, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 39 Закона предметом согласования границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане в 2015 году, представленного истцом, следует, что при установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:245 в соответствии с его фактическим месторасположением происходит пересечение границ данного земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 50:09:0060710:61.
Исходя из положений статей 26, 27 Закона не осуществляется кадастровый учет в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
При таких обстоятельствах сведения в ГКН об изменении сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060710:245 не могут быть внесены без устранения пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:09:0060710:61.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Статья 22 Закона предусматривает обращение в орган кадастрового учета с ответствующим заявлением.
Таким образом, законом предусмотрен досудебный порядок исправления кадастровой ошибки в ГКН.
Вместе с тем с заявлением об исправлении кадастровой ошибки общество в кадастровую палату не обращалось, отказ в ее исправлении не оспаривало.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.03.2016 по делу N А41-97045/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-97045/2015
Истец: ООО "ГРАНИТ-АН"
Ответчик: филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО
Третье лицо: Администрация г. Солнечногорска МО, МУП "Кадастровое производство"