Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2016 г. N Ф08-4861/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании недействительным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2016 г. |
дело N А32-39425/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия": представители Рубальский К.А. по доверенности от 06.10.2015;Хаханов Л.А. по доверенности от 25.11.2015; Гороничева Н.С. по доверенности от 25.11.2015, паспорт
от Новороссийской таможни: представители Лыскина Ю.И. по доверенности N 17 от 05.02.2016, удостоверение ГС N 099233; Гаврилова Е.Ю. по доверенности N 46 от 04.04.2016, удостоверение ГС N 100973;Мин А.И.по доверенности N 69 от 07.05.2015, удостоверение ГС N 092889;Радченко Е.Ю. по доверенности N 141 от 11.11.2015, удостоверение ГС N 100972;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 по делу N А32-39425/2015, принятое судьей Хахалевой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" к Новороссийской таможне о признании недействительными решений, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" (далее по тексту - юридическое лицо, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможни (далее по тексту - таможенный орган) по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 24.06.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077; о признании недействительным решения Новороссийской таможни об изменении решения по классификации товара от 01.07.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077И; о признании недействительным решения Новороссийской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 23.08.2015 г. N РКТ-10317100-15/000083; об обязании Новороссийской таможни возвратить ООО "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" излишне уплаченные таможенные платежи и пени в сумме 1 289 243 рубля 52 копейки; об обязании Новороссийской таможни начислить и уплатить ООО "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" проценты в сумме 19 905 рублей 63 копейки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 суд признал недействительными решения Новороссийской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 24.06.2015 г. N РКТ -10317100-15/000077, от 23.08.2015 г. N РКТ-10317100-15/000083, решение Новороссийской таможни об изменении решения по классификации товара от 01.07.2015 г. N РКТ -10317100-15/000077И, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза. Требование общества с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" об обязании Новороссийскую таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пени в сумме 1 289 243 рубля 52 копейки и выплатить проценты в сумме 19 905,63 рублей - оставлено без рассмотрения. Суд взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 6 000 рублей. Возвратил обществу с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 29 091 рубль 49 копеек, уплаченную по платежному поручению от 27.10.2015 г. N 3313.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в выводах таможенных экспертов указано, что исследованные пробы представляют собой оксид алюминия - A12O3 (корунд) с содержанием
- A12O3 (корунд) не менее 99%, в связи с чем не могут быть отнесены к подсубпозиции 2818 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Также в заключениях таможенных экспертов установлено, что исследованные пробы состоят из кристаллической фазы оксида алюминия A12O3, без примесей других кристаллических фаз. При этом "синтетический (искусственный корунд)" в соответствии с ТН ВЭД классифицируется в субпозиции 2818 10 ТН ВЭД ТС. Также таможенный орган указал на высокую профессиональную квалификацию таможенных экспертов проводивших таможенную экспертизу.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в отпуске в составе суда на основании определения от 10.05.216 произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Филимонову С.С., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представители Новороссийской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители общества не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела на основании контракта от 03.06.2013 г. N PC-MOSMZ-0033, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" и компанией "Сумитомо Шоджи Кэмикалс Ко., Лтд" (Япония), дополнительного соглашения от 01.10.2013 г. N 1 к нему, заказов от 16.12.2014 г. N 13, от 13.04.2015 г. N 17, юридическое лицо по ДТ N 10317100/210215/0002330, N 10317100/030715/0010209 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар на условиях поставки CIF - Новороссийск, Россия.
При таможенном декларировании товара заявитель представил в таможенный орган документы, на основании которых были заполнены таможенные декларации: контракт от 03.06.2013 г. N PC-MOSMZ-0033; дополнительное соглашение от 01.10.2013 г. N 01; заказ от 16.12.2014 г. N 13; заказ от 01.10.2013 г. N 17; инвойс от 14.01.2015 г. N AHDE-14-7903/5M; инвойс от 29.04.2015 г. N AHDE-15-7901/2M1; паспорта безопасности; сведения о конечном потребителе (письма от 16.02.2015 г., от 30.06.2015 г.); экспортная декларация по инвойсу AHDE-14-7903/5M; экспортная декларация по инвойсу AHDE-15-7901/2M1.
21.02.2015 г. и 03.07.2015 г. общество с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" представило таможенному органу декларации на товары N 10317100/210215/0002330, N 10317100/030715/0010209 в отношении ввезенного товара - высокочистого оксида алюминия. В декларациях общество заявило классификационный код товара 2818 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("Оксид алюминия, отличный от искусственного корунда"), ставка ввозной таможенной пошлины по которому установлена в размере 0%.
При таможенном оформлении товара Новороссийской таможней были отобраны пробы и образцы товара по указанным декларациям, что подтверждается актами отбора проб и образцов от 16.03.2015 г. N 10317100/160315/000018, от 06.07.2015 г. N 10317100/060715/000055.
Решениями Новороссийской таможни от 16.03.2015 г. N 10317100/160315/ДВ/000063 по ДТ N 10317100/210215/0002330, от 06.07.2015 г.
N 10317100/060715/ДВ/000178 по ДТ N 10317100/030715/0010209 назначены
таможенные экспертизы.
Согласно заключениям эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 21.04.2015 г. N 04-01-2015/0757/008849 по декларации на товары N 10317100/210215/0002330, от 21.07.2015 г. N 04-012015/1902/022471 по декларации на товары N 10317100/030715/0010209, исследованные пробы признаны искусственным корундом, соответствуют пояснениям к подсубпозициям 2818 10 110 0 - 2818 10 990 0 ТН ВЭД, что не соответствует сведениям, заявленным юридическим лицом при классификации товара.
Общество не согласилось с заключением от 21.04.2015 г. N 04-01-2015/0757/008849 и направило в Новороссийскую таможню заявление от 25.05.2015 г. о проведении повторной экспертизы.
Письмом от 25.06.2015 г. N 41.1-30/6022 таможенный орган отказал заявителю в проведении повторной таможенной экспертизы, сославшись на пункт 3 статьи 143 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), указав на то, что таможенный орган согласен с заключением таможенного эксперта по результатам первичной таможенной экспертизы.
На основании вышеуказанных заключений эксперта, Новороссийской таможней были приняты: решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 24.06.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077, решение об изменении решения по классификации товара от 01.07.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077И, решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 23.08.2015 г. N РКТ-10317100-15/000083, в соответствии с которыми товар по рассматриваемым декларациям был классифицирован по коду 2818 10 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("искусственный корунд определенного или неопределенного химического состава с наличием менее 50% от общей массы частиц размером более 10 мм"), облагаемого по ставке 5% таможенной пошлины.
В целях выпуска товара, общество предоставило обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенной пошлины и НДС, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таможенной экспертизы, что подтверждается платежными поручениями от 10.03.2015 г. N 590, от 06.07.2015 г. N 1938 и таможенными расписками от 16.03.2015 г. N ТР-6757966, от 07.07.2015 N ТР-6769710. После внесения юридическим лицом обеспечения, товар по декларациям был выпущен для внутреннего потребления.
В связи с принятием заинтересованным лицом решений о классификации, были внесены соответствующие изменения в декларации (КДТ N 10317100/210215/0002330/01, КДТ N 10317100/030715/0010209/01), таможенный орган пересчитал суммы подлежащих уплате в отношении товара таможенной пошлины и таможенного НДС. Новороссийская таможня осуществила взыскание соответствующих сумм в общей сумме 1 236 862,40 рублей в виде зачета ранее внесенного денежного залога, согласно решению о зачете от 18.08.2015 г. N 925. Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой указанных сумм таможенных платежей, таможенным органом были начислены и взысканы суммы пени в размере 52 381,12 рублей по требованию от 18.08.2015 г. N 1544 и решению о зачете от 04.09.2015 г. N 627.
После получения от Новороссийской таможни проб товара по декларации на товары N 10317100/210215/0002330, юридическое лицо осуществило независимую экспертизу в АНО "Центр химических экспертиз" (член НП "Федерация Судебных Экспертов"), по результатам которой было выдано заключение специалиста в области химического исследования от 15.07.2015 г. N 009402/4/77001/262015/И-197 о том, что исследованная проба товара является оксидом алюминия, отличным от искусственного корунда по морфологии, плотности и форме частиц.
Обществом с ограниченной ответственностью "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" в Южное таможенное управление была подана жалоба от 11.08.2015 г. N MOAMZ-2015-0065 на решение Новороссийской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 24.06.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077.
Южное таможенное управление решением от 14.09.2015 г. N 13.2-15/75 отказало юридическому лицу в удовлетворении жалобы.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 24.06.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077, от 23.08.2015 г. N РКТ-10317100-15/000083, решением об изменении решения по классификации товара от 01.07.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077И, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Кроме того, общество просило обязать Новороссийскую таможню осуществить возврат излишне уплаченных, в связи с принятием обжалуемых решений, таможенных платежей и пени в сумме 1 289 243 рубля 52 копейки, а также взыскать с таможенного органа проценты в сумме 19 905 рублей 63 копейки за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена и введена в действие с 01.01.2012 г. новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая содержит основные правила интерпретации.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Из материалов дела видно, что при декларировании Товаров в графе 31 деклараций на товары N N 10317100/210215/0002330, 10317100/030715/0010209 обществом было указано полное описание товара, соответствующее контракту от 03.06.2013 г. N PC-MOSMZ-0033, спецификациям, инвойсам и сертификатам качества на ввозимый товар.
В соответствии с описанием физико-химических характеристик товара и его назначением, юридическим лицом был заявлен классификационный код товара 2818 20 000 0 согласно ТН ВЭД ЕАЭС (оксид алюминия, отличный от искусственного корунда).
Новороссийская таможня принимая решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 24.06.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077, от 23.08.2015 г. N РКТ-10317100-15/000083, основывалась на выводах, изложенных в заключениях эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы -регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 21.04.2015 г. N 04-012015/0757/008849 по декларации на товары N 10317100/210215/0002330, от 21.07.2015 г. N 04-01-2015/1902/022471 по декларации на товары N 10317100/030715/0010209.
В заключении эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 21.04.2015 г. N 04-01-2015/0757/008849 содержатся выводы: "По показателям внешнего вида, химическому составу, фазовому составу, плотности, физико-химическим свойствам исследованная проба представляет собой оксид алюминия а-A12O3 (корунд) в виде гранул белого цвета, цилиндрической формы диаметром 2 мм, высотой от 1 до 4 мм, содержание а-A12O3 (корунда) не менее 99,9%. Потери массы при прокаливании при температуре 1100°С составляют 0,15%; насыпная плотность пробы составляет 1,2 г/см3. По показателям элементного химического и фазового составов (содержание -модификации оксида алюминия (корунда) не менее 99,9%) исследованная проба соответствует пояснениям к подсубпозициям 2818 10 110 0 - 2818 10 990 0 ТН ВЭД для искусственного корунда, является искусственным корундом, что не соответствует сведениям, заявленным в ДТ N 10317100/210215/0002330 для товара N 1".
В заключении эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 21.07.2015 г. N 04-01-2015/1902/022471 содержатся выводы: "Исследованная проба представляет собой оксид алюминия а-A12O3 (корунд) в виде гранул белого цвета диаметром до 2 мм; содержание а-A12O3 (корунда) не менее 99,9%. Массовая доля влаги составляет 0,13%; насыпная плотность пробы составляет 1,2 г/см. По показателям внешнего вида, гранулометрическому составу, химическому и фазовому составам, физико-химическим свойствам, исследованная проба является оксидом алюминия а-AI2O3 (корундом) в виде гранул с содержанием а-A12O3 (корунда) не менее 99,9 %, что соответствует сведениям, заявленным в графе 31 ДТ N 10317100/030715/0010209 для товара N 1. В соответствии с пояснениями к подсубпозициям 2818 10 110 0 - 2818 10 990 0 ТН ВЭД исследованная проба товара N 1, оформленного по ДТ N 10317100/030715/0010209, является искусственным корундом".
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции (восемь знаков) должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Следовательно, для целей классификации товаров должны быть применены правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, то есть, товар может быть классифицирован в соответствии с кодом 2818 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС при условии соответствующего описания товаров в графе 31 деклараций на товары.
Новороссийская таможня, в апелляционной жалобе указывая на то, что общество должно было классифицировать товар по коду 2818 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ссылается на то, что поскольку товар представляет собой альфа-модификацию (-форму) оксида алюминия A12O3, согласно рекомендациям Тома VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, он не может классифицироваться по коду 2818 20 000 0 в качестве оксида алюминия, отличного от искусственного корунда.
Вместе с тем, Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации введена в действие Международной Конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 г. (далее -Конвенция о Гармонизированной системе). Российская Федерация присоединилась к Конвенции о Гармонизированной системе и является ее участником (Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 372).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конвенции о Гармонизированной системе, Пояснения, Классификационные решения, иные советы по интерпретации Гармонизированной системы и рекомендации имеют цель обеспечить единообразную интерпретацию и применение Гармонизированной системы. В соответствии с данным положением Конвенции, Всемирной таможенной организацией разработаны Пояснения к Гармонизированной системе. Пояснения содержат комментарии к каждой товарной позиции, техническое описание рассматриваемых в данной товарной позиции товаров. Пояснения являются практическим руководством по идентификации товаров в Гармонизированной системе. Хотя Пояснения и не являются нормативно-правовым актом и не могут рассматриваться как неотъемлемая часть Конвенции о Гармонизированной системе, они рекомендованы к применению Всемирной таможенной организацией с целью, как отмечено в Конвенции, обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы и основанных на ней национальных и наднациональных товарных номенклатур.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 г. N 4 введены Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее по тексту - Пояснения).
Пояснения содержат толкование содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Как прямо следует из Пояснений, они представляют собой один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
В то же время, при применении Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС в качестве рекомендованного к применению вспомогательного материала следует исходить из общих принципов интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, закрепленных в статье 51 ТК ТС, в ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС и Конвенции о Гармонизированной системе.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС состоят из шести томов. Первые пять томов основаны на Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, которые, в свою очередь, основаны на русскоязычной версии Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и утверждены Советом руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств (решение от 22.06.2012 г. N 5/55).
В вводной части к самим Пояснениям содержится указание на то, что Пояснения, содержащиеся в Томе VI, не подменяют, а лишь дополняют Пояснения, содержащиеся в Томах I-V, то есть Пояснения Тома VI являются вторичными по отношению к Пояснениям Томов I-V.
Согласно содержащимся в Томе I Пояснениям к товарной субпозиции 2818 10 "Искусственный корунд определенного или неопределенного искусственного состава" искусственный корунд получают плавлением оксида алюминия в электропечи. Оксид алюминия может содержать небольшие количества других оксидов (например, оксидов титана и хрома), попавших из природного материала (бокситов) или добавленных для улучшения свойств, например, твердости выплавленных зерен или изменения их окраски. Однако, механические смеси искусственного корунда с другими веществами, такими как диоксид циркония, сюда не включаются (товарная позиция 3824).
Искусственный корунд поставляется в виде небольших кусков или массы, раздробленной или в зернах; он более устойчив, чем обычный оксид алюминия, к действию воздуха и кислот и очень твердый. Используется, например, как абразивный материал в производстве огнеупорных конгломератов (таких как муллит и силлиманит, представляющих собой смеси корунда с чистой огнеупорной глиной и с безводными силикатами алюминия, соответственно), или лабораторной посуды и в электротехнической промышленности.
Согласно содержащимся в Томе I Пояснениям к товарной субпозиции 2818 20 "Оксид алюминия, отличный от искусственного корунда", оксид алюминия (безводный или кальцинированный оксид алюминия) (A12O3) получают прокаливанием гидроксида алюминия, описанного ниже, или из алюминиевых квасцов. Легкий белый порошок, не растворимый в воде, удельный вес около 3,7. Используется, например, в металлургии алюминия, как наполнитель для красок, в производстве абразивов и искусственных драгоценных или полудрагоценных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов, аметистов, аквамаринов и других), как дегидратирующий агент (для осушки газов) и как катализатор (в производстве ацетона и уксусной кислоты, в процессах крекинга и других).
Из данных Пояснений следует, что товары, классифицируемые по кодам 2818 10 и 2818 20 ТН ВЭД ЕАЭС, существенно различаются между собой по ряду объективных признаков, к которым относятся, в частности, способ производства (изготовления), способы применения, назначение, форма, твердость, устойчивость к действию воздуха и кислот.
Таким образом, тот факт, что ввозимый обществом товар представляет собой -модификацию оксида алюминия, сам по себе, в отсутствие у товара описанных в Томе I Пояснений признаков искусственного корунда, является недостаточным для признания данного товара искусственным корундом.
Согласно ГОСТ 30559-98 "Глинозем неметаллургический. Технические условия", глинозем представляет собой кристаллический порошок оксида алюминия различных модификаций: с высоким содержанием альфа-оксида алюминия - для производства электроизоляционных, электро- и радиокерамических изделий, специальных видов керамики, электрофарфора, огнеупоров, шлифовальных и абразивных материалов; с низким содержанием альфа-оксида алюминия - для производства высокоглиноземистых цементов в качестве катализаторов и другое. Согласно ГОСТ 30559-98, глинозем марки ГН характеризуется массовой долей альфа-оксида алюминия не менее 94%.
Из содержания ГОСТ 30559-98 "Глинозем неметаллургический. Технические условия" следует, что высокий уровень содержания альфа-оксида алюминия в глиноземе сам по себе не означает, что данный оксид алюминия следует рассматривать не как глинозем, а как искусственный корунд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе, каждая Договаривающаяся Сторона обязуется, за исключением случаев применений положений подпункта "с" настоящего пункта, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления настоящей Конвенции в силу по отношению к этой Договаривающейся Стороне. Тем самым она обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам:
1) использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений;
2) применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы;
3) соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
Таким образом, классификация на уровне первых 6 знаков в странах экспорта и импорта должны совпадать при полном описании характеристик товара.
Согласно представленному в материалы дела юридическим лицом заключению специалиста в области химического исследования от 15.07.2015 г. N 009402/4/77001/262015/И-197, выданного АНО "Центр химических экспертиз", ввозимый товар по способу изготовления, по форме зерен (габитусу), по пикнометрической плотности, по твердости, по возможным способам использования, является оксидом алюминия, отличным от искусственного корунда, таможенный код ТН ВЭД 2818200000.
Согласно Пояснениям Тома I к ТН ВЭД ЕАЭС, искусственный корунд обычно имеет форму небольших кусков или массы, раздробленной или в зернах, он более устойчив, чем высокочистый оксид алюминия, к действию воздуха и кислот и очень твердый. Оксид алюминия представляет собой легкий белый порошок, не растворимый в воде, удельный вес около 3,7. Одним из основных отличий искусственного корунда от высокочистого оксида алюминия является способ изготовления: искусственный корунд получают путем плавления оксида алюминия в электропечи, а сам оксид алюминия (безводный или кальцинированный) получают прокаливанием гидроксида алюминия или из алюминиевых квасцов.
Из заключения специалиста в области химического исследования от 15.07.2015 г. N 009402/4/77001/262015/И-197 следует, что полученные в результате сканирующей электронной микроскопии рисунки (фотографии) образцов товара показывают, что зерна образца имеют геометрическую форму, близкую к изометрической или слегка уплощенной. Кромки и вершины зерен сглаженные, что характерно для частиц глинозема, прокаленного при умеренных температурах. Также рисунки показывают, что зерна не образуют правильных кристаллических форм, характерных для кристаллов корунда, окристаллизованных в результате длительной прокалки при высокой температуре, или образованных при кристаллизации из расплава. Указанное позволяет сделать вывод о том, товар изготовлен не путем плавления оксида алюминия и даже не путем его длительного прокаливания при высоких температурах.
Согласно представленному в материалы дела заявителем нотариально удостоверенному переводу информации официального сайта Центральной Таможенной лаборатории Японии (http://www.customs.go.Jp/ccl/e_etc/1.html), отличие между корундом и оксидом алюминия в форме частиц можно увидеть только под сканирующим микроскопом. Корунд имеет острые кромки, а оксид алюминия имеет более сглаженные формы. Следовательно, форма зерен (габитус), различимая при микроскопическом исследовании, также служит отличительным признаком искусственного корунда и оксида алюминия, отличного от искусственного корунда.
Выводы, содержащиеся в заключении специалиста в области химического исследования от 15.07.2015 г. N 009402/4/77001/262015/И-197, также подтверждаются представленными в материалы дела заключениями независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля ООО "Центр Экспертиз и Консультаций" от 18.11.2013 г. N 025/00798-13 и ФГУП "Гостехстрой" от 12.07.2013 г. N 021/1503-13.
Кроме того, способ применения товара также служит основным критерием отнесения товара к классификационному коду 2818 20 000 0 согласно Тому I Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
Так, искусственный корунд используется как абразивный материал в производстве огнеупорных конгломератов или лабораторной посуды и в электротехнической промышленности. Оксид алюминия используется в металлургии алюминия как наполнитель для красок, в производстве абразивов и искусственных драгоценных или полудрагоценных камней, включая сапфиры и т.д.
При этом судом первой инстанции установлено, что ни в рамках таможенной экспертизы, ни самим таможенным органом вопрос о дальнейшем применении ввезенного юридическим лицом товара не исследовался.
Вместе с тем, при таможенном декларировании в 31 графе деклараций на товары N N 10317100/210215/0002330, 10317100/030715/0010209 обществом заявлялось, что товар применяется для промышленного выращивания синтетического монокристаллического сапфира и является промежуточным продуктом для промышленного производства.
Как следует из представленных заявителем в материалы дела экспортных деклараций, таможенным органом Японии - государства-экспортера товара, также являющегося участником Конвенции о Гармонизированной системе, товар классифицирован по коду 2818 20 000 0 (графа "Учетный номер номенклатуры").
В своих пояснениях заявитель указывает, что ввозимый обществом спорный товар -высокочистый оксид алюминия марок AKH-2002L и AKQ-10 чистотой более 99% практически полностью реализуется юридическим лицом по договору (контракту) купли-продажи от 09.10.2013 г. N SC-MOSMZ-0044 покупателю - АО "Монокристалл" (ранее -ЗАО "Монокристалл"), что подтверждается представленной в материалы дела бухгалтерской справкой общества.
Согласно спецификациям на высокочистый оксид алюминия (Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 17 от 13.04.2015 г. к контракту SC-MOSMZ-0044 и Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 13 от 16.12.2014 г. к контракту SC-MOSMZ-0044), поставляемый товар представляет собой высокочистый оксид алюминия (A12O3) марок AKQ-10 и АКН-2002Ь, размер частиц 0,9 - 3,1 мм, применение - для выращивания монокристаллического сапфира.
В ответ на запрос заявителя, АО "Монокристалл" письмом от 27.11.2015 г. подтвердило, что для изготовления своей продукции (синтетического сапфира для высокотехнологичных применений в электронной и оптоэлектронной промышленности) оно "преимущественно использует -A12O3, ввиду его более низкой стоимости по сравнению с монокристаллическим корундом". Указанное свидетельствует, что АО "Монокристалл" подтвердило, что товар общества отличается по стоимости от искусственного корунда, то есть, не является идентичным с ним товаром.
Следовательно, АО "Монокристалл" приобретало у общества оксид алюминия обоих марок для использования одним и тем же образом - для выращивания монокристаллического сапфира, что согласно Пояснениям в Томе I обуславливает классификацию этого оксида алюминия по коду 2818 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности содержащихся в заключении специалиста в области химического исследования от 15.07.2015 г. N 009402/4/77001/262015/И-197, выданном АНО "Центр химических экспертиз", выводов о том, что исследованные пробы товара по ДТ NN 10317100/210215/0002330, 10317100/030715/0010209 являются оксидом алюминия, отличным от искусственного корунда по морфологии, плотности и форме частиц, что свидетельствует о необходимости отнесения товара к классификационному коду 2818 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, таможенный орган произвел выпуск товара по ДТ N N 10317100/210215/0002330, 10317100/030715/0010209 с неверным кодом 2818 10 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом таможенный орган не представил ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции достаточных доказательств в обоснование своей позиции по делу кроме указанных выше заключений таможенного эксперта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества о признании недействительными решений Новороссийской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 24.06.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077, от 23.08.2015 г. N РКТ-10317100-15/000083, решения Новороссийской таможни об изменении решения по классификации товара от 01.07.2015 г. N РКТ-10317100-15/000077И.
Также ООО "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия" было заявлено требование об обязании Новороссийской таможни возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи и пени в сумме 1 289 243 рубля 52 копейки и выплатить проценты в сумме 19 905,63 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Частями 1, 4 и 5 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, законодательство Российской Федерации устанавливает обязательный досудебный порядок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
В материалы дела юридическим лицом представлена жалоба от 11.08.2015 г. N MOAMZ-2015-0065, поданная в Южное таможенное управление, в которой общество просит отменить решения Новороссийской таможни от 24.06.2015 N РКТ-10317100-15/000077, от 01.07.2015 N РКТ-10317100-15/000077И.
Суд первой инстанции правомерно указал, на то, что указанный документ не является доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, так как не содержит в себе требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Кроме того, указанный документ должен быть подан в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
На основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При таких обстоятельствах требования общества в части возврата излишне уплаченных в результате принятия решений о классификации товара таможенные платежи и пени в сумме 1 289 243 рубля 52 копейки и выплаты процентов в сумме 19 905,63 рублей обоснованно оставлены судом без рассмотрения, по причине несоблюдения юридическим лицом досудебного порядка урегулирования спора.
Суд возвратил обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 29 091 рубль 49 копеек, в связи с оставлением требований о возврате таможенных платежей и взыскании процентов без рассмотрения и излишней оплатой обществом неимущественного требования.
Государственная пошлина в размере 6 000 рублей по заявлению правомерно взыскана судом с таможенного органа в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как со стороны, не в пользу которой принят судебный акт.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 по делу N А32-39425/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39425/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2016 г. N Ф08-4861/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия"
Ответчик: НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Новоросийская таможня