Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2016 г. N Ф04-3804/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
16 мая 2016 г. |
Дело N А46-308/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3209/2016) товарищества собственников недвижимости "Дом 32" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2016 по делу N А46-308/2016 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению товарищества собственников недвижимости "Дом 32" (ОГРН 1155543017080, ИНН 5507104768) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) о признании предписания N 02-02-05/99 от 09.12.2015 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от товарищества собственников недвижимости "Дом 32" - Хохлова Т.Ю. председатель правления, предъявлен паспорт, Скиданов Д.А. по доверенности от 01.02.2016 сроком действия 3 года, предъявлен паспорт;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности N 180/ю от 17.03.2016 сроком действия по 31.12.2016, предъявлен паспорт,
установил:
товарищество собственников недвижимости "Дом 32" (далее - заявитель,ТСН "Дом 32", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государ ственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция Омской области, орган государственного жилищного надзора) о признании предписания N 02-02-05/99 от 09.12.2015 недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2016 по делу N А46-308/2016 в удовлетворении заявленных товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСН "Дом 32" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что в техническом паспорте в общую площадь квартиры 66,6 м2 включена площадь лоджии 2,4 м2, и в качестве общей площади квартиры в техническом паспорте указан именно размере 66,6 м2, а не 64,2 м2. На основании технического паспорта Управлением Росреестра Омской области в ЕГРП были зарегистрированы сведения об общей площади квартиры N 100 именно в размере 66,6 м2, которыми и руководствовалось товарищество при расчете платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Податель жалобы считает, что товарищество правомерно использовало сведения о площади квартиры, полученные из ЕГИП. При этом данные об общей площади квартиры, указанные в техническом паспорте, товариществу не доступны.
Госжилинспекцией Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес товарищества. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель ТСН "Дом 32" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме собственниками помещений в многоквартирном доме N 32 по ул. Волгоградской в г. Омске создано ТСН "Дом 32".
Товариществом для расчёта платы за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома использовались сведения об общей площади помещений в нём, полученные из ЕГРП.
Собственник квартиры N 100 в многоквартирном доме N 32 по ул. Волгоградской в г. Омске, применительно к которому в ЕГРП внесены сведения о том, что общая площадь принадлежащего ему помещения равна 66,6 м2, обратился 27.08.2015 в Госжилинспекцию Омской области, 07.10.2015 к товариществу, а 16.11.2015 вновь к заинтересованному лицу, с заявлением, в котором со ссылкой на технический паспорт принадлежащего ему помещения (квартиры), указал на то, что использование ТСН "Дом 32" при исчислении платы за содержание и ремонт общего имущества площади его помещения в 66,6 м2 неверно, поскольку 2,4 м2 из них площадь лоджии, которая не подлежит учёту, так как не входит в общую площадь его жилого помещения.
Госжилинспекцией Омской области по обращению собственника распоряжением N 4593 от 19.11.2015 проведена проверка ТСН "Дом 32", по результатам которой 09.12.2015 составлен акт N 02-03-05/509 и вынесено предписание N 02-03-05/509.
Согласно предписанию N 02-03-05/509 действиях товарищества усмотрено нарушение части 5 статьи 15 ЖК РФ, что выразилось в том, что в квитанциях за сентябрь 2015 года и октябрь 2015 года, выставленных собственнику квартиры N 100 в многоквартирном доме N 32 по ул. Волгоградской, товарищество применяло размер общей площади квартиры, равный 66,6 м2, вместо подлежащего применению размере 64,2 м2.
Предписанием N 02-03-05/509 на заявителя возложена обязанность использовать по отношению к обратившему в орган государственного жилищного надзора собственнику помещения при начислении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества данные об общей площади жилого помещения из технического паспорта, произвести перерасчёт этой платы с 28.04.2015 по 01.12.2015 без площади учёта лоджии.
Полагая, что предписание является незаконным, ТСН "Дом 32" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
18.02.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 данного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу частей 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определены единый порядок и общие принципы определения размера платы за жилое помещение, согласно которым плата за жилое помещение, а также плата за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается исходя из общей площади жилых помещений.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 6 Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения" общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей. Соответственно, при определении общей площади жилого помещения площадь балконов, лоджий, веранд и террас не учитывается.
В данном случае Госжилинспекцией Омской области установлено, что товарищество предъявляло собственнику квартиры N 100 к оплате квитанции, содержащие расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, исходя из площади квартиры, включающей площадь лоджий, вместо указания только жилой и подсобной площадей.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома согласно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности пропорциональна размеру общей площади жилого помещения. Следовательно, размер платы за содержание жилья рассчитывается с 1 квадратного метра занимаемого помещения. Как следует из материалов дела, технического паспорта на квартиру 100, площадь квартиры, без учета лоджии составляет 64,2 м2.
Товарищество, выставив к оплате сумму за содержание и текущий ремонт, рассчитал размер платы исходя из площади квартиры N 100 - 66, 6 м2.
В обоснование расчета товарищество ссылается на сведения о площади квартиры, указанные в выписке из ЕГРП.
Между тем действующее законодательство не определяет состав документов, из которых следует определять площадь жилого помещения при расчете платы, в связи, с чем при начислении платы товариществу следует учитывать сведения о фактически занимаемой общей площади жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В рассматриваемом случае из технического паспорта на квартиру N 100, в котором содержатся точные характеристики жилого помещения, следует, что площадь квартиры без учета лоджий составляет 64,2 м2, общая площадь 66,6 м2 (с учетом лоджий). Расчет платы за содержание и ремонт жилья производился из площади 66,6 м2. Расчет платы для конкретного потребителя необоснованно заявителем был исчислен по кв. N 100 с учетом площади помещения 66,6 м2.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений определяется исходя из фактически занимаемой общей площади жилого помещения, в состав которой входит площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас).
Товариществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заинтересованным лицом доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству, Жилищному кодексу РФ.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Нарушений или неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на товарищество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации ТСН "Дом 32" при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а фактически была уплачена в сумме 3000 руб., то 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ТСН "Дом 32" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2016 по делу N А46- 308/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "Дом 32" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 28 от 02.03.2016. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-308/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2016 г. N Ф04-3804/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ДОМ 32"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ