г. Москва |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А40-172136/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонд поддержки и развития здравоохранения "Медицина XXI века"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.11.2015 г. по делу N А40-172136/15 принятое судьей Дейна Н.В.
по заявлению Фонд поддержки и развития здравоохранения "Медицина ХХI века"
к ДИГМ города Москвы
3-е лицо НО Фонд "Природа ХХI века" об оспаривании отказа
при участии:
от заявителя: |
Семыкин С.Г. по доверенности от 06.05.2016; |
от заинтересованного лица: |
Реперчук Ю.С. по доверенности от 24.12.2015 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Фонд поддержки и развития здравоохранения "Медицина ХХI века" (далее - Фонд, Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к ДИГМ города Москвы (далее - Департамент) об оспаривании решения от 14.07.2015 г. N ДШ -1-271508/15-1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.11.2015 г. в удовлетворении заявления Фонда отказано.
Фонд поддержки и развития здравоохранения "Медицина ХХI века" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Фонда при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 для принятия решения о признании недействительным ненормативного акта, решения органа, действия (бездействия) необходимы оба условия, предусмотренных названными статьями.
Таким образом, в силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем деле совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Фонд поддержки и развития здравоохранения "Медицина ХХI века" является собственником объекта недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 158,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул.Заозерная, д. 15 на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 13.03.2015 г. N 77-АР 397052, выданного Управлением Росреестра по Москве.
Здание было приобретено по возмездной сделке - договору купли - продажи нежилого здания N А-01/05 от 12.02.2015 г. с Некоммерческой организацией Фонд "Природа ХХI века".
16.04.2015 г. Фонд поддержки и развития здравоохранения "Медицина XXI века" обратился в Департамент с заявлением от 16.04.2015 г. N 33-5-11006/15 за получением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений".
Письмом от 24.04.2015 г. N 33-5-11006/15-(0)-1 Департамент отказал в приеме документов в связи с несоответствием документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Рассмотрев жалобу Фонда, Департамент письмом от 14.07.2015 г. N ДГИ-1-271508/15 признал жалобу необоснованной и сообщил о необходимости приведения границы земельного участка в соответствие с требованиями земельного законодательства.
Общество, считая, что решение Департамента от 14.07.2015 г. N ДШ -1-271508/15-1 незаконно нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном объекте, его характеристиках, позволяющих его определить.
В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются следующие уникальные обязательные характеристики (ст. 7 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"): вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах 3 здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Исходя из положений части 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221- ФЗ (ред. от 28.02.2015 г.) "О государственном кадастре недвижимости", уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях, если сведения о земельном участке не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
Согласно пунктам 1, 7, 8 статьи 38 указанного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемом земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В статье 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Одним из таких оснований является то, что границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела 16.04.2015 г. Заявитель обратился к Департаменту за государственной услугой "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений", при этом в пункте 15 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка от 16.04.2015 г. N 77/501/15-450568 полученного в результате межведомственного взаимодействия указано, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:03:0010001:13 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Довод Фонда о том, что он просил у Департамента переоформить договор аренды на нового собственника, а не предоставить земельный участок в аренду опровергается материалами дела, а именно, Выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" (д.1,л.д.58), содержащей подпись директора Фонда Кудрявцева А.А.
Таким образом, суд первой инстанции правильно счел, что у Департамента имелись правовые основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка предусмотренного п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ Федеральный закон от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 01.03.2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу, и не предусматривает применения после этой даты положений статьи 36 ЗК РФ, утративших силу.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, суд апелляционной стации отмечает, что в предоставлении споной государственной услуги Фонду было отказано Письмом от 24.04.2015 г. N 33-5-11006/15-(0)-1; а в Письме от 14.07.2015 г. N ДГИ-1-271508/15 лишь дан ответ на жалобу Фонда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое письмо Департамента от 14.07.2015 г. N ДГИ-1-271508/15 само по себе не нарушает прав апеллянта.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый ненормативный акт не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал Фонду поддержки и развития здравоохранения "Медицина ХХI века" в удовлетворении заявления.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.11.2015 по делу N А40-172136/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172136/2015
Истец: Фонд ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИЦИНА XXI ВЕКА"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, НО Фонд "Природа XXI века"
Третье лицо: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД "ПРИРОДА XXI ВЕКА"