Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2016 г. N Ф07-6943/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А42-6478/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Колесникова Д.М. по доверенности от 11.01.2016 N 07/06-2016;
от заинтересованного лица: Коптева А.С. по доверенности от 15.01.2016 N 01-17/08;
от третьего лица: не явились-извещены (уведомление N 14909);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6290/2016) ОАО "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2015 по делу N А42-6478/2015 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманэнергосбыт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
третьи лица: ООО "ТрансОйл-Сервис"
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа
установил:
ОАО "Мурманэнергосбыт" (г. Мурманск; ул. Свердлова, д. 39, ОГРН 1095190009111, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (г. Мурманск, ул. Книповича, д. 9А, ОГРН 1025100848630, далее - УФАС по Мурманской области, Управление) по делу N 08-04/15-10 от 01.07.2015 и предписания от 24.10.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ТрансОйл-Сервис".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Мурманэнергосбыт" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить по тем основаниям, что Положение о закупке товаров, работ, предоставляющее заказчику право принять решение об отказе от проведения запроса предложений в любое время не противоречит требованиям Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; Управление в оспариваемом решении не указало со ссылкой на нормативно-правовые акты, каким образом и какие именно положения законодательства нарушены действиями заявителя.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Представитель УФАС по Мурманской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 27.11.2014 ОАО "Мурманэнергосбыт" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовало извещение N 31401742417 о проведении одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт".
Закупка проводилась на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Советом директоров ОАО "Мурманэнергосбыт" протоколом от 01.08.2013 N 9/13 (с изменениями (протокол от 31.10.2013 N 14/13) (далее - Положение о закупке).
Срок оказания услуг по всем лотам - с 08.12.2014 по 31.12.2015.
Начальная (максимальная) цена по четырем лотам составила 110 447 900 рублей.
На участие в запросе предложений от ООО "ТК Артек", ООО "ТрансОйл-Сервис", ООО "Автоград" поступило 10 заявок, по результатам рассмотрения которых победителем закупки по лотам N 1 и N 2 стало ООО "ТрансОйл-Сервис", по лотам N 3 и N 4 - ООО "ТК Артек" (протокол N 3 от 15.12.2014).
15.12.2014 комиссия по закупке утвердила протокол N 4, согласно которому решила отказаться от процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора (извещение N 31401742417).
Не согласившись с указанным решением, ООО "ТрансОйл-Сервис" обратилось в УФАС по Мурманской области с соответствующей жалобой на действия ОАО "Мурманэнергосбыт", рассмотрев которую антимонопольный орган по делу N 08-04/15-10 решением от 01.07.2015 признал в действиях общества нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся:
- в необоснованной отмене проведения процедуры открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного (реестровый номер закупки 31401742417),
- в утверждении Положения о закупке (относительно пунктов 7.2.2.2, 7.2.2.3, 7.4.7, 7.6.4, 7.6.6, 7.6.8, 7.7.3, 7.7.5, 7.7.6, регламентирующих требования к заявке; пунктов 7.7.11, 7.6.14 об отказе от закупки; пунктов 9.10.1, 9.10.2, 9.10.3, 9.10.4 о порядке изменения договоров; пункта 7.11.2, предусматривающего закупку у единственного поставщика) и пункта 4.12.1 Документации о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по перевозке мазута топочного для нужд ОАО "Мурманэнергосбыт" утвержденного Приказом N 236-з от 26.11.2014 (далее - документация о проведении запроса предложений), содержащего положения, которые привели и могут привести к недопущению, ограничению и (или) устранению конкуренции.
01.07.2015 антимонопольным органом выдано предписание, в котором обществу было предписано в срок до 31.07.2015 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ путем приведения Положения о закупке в соответствие с требованиями Закона N135-ФЗ, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
ОАО "Мурманэнергосбыт" не согласилось с решением и предписание антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии со статьей 44 Закона N 135-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган осуществляет рассмотрение заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.
В пунктах 1 - 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ определены действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, которые участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом.
В случае обжалования действий, бездействий при проведении закупок, не относящихся к действиям, бездействиям, предусмотренным пунктами 1-4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, жалоба подлежит рассмотрению на предмет соответствия требованиям Закона N 135-ФЗ в порядке, определенном статьей 44 Закона N 135-ФЗ.
Пунктом 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ установлено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников (п.1) и нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (п.3).
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период деятельность ОАО "Мурманэнергосбыт" при осуществлении закупки продукции регулировалась Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Мурманэнергосбыт", утвержденным Советом директоров ОАО "Мурманэнергосбыт" (протокол от 01.08.2013 N 9/13 с изменениями протокол от 31.10.2013 N 14/13).
Пунктом 7.6.14 данного Положения предусмотрено, что заказчик имеет право отказаться от проведения запроса предложений. При этом в силу указанного положения заказчик не несет ответственности перед участниками закупки, направившими заявку на участие в запросе предложений.
Кроме того, в пункте 9.10 Положения заказчик наделен правом по согласованию с участником при заключении и исполнении договора, изменить предусмотренный договором объем закупаемой продукции (9.10.1), сроки исполнения обязательств по договору (пункт 9.10.2), цену договора (пункт 9.10.3), иные условия, предусмотренные договором.
В рассматриваемом случае 15.12.2014 комиссия по закупке ОАО "Мурманэнергосбыт" утвердила протокол N 4, которым отменила проведение одноэтапного запроса предложений после подписания итогового протокола и определения победителей.
Судом правильно отмечено, что наличие в Положении о закупке условий о праве заказчика в одностороннем порядке без обоснования причин отменить процедуру запроса предложений на любом из этапов закупки, в том числе после определения победителя, порядка изменения фактически всех, в том числе существенных условий заключенных договоров не отвечает принципам прозрачности и гласности проводимых закупок и развития добросовестной конкуренции, создает возможность для коррупционных проявлений и приводит (может приводить) к тому, что соответствующие договоры, по сути, заключаются исключительно по усмотрению заказчика, что противоречит антимонопольному законодательству.
Из письменных пояснений заказчика от 19.06.2015 N 10013 следует, что причиной отмены процедуры запроса предложений явилось наличие по ранее заключенным с ООО "ТК "Артек" договорам N209-ТС от 19.08.2013 и N 210- ТС от 19.08.2013(срок действия которых истек), неисполненных обязательств по оказанию услуг по перевозке мазута.
Между тем, Положение о закупке не предусматривает право заказчика отменить процедуру закупки в связи с возможным продлением срока действия ранее заключенных договоров по предоставлению аналогичных услуг (работ).
Указанные действия противоречат требованиям Закона N 135-ФЗ, поскольку, после отмены закупки заказчик на бесконкурентной основе в силу подпункта 1 пункта 7.11.2 Положения о закупке заключил восемь новых договоров с ООО "ТК "Артек" на перевозку мазута топочного.
В ходе рассмотрения жалобы участника закупки, антимонопольный орган также проанализировал конкретные закупки за 2014 год, проводимых ОАО "Мурманэнергосбыт" на основании Положения о закупке и сделал вывод, что общество осуществляет закупочную деятельность с использованием значительного количества неконкурентных процедур, заключая договоры с единственным поставщиком.
Указанным нарушениям способствовало включение обществом в Положение о закупках следующих условий:
- информация о проведении запроса цен и запроса предложений, включая извещение и информационную карту о проведении, документацию, проект договора размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за 5 рабочих дней до установленного в документации дня окончания подачи заявок на участие в запросе цен, предложений (пункты 7.6.4, 7.7.3),
-установление единых требований к составу заявок без учета срока подачи заявок. Так, Положением о закупке установлены единые требования к заявке на участие в запросе предложений (срок подачи заявок 5 рабочих дней) и на участие в аукционе, конкурсе (срок подачи заявок 20 дней, пункт 7.2.1.1), к представляемым документам (пункты 7.2.2.2, 7.4.7, 7.6.6, 7.7.5), а именно, требования к нотариальному заверению документов (ЕГРЮЛ, учредительные документы), к актуальной выписке из ЕГРЮЛ, возможность подачи заявки исключительно в письменном виде (пункты 7.2.2.3, 7.6.8, 7.7.6).
Какие-либо причины, по которым обществом установлены единые требования для заинтересованных лиц, находящихся в неравных условиях (по сроку для подготовки и представления документов), заявителем не указаны.
Однако установление более сжатых сроков для предоставления заявок для участия в конкурсе создают препятствия для потенциальных участников процедур сформировать в установленный срок необходимый пакет документов, что также может привести к сокращению числа участников.
Отсутствие в законах определенных критериев оценки достаточности срока, конкретных оснований, по которым может быть отменена закупка, не освобождает заявителя от такой оценки и установления оснований, если это необходимо для квалификации правоотношений в целях соблюдения положений Закона N 135-ФЗ и Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, антимонопольный орган сделал правильный вывод, что спорные пункты Положения о закупках ведут к дополнительному ограничению доступа к участию в конкурсе, сокращают число потенциальных участников, что в итоге ведет к ограничению конкуренции.
В части нарушений, допущенных заказчиком, при определении в документации критериев оценки участников, суд находит позицию Управления обоснованной, в связи с тем, что установленный порядок начисления баллов по критерию "цена" от 1 до 5 баллов, отраженный в приложении N 1 к протоколу N 3 от 05.12.2014 не отражает объективной ценности предложения и может привести к ограничению конкуренции, так как при подсчете баллов не учитывается соотносимость и соразмерность заявок по отношению друг к другу. Иного обществом не доказано.
По критерию "опыт выполнения аналогичных услуг" Управление, исходя из конкретных объемов, заявленных заказчиком в закупке, правомерно пришло к выводу, что данный критерий является антиконкурентным и фактически лишает реальной возможности новым участникам рынка победить в торгах.
Таким образом, антимонопольный орган в оспариваемом решении пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 4.12.1 документации о проведении запроса предложений, содержащий положения, которые привели или могут привести к ограничению и (или) устранения конкуренции, не соответствует требованиям законодательства.
Позиция заявителя о том, что Управление не указало нормы законодательства, которые нарушены заказчиком, не соответствует действительности, поскольку Управление, оценив в совокупности пункты Положения о закупке и документации, установило нарушение основополагающих принципов и общих норм, установленных Законом N 135-ФЗ и Законом N 223-ФЗ.
Доводам общества о неисполнимости предписания судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для ее переоценки не имеется
С учетом изложенного оспариваемое решение и вынесенное на его основании предписание антимонопольного органа не противоречат требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 декабря 2015 года по делу N А42-6478/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Мурманэнергосбыт"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6478/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2016 г. N Ф07-6943/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Мурманэнергосбыт", ОАО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, УФАС по Мурманской области
Третье лицо: ООО "ТранОйл-Сервис"