г. Саратов |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А06-7146/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" на решение арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2016 года по делу N А06-7146/2015 (судья Блажнов Д.Н.),
по заявлению Администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области, в лице филиала по Астраханской области,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непостановке на государственный кадастровый учёт изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденных решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 г. N 15, от 08.08.2014 г. N 15 "а"),
об обязании поставить на государственный учёт изменения объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденные решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 г. N 15, от 08.08.2014 г. N 15 "а").
С участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: Администрации Муниципального образования Приволжский район; ЗАО "Информ-Аудит"; Нургалиева Армана Аскаровича; Мухамбетьяровой Акканым Митхатовны; Кереевой Румьи Утешовны; Колесова Дениса Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее по тексту заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" (в лице филиала по Астраханской области) (далее - ФГБУ "ФКП" по Астраханской области), с учетом уточнения заявленных требований (т.2, л.д. 89-90), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непостановке на государственный кадастровый учёт изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденных решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 г. N 15, от 08.08.2014 г. N 15 "а"), об обязании поставить на государственный учёт изменения объектов недвижимости (изменения генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденные решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 г. N 15, от 08.08.2014 г. N 15 "а") Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2016 года по делу N А06-7146/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ФГБУ "ФКП" по Астраханской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Совета Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 г. N 15, а также па основании решения Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 08.08.2014 г. N 15 "а" были утверждены изменения в генеральном плане муниципального образования "Яксатовский сельсовет"; в границы населенного пункта села Яксатово Приволжского района Астраханской области введены земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:150101:329 площадью 3999 кв.м, 30:09:150101:59 площадью 36688 кв.м.
Кроме того, в границы населенного пункта поселка Нартовский Приволжского района Астраханской области введены земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:150501:23 площадью 20 000 кв.м., 30:09:150602:49 площадью 2 000 кв.м., 30:09:150602:39 площадью 1 000 кв.м., 30:09:150602:40 площадью 1 000 кв.м (т.1, л.д. 7-9).
В связи с указанными обстоятельствами Администрацией муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Астраханской области было направлено заявление о внесении соответствующих изменений в базу данных государственного кадастрового учета земельных участков от 08.05.2015 г. N 723 (т. 1, л.д. 10).
Как установлено судом апелляционной инстанции, филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Астраханской области в адрес администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" направлено письмо от 18.06.2015 г..N BП/3590 с сообщением о том, что соответствующие изменения не внесены органом кадастрового учета в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости информации о поставленных на кадастровый учет границ населенных пунктов с. Яксатово и п. Нартовский. В связи с чем, в указанном письме заявителю было рекомендовано поставить на учет утвержденные генеральным планом МО "Яксатовский сельсовет" границы вышеуказанных населенных пунктов и направить в орган кадастрового учета перечень кадастровых номеров земельных участков, включенных в границы интересующего заявителя населенного пункта с целью изменения категории земель на "Земли населенных пунктов" (т. 1, л.д. 11).
Не согласившись с бездействием органа кадастрового учета по непостановке на государственный кадастровый учёт изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования "Яксатовский сельсовет", утвержденных решениями Совета муниципального образования "Яксатовский сельсовет" от 22.07.2014 г. N 15, от 08.08.2014 г. N 15 "а"), заявитель обратился в арбитражный суд Астраханской области с настоящими требованиями.
Судебная коллегия считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу пункта 1 статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу части 3 указанной нормы сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
При чем, в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в данном случае, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Такое же положение содержится и в части 2 статьи 17 вышеуказанного Закона, согласно которому кадастровый учет или внесение в государственный кадастр недвижимости сведений осуществляется на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (не в связи с соответствующим заявлением), а также при поступлении заявления и карты-плана территории в соответствии с частью 1 статьи 45.1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 45.1 данного Закона внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и карты-плана территории, представленных исполнителем комплексных кадастровых работ в орган кадастрового учета.
Кроме того, на основании статьи 3 Федерального закона от 18.06.2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 20 указанного Закона карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
На основании пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Согласно пункту 21 Правил направления органами государственной власти и
органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 года N 71, документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости,
создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что для постановки на государственный кадастровый учет изменений генерального плана муниципального образования в связи с включением в границы населенного пункта дополнительных земельных участков, заявителем органу кадастрового учета необходимо представить карту (план) объекта землеустройства, составленную, в том числе, с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, отображающими границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования со сведениями о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов.
Аналогичный подход подтверждается и сложившейся судебной практикой - Постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 08.12.2015 г. по делу А49-822/2015.
Из анализа содержимого материальных носителей, направленных Администрацией в орган кадастрового учета для удовлетворения вышеприведенного заявления о постановке на государственный кадастровый учет изменений объектов недвижимости (изменений генерального плана муниципального образования) заявителем первоначально в формате XML не было представлено карты (план) объекта землеустройства с необходимыми указанными выше сведениями.
Как установлено судом первой инстанции, впоследствии, 17.06.2015 г. карта (план) объекта землеустройства была представлена органу кадастрового учета в формате XML только в отношении пос. Нартовский, однако в нарушение вышеприведенных норм в повторном обращении Администрации (соответствующих описаниях объекта) отсутствовал перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в границы обозначенного населенного пункта. Причем из представленных органу кадастрового учета документов описания объекта невозможно было прийти к выводу о том, изменился или нет ранее заявленный перечень кадастровых номеров земельных участков, входящих в границы соответствующего населенного пункта.
В отношении же с. Яксатово соответствующей карты (плана) объекта землеустройства Администрацией органу кадастрового учета представлено не было.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечается, что согласно заключению экспертной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области по проведению государственной экспертизы землеустроительного дела по описанию местоположения и установлению на местности границ населенного пункта село Яксатово МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от 10.07.2015 г. местоположение границ объекта - с. Яксатово установлены с нарушением действующего законодательства.
Границы населенного пункта с. Яксатово Приволжского района Астраханской области в государственный кадастр недвижимости до сегодняшнего дня не внесены.
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, вносимые в Закон о кадастре, в том числе предусматривающие, что уполномоченные органы направляют в порядке межведомственного взаимодействия документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости также и в случаях принятия ими решений об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункт 12 части 1 статьи 15 Закона о кадастре).
Однако, Администрация МО "Яксатовский сельсовет" не относится к уполномоченному органу, поскольку полномочия об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории принадлежат исполнительному органу государственной власти субъектов Российской Федерации - Правительству Астраханской области.
Таким образом, для внесения изменений в категорию земельных участков с кадастровыми номерами 30:09:150101:329, 30:09:150101:59, кроме, как установление границ населенного пункта с. Яксатово, других оснований статьей 8 Закона о переводе земель не предусмотрено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обжалуемое по делу бездействие органа кадастрового учета не противоречит действующему законодательству, а следовательно не подлежит признанию незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 февраля 2016 года по делу N А06-7146/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7146/2015
Истец: Администрация МО "Яксатовский сельсовет", Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Астраханский филиал, филиал Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области"
Третье лицо: Администрация МО Приволжского района, Администрация Муниципального образования Приволжского района, ЗАО "Информ - Аудит", ЗАО "Информ-Аудит", Кереева Р. У., Кереева Румья Утешовна, Колесов Д. С., Колесов Денис Сергеевич, Мухамбетьярова А. М., Мухамбетьярова Акканым Митхатовна, не нужно, Нургалиев А. А.