г. Челябинск |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А76-26526/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2016 по делу N А76-26526/2015 (судья Худякова В.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкоммастер" - Богатырева Л.А. (доверенность от 12.01.2016);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Петрова Н.С. (доверенность N 05-05/022270 от 31.12.2015);
акционерного челябинского инвестиционного банка "Челябинвестбанк" (публичное акционерное общество) - Сайфуллин Р.Б. (доверенность N 310 от 09.07.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкоммастер" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Жилкоммастер") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска (далее - налоговый орган, ИФНС по Советскому району г.Челябинска, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 15 от 14.10.2015, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Определением суда первой инстанции от 18.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Челябинвестбанк" (далее - ОАО "Челябинвестбанк", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.03.2016 заявленные требования удовлетворены: постановление N 15 от 14.10.2015 о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено.
ИФНС по Советскому району г.Челябинска (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИФНС по Советскому району г.Челябинска указывает, что общество осуществляет деятельность поставщика услуг и использует расчетный счет, на который поступают денежные средства плательщиков за оказанные коммунальные услуги. При этом обществу открыт специальный банковский счет с кодировкой "40821", но при зачислении платежей от физических лиц не используется, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
До судебного заседания третьим лицом представлено мнения на апелляционную жалобу, в котором указано, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве и мнении на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё и мнения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 143 от 21.09.2015 главным государственным налоговым инспектором ИФНС по Советскому району г.Челябинска, за период с 01.07.2015 по 15.09.2015 проведена проверка по зачислению денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей и сдачи её на специальный банковский счет (т.1 л.д.119).
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Жилкоммастер" за период с 01.07.2015 по 15.09.2015 не использовался специальный банковский счет (имеющий кодировку "40821") для зачисления денежных средств, принятых о населения (плательщиков) в качестве оплаты за коммунальные услуги, на основании договора N 29К/810-КОМ от 13.08.2007 "система Город" через платежных агентов, чем нарушило требования ч.18 ст. 4 и ч.4 ст. 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 7 от 30.09.2015, копия которого вручена директору общества в 30.09.2015 (т.1 л.д. 14-16).
06.10.2015 в отношении ООО "УК "Жилкоммастер", в присутствии директора общества, был составлен протокол N 15 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 КоАП РФ (т.1 л.д. 11-13).
14.10.2015 вынесено постановление, в присутствии директора ООО "УК "Жилкоммастер" Ишмаева В.В., о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Общество не согласилось с указанным постановлением и оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество не является платежным агентом, в связи с чем, вменяемые ему действия не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения, кроме прочих, могут выступать поставщики, получающие денежные средства от платёжных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платёжной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), а также в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" (далее - Федеральный закон N103-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 103-ФЗ его положения не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также осуществляемых в безналичном порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, и деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
При этом пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ содержит понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, с учетом положений пункта 4 части 2 статьи 1, части 1 статьи 3 и части 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
При этом положения Федерального закона N 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Поскольку в рамках расчетов с использованием системы "Город" (технологии переводов) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на расчетный счет общества в безналичном порядке путем перевода банком денежных средств со счетов партнеров (участников расчетов), являющихся банковскими платежными агентами, то положения Федерального закона N 103-ФЗ в части обязанности использовать специальный банковский счет не применяются.
Договор заключен между обществом и банком в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, который не предусматривает открытие клиентами (получателями) специальных банковских счетов при получении услуги по переводу денежных средств.
Более того, общество является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и такая организация не является платежным агентом, поскольку для целей Федерального закона N 103-ФЗ она признается поставщиком услуг.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "УК "Жилкоммастер" состава вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2016 по делу N А76-26526/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26526/2015
Истец: ООО "УК "Жилкоммастер", ООО УК "Жилкоммастер"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска, ИФНС России по Советскому району города Челябинска
Третье лицо: ОАО "Челябинвестбанк"