Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора поставки
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А57-25702/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной,
судей В.А. Камериловой, С.В. Никольского
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Р. Малыбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2016 года по делу N А57-25702/2015, принятое судьей Д.Ю. Игнатьевым,
по иску государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", г. Саратов, (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067),
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585),
об урегулировании разногласий по преддоговорному спору,
при участии в заседании: от истца - Поповой В.Ю., представителя, доверенность от 11.01.2016 N 2 (ксерокопия в деле), от ответчика - Андреева М.В., представителя, доверенность от 01.12.2015 N 460-04-5505д, Козлова Д.В., начальника оперативно-диспетчерской службы, доверенность от 01.01.2016 N 46-04-5706д (ксерокопии в деле),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа от 1 января 2016 года N 46-01-19021/16/232, исключить из пункта 4.3 договора слова "распечаток по расходу с электронных корректоров (вычислителей)", принять пункт 4.11 договора в редакции государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс": "Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются по каждому объекту покупателя месячными актами поданного - принятого газа, подписанными сторонами, с указанием фактической объемной теплоты сгорания (приложение 1). В актах поданного - принятого газа отражается информация о том, из каких ресурсов осуществлена поставка газа за отчетный период".
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с заявлением об уточнении предмета исковых требований и просил суд урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора поставки газа от 1 января 2016 года N 46-01-19021/16/232, исключив из пункта 4.3 договора слова
"распечаток по расходу с электронных корректоров (вычислителей)"; исключив из пункта 4.11 договора слова "Объем поставленного газа определяется как сумма фактических суточных объемов газа за расчетный период, который начинается с 10.00 первого дня отчетного месяца и заканчивается в 10.00 первого дня последующего месяца. Для покупателей, по которым не ведется ежесуточный учет, определение суточного объема газа производится путем деления количества газа за отчетный период на количество суток в данном периоде. К месячному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение N 2), в котором отражают ежесуточные сведения. На основании месячных актов поданного-принятого газа по каждому объекту покупателя не позднее 5 числа месяца составляется в согласованной сторонами форме сводный акт приема-передачи газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного покупателем (приложение N 3). К сводному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение N 4), в котором отражаются ежесуточные сведения о количестве поданного-принятого газа.".
Решением от 26 февраля 2016 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-25702/2015 спорные пункты 4.3, 4.11 договора поставки газа от 1 января 2016 года N 46-1-19021/16 приняты в редакции поставщика и изложены в следующей редакции: "4.3. При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя.
На каждом узле учета с помощью средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями должны определяться и регистрироваться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и стандартных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа. Узел учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства.
При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии или повреждении действующего поверительного клейма, пломб завода-изготовителя, препятствующих доступу к узлам регулировки приборов учета или внутренним элементам их устройства, пломб, установленных поставщиком на узлах учета или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несанкционированном газопотреблении покупателем, при непредставлении Покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, распечаток по расходу с электронных корректоров (вычислителей) и т.д.), а также при недопуске представителей поставщика к газоиспользующему оборудованию и к узлу учёта газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газоиспользующих установок, исходя из их круглосуточной работы за весь период со дня проведения последней проверки.
Под неисправностью контрольно-измерительных приборов узлов учета газа стороны понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.
Под несанкционированным потреблением стороны понимают:
- подключение Покупателем либо лицом, не имеющим договорных отношений с
поставщиком, газоиспользующего оборудования к газопроводу покупателя, минуя приборы учета;
- невыполнение покупателем требования поставщика о самостоятельном ограничении либо самовольное возобновление газопотребления покупателем с момента отключения его поставщиком в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ и услуги по его транспортировке, в т. ч. и в транзитном потоке;
- потребление газа покупателем либо лицом, не имеющим договорных отношений с поставщиком на оборудовании, подключенном к газопроводу покупателя и не указанном в приложении N 5 к договору, без официального согласования поставщика на использование газа в качестве топлива и на подачу газа на это оборудование.
Технологические потери в системах распределения газа и при авариях на сетях
покупателя, расположенных от точки врезки в газопровод ГРО до узла учета газа,
рассчитываются в соответствии с "Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа" (РД 153-39.4-079-01) и оплачиваются покупателем дополнительно. Расчет технологических потерь выполняется один раз в год, потери при авариях - по факту выявления.
Проведение расчета технологических потерь осуществляется на основании исходных данных, отраженных в предоставленных покупателем схеме газоснабжения, акте о границах ответственности на газопроводе, оформленного между покупателем и ГРО, а также акте о газовом оборудовании (ГО), на участке от точки врезки в газопровод ГРО до узла учета, подписанном покупателем и поставщиком с перечислением всех видов ГО и трубопроводов с указанием их количества и технологических параметров (избыточного рабочего давления, давления при продувке свечи, верхнего предела настройки ПСК). В случае непредоставления вышеуказанных документов до окончания месяца, предшествующего последнему месяцу поставки, объем технологических потерь определяется Поставщиком равным 0,6% от фактически поставленного покупателю объема газа.
Пределы измерений узла учета газа должны обеспечивать измерение расхода и
количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода определяется исходя из относительной погрешности измерения расхода не более 3 %.
Определение объемов поставленного покупателю газа по узлу учета возможно только после обследования узла учета газа представителями покупателя и поставщика газа с оформлением результатов обследования актами, подписанными представителями сторон, участвующих в обследовании, и признании сторонами узла учета исправным на момент обследования. Владелец узла учета газа обязан представить поставщику копии паспортов, свидетельств на узел учета газа (измерительный комплекс) с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией "Ростехнадзора" на газоиспользующее оборудование. В актах обследования указываются, в том числе, сведения об установленных на узле учета контрольно-измерительных приборах. Владелец узла учета газа обязан представить поставщику копии паспортов, свидетельств на узел учета газа (измерительный комплекс) с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией "Ростехнадзора" на газоиспользующее оборудование. При проведении обследования узла учета представители поставщика вправе провести проверку работоспособности входящих в состав узла учета покупателя средств измерений с использованием других средств измерений, поверенных в установленном порядке.
Вызов представителя поставщика осуществляется за три рабочих дня, предшествующих дню проведения работ.
4.11. Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются по каждому
объекту покупателя месячными актами поданного-принятого газа, подписанными
сторонами, с указанием фактической объемной теплоты сгорания (приложение N 1). Объем поставленного газа определяется как сумма фактических суточных объемов газа за расчетный период, который начинается с 10.00 первого дня отчетного месяца и заканчивается в 10.00 первого дня последующего месяца. Для покупателей, по которым не ведется ежесуточный учет, определение суточного объема газа производится путем деления количества газа за отчетный период на количество суток в данном периоде.
К месячному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение N 2), в котором отражают ежесуточные сведения.
На основании месячных актов поданного-принятого газа по каждому объекту покупателя не позднее 5 числа месяца составляется в согласованной сторонами форме сводный акт приема-передачи газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного покупателем (приложение N 3). К сводному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение N 4), в котором отражают ежесуточные сведения о количестве поданного-принятого газа.
В актах поданного-принятого газа отражается информация о том, из каких ресурсов осуществлена поставка газа за отчетный период.".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, принять спорные пункты 4.3, 4.11 в редакции покупателя.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: положения пункта 4.3 ставят покупателя в заранее невыгодное положение и возлагают на предприятие дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, предметом спора является именно форма предоставляемой отчетности о количестве поставленного газа либо в виде ежемесячных донесений по установленной сторонами форме (приложение N 6), либо ежесуточных распечаток в электронных корректоров, не обязательных для истца в силу незначительного количества поставляемого ежемесячного газа.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" представило отзыв на апелляционную жалобу, с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, т.к. поставка газа осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162, в целях исполнения нормативно-технических требований узлы учета газа потребителей газа должны быть оснащены корректорами (вычислителями), в противном случае потребитель не сможет обеспечить выполнение требований пункта 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2011, актами обследования узла учета газа от 18 марта, 22 мая, 15 декабря 2015 года подтвержден факт того, что корректор на спорном объекте газопотребления не установлен.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (пункт 10 раздела "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Судебная коллегия по гражданским делам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года N 1 (2015).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" в адрес государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" направило проект договора поставки газа от 1 января 2016 года N 46-1-19021/16.
По результатам рассмотрения проекта указанного договора истец не согласился с предложенными условиями, а именно с пунктами: 4.3, 4.11 и направил ответчику извещение об акцепте на иных условиях - протокол разногласий к договору поставки газа от 1 января 2016 года N 46-1-19021/16.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассмотрело предложенную государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" редакцию и направило последнему уведомление об отказе в подписании протокола разногласий.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку стороны не согласовали разногласия при заключении договора поставки газа от 1 января 2016 года N 46-1-19021/16, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.
Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года N 16 "О свободе договора и ее пределах").
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Таким образом, при разрешении преддоговорных споров арбитражный суд, в первую очередь, проверяет соответствие предлагаемых сторонами (спорных) условий заключаемого договора императивным требованиям законодательства.
При заключении спорного договора между сторонами возникли разногласия по форме предоставляемой отчетности о количестве поставленного газа.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что содержание соответствующих условий спорного договора поставки газа, являющегося публичным, предписано законом, и принял спорные пункты в редакции поставщика.
Договор поставки газа по своей правовой природе является договором энергоснабжения, регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфах 1, 6 главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации.
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктами 21, 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 961 утверждены Правила учета газа (зарегистрирован в Минюсте России 30 апреля 2014 года за N 32168), распространяющиеся на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (пункт 1.4).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Правил учета газа при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с его потреблением.
Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете газа и ее отражению в первичных учетных документах должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов газа и (или) их количественных и качественных показателей, и их регистрацию.
В пункте 1.6 Правил указано, что средства измерений, применяемые для учета газа, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
С 1 июля 2013 года введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.741-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 года N 1061-ст.
В подразделе 7.6 "Архивирование и форма представления результатов измерений" раздела N 7 "Требования к методикам измерений" ГОСТ Р 8.741-2011 сказано, что архивирование, форму представления результатов измерений, сроки хранения отчетных документов определяют заинтересованные стороны (пункт 7.6.1), т.е. в рассматриваемом случае - это поставщик и покупатель газа.
В соответствии с пунктом 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011 отчетные документы должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период времени: время измерений; объем газа в рабочих и стандартных условиях; среднечасовую и среднесуточную температуру газа; среднечасовое и среднесуточное давления газа.
Во исполнение данных положений ГОСТ Р 8.741-2011, стороны предусмотрели в пункте 4.12 договора поставки газа, что покупатель не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным, обязан направлять в адрес Поставщика данные о расходе газа за отчетный месяц по каждому объекту для составления двухсторонних актов приема-передачи газа, подтверждающих количество поданного и принятого газа. Данные о расходе газа предоставляются покупателем через уполномоченного представителя либо путем направления поставщику сведений о расходе газа по электронной почте, посредством факсимильной связи с последующим предоставлением вышеуказанных сведений на бумажном носителе.
Покупатели, имеющие на узлах учета корректор (вычислитель), обязаны предоставлять данные о расходе газа в виде распечатки среднесуточных расходов газа за текущий отчетный период. В случае временного отсутствия на узлах учета газа корректора (вычислителя) покупатель по согласованию с поставщиком представляет данные о расходе газа за отчетный период по форме приложения N 6. Поставщик рассматривает возможность согласования во взаимосвязи с требованиями действующей нормативной документации.
В целях исполнения вышеперечисленных нормативно-технических требований, узлы учета газа потребителей газа должны быть оснащены корректорами (вычислителями), в противном случае потребитель не сможет обеспечить выполнение требований пункта 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2011.
Таким образом, по объектам газопотребления, где имеются на узлах учета корректор (вычислитель), покупатель обязан предоставлять поставщику данные о расходе газа в виде распечатки среднесуточных расходов газа за текущий отчетный период; где на узлах учета отсутствует корректор (вычислитель), покупатель обязан предоставлять поставщику данные о расходе газа в виде показаний счетчика по форме приложения N 6 к договору.
В спорном пункте 4.3 договора указаны и тот, и другой способ предоставления данных о расходе газа, в связи с чем, как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, права истца данным пунктом не нарушаются.
Согласно пункту 3 Правил поставки газа стороны в договоре должны согласовать "расчетный период" - период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком и покупателем за поставленный газ.
В пункте 13 Правил закреплено, что поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа.
Данное условие позволяет исполнять требования, закрепленные в пунктах 18 и 37 Правил поставки газа, а именно: соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину и поддерживать давление газа в газопроводах при его транспортировке, что возможно только при условии выборки газа покупателем в пределах суточной нормы поставки.
В пункте 3 Правил указано, что "среднесуточная норма поставки газа" - это объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа стороны ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и апеллянтом не опровергнуто, что установленный на объекте газопотребления покупателя установлен прибор учета газа - счетчик газа марки СГМН-1-М "G6" заводской N 025836, не оснащенный корректором.
Указанный прибор позволяет вести учет только объема газа в рабочих условиях, в донесениях покупателем отражаются только начальные и конечные показания прошедшего через узел учета объема газа в стандартных условиях.
В нарушении пункта 7.6.2 ГОСТ Р 8.741-2011 данный счетчик не позволяет вести учет: времени измерений; объема газа в стандартных условиях; среднечасовой и среднесуточной температуры газа; среднечасового и среднесуточного давления газа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения спорных пунктов соответствуют требованиям действующего законодательства в области газоснабжения в Российской Федерации. Апеллянтом не доказано обратное.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, арбитражный суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешения спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности. У арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов о недоказанности истцом своих доводов.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В порядке пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, какие законы и иные нормативные правовые акты подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 8467/10, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2013 года N ВАС-1877/13).
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 февраля 2016 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-25702/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" без удовлетворения.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями части 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Н. Телегина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25702/2015
Истец: ГУП Саратовской области "Облводоресурс"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Саратов"