г. Москва |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А41-90210/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Девчата": Шорохова В.В. по доверенности N 2 от 05.11.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девчата" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 года по делу N А41-90210/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девчата" к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области,
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Девчата" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха о признании незаконным решения N 9070/2 от 16.10.15 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пригородная, с кадастровым номером 50:50:0000000:32571, площадью 8 973 кв.м.; обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:50:0000000:32571, площадью 8 973 кв.м., разрешенное использование: производственное предприятие V класса опасности (вспомогательный вид использования - объект коммунального хозяйства, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пригородная (л.д. 3-4).
Заявление подано на основании статей 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, было привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 41-43).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Девчата" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 46-48).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Девчата" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха и Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Девчата", присутствующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в 2013 году ООО "Девчата" обратилось в администрацию городского округа Железнодорожный Московской области с заявлением о формировании и выделении земельного участка площадью 8 973 кв.м., расположенного в зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности (ПК-3), вид разрешенного использования - производственное предприятие V класса опасности (вспомогательный вид использования - объект коммунального хозяйства) по адресу: Московская область, город Железнодорожный, ул. Пригородная.
Сообщение о проведении работ по формированию указанного земельного участка с последующим предоставлением его под производственное предприятие V класса опасности было опубликовано в газете "Мой город - Железнодорожный"N 44 (468) от 13.11.13 (л.д. 33).
Постановлением администрации городского округа Железнодорожный Московской области N 2841 от 24.10.13 был утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 973 кв.м., расположенного в зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности (ПК-3), вид разрешенного использования - производственное предприятие V класса опасности (вспомогательный вид использования - объект коммунального хозяйства) по адресу: Московская область, город Железнодорожный, ул. Пригородная, а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа Железнодорожный (л.д. 7-9).
Земельный участок площадью 8 973 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет 25.02.14 с присвоением ему кадастрового номера 50:50:0000000:32571 (л.д. 10-11, 34).
16.10.15 ООО "Девчата" обратилось в Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:50:0000000:32571 сроком на 49 лет.
Письмом N 9070/2 от 16.10.15 Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха отказало в заключении договора аренды (л.д. 5).
Полагая данный отказ незаконным, ООО "Девчата" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оснований для предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов не имелось, поскольку при его формировании органом местного самоуправления была нарушена установленная действующим законодательством процедура информирования заинтересованных лиц.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Девчата" указало, что ему неправомерно было отказано в предоставлении земельного участка в аренду под размещение производственного объекта.
На дату обращения ООО "Девчата" с заявлением о формировании и предоставлении спорного земельного участка (2013 год) порядок предоставления земельных участков для строительства регулировался статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Таким образом, предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является многостадийным процессом.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из материалов дела следует, что в 2013 году ООО "Девчата" обратилось в администрацию городского округа Железнодорожный Московской области с заявлением о формировании и выделении земельного участка площадью 8 973 кв.м., расположенного в зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности (ПК-3), вид разрешенного использования - производственное предприятие V класса опасности (вспомогательный вид использования - объект коммунального хозяйства) по адресу: Московская область, город Железнодорожный, ул. Пригородная.
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) закреплено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.10 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, по смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после определения участка(ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
При этом, подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков.
16.09.13 администрация городского округа Железнодорожный направила в редакцию газеты "Мой город - Железнодорожный" письмо с просьбой опубликовать информацию о проведении работ по формированию указанного земельного участка с последующим предоставлением его под производственное предприятие V класса опасности, что также следует из письма администрации городского округа Железнодорожный Московской области N 2751/1 от 20.11.13.
Сообщение о проведении работ по формированию указанного земельного участка с последующим предоставлением его под производственное предприятие V класса опасности было опубликовано в газете "Мой город - Железнодорожный" N 44 (468) от 13.11.13 (л.д. 33).
Как следует из письма ООО "Мой город" N 46 от 27.11.13 задержка публикации была вызвана болезнью главного редактора, при этом публикация данного сообщения в электронном виде была произведена 19.09.13.
Поскольку действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений законодательством способ информирования заинтересованных лиц о наличии предлагаемых для передачи земельных участков не регулировался, а опубликование подобного сообщения в сети "Интернет" на официальном сайте местного вестника обеспечивает основную цель публичного информирования - оповещение как можно большего количества заинтересованных лиц о готовящемся предоставлении земельного участка, с учетом даты опубликования данной информации в свободном доступе (19.09.13), апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении испрашиваемого ООО "Девчата" земельного участка были проведены все необходимые для принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка работы.
Постановлением администрации городского округа Железнодорожный Московской области N 2841 от 24.10.13 был утвержден акт выбора земельного участка площадью 8 973 кв.м., расположенного в зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности (ПК-3), вид разрешенного использования - производственное предприятие V класса опасности (вспомогательный вид использования - объект коммунального хозяйства) по адресу: Московская область, город Железнодорожный, ул. Пригородная, а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа Железнодорожный (л.д. 7-9).
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Земельный участок площадью 8 973 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет 25.02.14 с присвоением ему кадастрового номера 50:50:0000000:32571 (л.д. 10-11, 34).
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, после выбора земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проведении в отношении земельного участка кадастровых работ администрация городского округа Балашиха обязана была принять решение о предоставлении данного участка ООО "Девчата" в аренду для строительства.
16.10.15 ООО "Девчата" обратилось в Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:50:0000000:32571 сроком на 49 лет.
Письмом N 9070/2 от 16.10.15 Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха отказало в заключении договора аренды (л.д. 5).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, действовавшим на момент возникновения настоящего спора законодательством отказ в предоставлении земельного участка, в отношении которого был утвержден акт выбора и проведены кадастровые работы, для строительства заинтересованному лицу не допускался.
Кроме того, Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха не мотивировало причины отказа в предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Поскольку оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка ООО "Девчата" в аренду не имеется, апелляционный суд полагает необходимым обязать Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха принять соответствующее решение.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 года по делу N А41-90210/15 отменить.
Признать Решение Управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха от 16.10.2015 г. N 9070/2 об отказе в предоставлении в аренду ООО "Девчата" земельного участка расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пригородная, с кадастровым номером 50:50:0000000:32571, площадью 8 973 кв.м., незаконным.
Обязать Управление имущественных отношений администрации городского округа Балашиха принять решение о предоставлении в аренду ООО "Девчата" земельного участка с кадастровым номером 50:50:0000000:32571, площадью 8 973 кв.м., разрешенное использование - производственное предприятие V класса опасности (вспомогательный вид использования - объект коммунального хозяйства), расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пригородная.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90210/2015
Истец: ООО "Девчата"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха
Третье лицо: Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха