г. Самара |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А55-30849/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Первого заместителя прокурора Самарской области - Корсакова Т.Н. удостоверение ТО N 191158 от 19.10.2015 г.,
от Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2016 года по делу N А55-30849/2015 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению Первого заместителя прокурора Самарской области,
к Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области,
с участием в деле третьего лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Самарской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными бездействий администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области (далее - ответчик, администрация) по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения в сведения в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме", выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства - территории городского поселения Нефтегорск.
Обязать администрацию городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить карту (план) объекта землеустройства - территории сельского поселения в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области.
Прокурором заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления (л.д. 2-7).
Решением суда первой инстанции от 29.02.2016 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 150-152).
Суд восстановил заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований Первого заместителя прокурора Самарской области. Считает решение суда первой инстанции необоснованным. Подробно доводы администрации изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 28.04.2016 г. N ИсАрД-21332-2016.
Считает, что администрация, не представив в орган кадастрового учета карту (план) городского поселения в установленный законом срок, допустила незаконное бездействие.
Довод подателя жалобы о направлении в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области электронных версий, утвержденных правил землепользования и застройки поселений (карты градостроительного зонирования с указанием территориальных зон с особыми условиями и текстовые материалы), не может быть принят во внимание, поскольку, как следует из ответа Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 13.04.2015 г. N 1550, адресованного Нефтегорскому межрайонному прокурору, городским поселением Нефтегорск карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.03.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", не разрабатывалась.
Относительно восстановления процессуального срока на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления сообщает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начало течения срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует определять со дня, когда государственному органу стало известно о нарушении.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
В соответствии с пунктом 3.2.2 решения коллегии прокуратуры Самарской области от 29.01.2015 г. "Об итогах работы прокуратуры Самарской области в 2014 г. и задачах по укреплению законности в 2015 г." предписано проверить исполнение федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости.
Прокуратурой Самарской области городским и районным прокурорам было направлено поручение о проведении проверок исполнение федерального законодательства органами местного самоуправления при информационном взаимодействии с уполномоченными органами государственного кадастра недвижимости на поднадзорных территориях.
Прокуратура, 22.10 2015 года, выявив в ходе проверок нарушения, 16.12.2015 года обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения в сведения в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме", выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства - территории городского поселения Нефтегорск с обязанием администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить карту (план) объекта землеустройства - территории сельского поселения в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области (л.д. 2-7).
Суд восстановил заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления. При этом суд исходил из того, что начало течения срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует определять со дня, когда государственному органу стало известно о нарушении.
29.02.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив требования заявителя (л.д. 150-152).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский от 04.06.2010 г. N 228 утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения согласно статье 10 Закона о кадастре.
Частью 5 статьи 15 Закона N 221-ФЗ установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета в случае принятия органом местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".
С учетом положений части 6 статьи 15 Закона N 221-ФЗ органы местного самоуправления карту (план) объекта землеустройства направляют в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования и застройки.
При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Согласно статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" к объектам землеустройства отнесены, в частности, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме" утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме.
Пунктом 17 указанных Правил установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
Направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
Пунктом 18 Правил установлено, что при отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени карта (план) объектов землеустройства - территории поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, что подтверждается сведениями из Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский.
Таким образом, администрацией допущено бездействие по исполнению Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме", выразившееся в не представлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства территории городского поселения Нефтегорск.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя, посчитав их обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2016 года по делу N А55-30849/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30849/2015
Истец: Первый заместитель прокурора Самарской области, Первый заместитель прокурора Самарской области-в защиту интересов муниципального образования -городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский в лице Главы городского поселения Нефтегорск
Ответчик: Администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области
Третье лицо: Прокуратура Самарской области, ФГБУ "федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" по Самарской области