город Омск |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А46-10421/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3238/2016) общества с ограниченной ответственностью "Формат" на решение Арбитражного суда Омской области от 08.02.2016 по делу N А46-10421/2015 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формат" (ИНН 5534010734, ОГРН 1055515020880) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (ИНН 5504098820, ОГРН 1055507005146) о признании незаконными действий по изъятию и уничтожению продукции и взыскании 871 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Формат" - представитель Сотникова Марина Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности от 27.06.2015 сроком действия 1 год, представитель Шадрин Сергей Юрьевич, предъявлен паспорт, по доверенности от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2016;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области - представитель Широкорад Сергей Николаевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 1867 от 20.05.2014 сроком действия до 20.05.2017;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Формат" (далее по тексту - ООО "Формат", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Россельхознадзора по Омской области, Управление) о признании незаконными действий по изъятию и уничтожению продукции и взыскании 871, 20 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2016 по делу N А46-10421/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что на продукции, реализуемой Обществом (сыры), отсутствовала информация на маркировочном ярлыке о дате выработки и сроках хранения данной продукции; товар был уничтожен Управлением как некачественный.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 08.02.2016 по делу N А46-10421/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что административный орган оформил уничтожение товара, как запрещенного к ввозу в Российскую Федерацию, между тем, товар (сыр) был везен на территорию Российской Федерации до введения в действие постановления правительства Российской Федерации от 07.08.2015 N 778, которым к ввозу было запрещено молоко и молочная продукция; безлактозный сыр был исключен из списка продукции, относящейся к санкционной; в силу статей 24, 26 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", изъятие и уничтожение некачественной продукции может производиться только после проведения экспертизы, в результате которой было установлено, что продукция является некачественной, Управление не наделено правом на уничтожение некачественной продукции.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
16.08.2015 Управлением Россельхознадзора по Омской области была проведена проверка в магазине ООО "Формат" по адресу: г. Омск, ул. Рождественского, 6/1, и при осмотре холодильной витрины было установлено, что Обществом осуществляется реализация сырной продукции производства Австрия:
- сыра "Австрия Блю" безлактозный с голубой плесенью 55% - 0,474 кг;
- сыра "Австрия Блю Майлд" безлактозный с голубой и белой плесенью 55% - 0, 216 кг.
В ходе проверки было установлено, что на вышеуказанной продукции на маркировочных ярлыках магазина не была указана дата выработки продукции.
На оторванных этикетках с булок сыра, предоставленных в ходе проверки сотрудниками ООО "Формат", указана дата выработки 21.06.2015. Из информации в товаросопроводительных документах, предоставленных на указанную продукцию следует, что сыр "Австрия Блю" безлактозный с голубой плесенью 55% ввезен на территорию Российской Федерации 25.05.2015 (таможенная декларация 10225030/25052015/0001372/1), тогда как на обособленном маркировочном ярлыке указана дата выработки 21.06.2015, что не может являться достоверным с учетом ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Также, в ходе проверки было установлено, что недостоверной является содержащаяся на маркировочном ярлыке, хранящегося отдельно от товара, информация о дате выработки сыра "Австрия Блю Майлд" безлактозного с голубой и белой плесенью 55% - 27.05.2015 (дата таможенной декларации - 25.05.2015).
На основании Акта о факте изъятия запрещенных к ввозу в Российской Федерации подконтрольных государственных ветеринарному надзору грузов (товаров) от 16.08.2015 была изъята у Общества продукция, а именно:
сыр "Австрия блю майлд безлактозный" 55 % в количестве 216 гр;
сыр "Австрия блю" безлактозный 55 % в количестве 474 гр.
17.08.2015 Управлением вынесено постановление N 147 о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении (л.д. 106). В постановлении административный орган указал, что продукция признана некачественной и опасной в ветеринарно-санитарном отношении.
На основании Акта об уничтожении изъятых запрещенных к ввозу в Российской Федерации подконтрольных государственных ветеринарному надзору грузов (товаров) от 18.08.2015 указанная продукция была уничтожена.
17.09.2015 Управление Россельхознадзора по Омской области вынесено постановление N 1168/3 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что действия Управления по изъятию и уничтожению продукции не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, ООО "Формат" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.02.2016 по делу N А46-10421/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 установлены требования к маркировке упакованной пищевой продукции. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя- импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (статья 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", далее - Закон N 29-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 29-ФЗ установлено, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;
проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества);
применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Частями 1, 2 статьи 18 Закон N 29-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.
Статьей 24 Закона N 29-ФЗ установлено, что некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.
Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.
В случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 25 Закона N 29-ФЗ установлено, что некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и другой), проводимой органами государственного надзора в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Исходя из абзаца второго части 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ, пищевые продукты, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.
До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора обязан изменить их свойства доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению.
Как следует из материалов дела, ООО "Формат" были нарушены указанные выше требования. В частности, на маркировочных ярлыках сыра "Австрия Блю" безлактозный с голубой плесенью 55% 0,474 кг и сыра "Австрия Блю Майлд" безлактозный с голубой и белой плесенью 55% 0,216 кг отсутствовали даты выработки продукции; кроме того, информация о дате выработки продукции на отдельно хранящихся ярлыках являлось недостоверной.
Так, сыр "Австрия Блю" безлактозный с голубой плесенью 55% ввезен на территории Российской Федерации до 25.05.2015, тогда как на обособленном маркировочном ярлыке, предоставленном администрацией магазина, принадлежащего обществу и в котором проводилась проверка, указана дата выработки - 21.06.2015.
Аналогично недостоверной является содержащаяся на маркировочном ярлыке, хранящемся отдельно от товара, информация о дате выработке сыра "Австрия Блю Майлд" безлактозного с голубой и белой плесенью 55% - 27.05.2015, так как согласно таможенной декларации указанный продукт ввезен на территорию Российской Федерации до 25.05.2015.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества фактически подтвердил отсутствие на спорной продукции соответствующих маркировок.
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и также вступившими в законную силу судебными актами по делу N А46- 11373/2015.
Так, решением Арбитражного суда Омской области от 24.12.2015 по указанному делу, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции от 05.04.2016, было признано законным постановление Управления от 17.09.2015 N 1168/3, на основании которого Общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нахождения на реализации сырной продукции производства Австрия: сыра "Австрия Блю" безлактозный с голубой плесенью 55% 0,474 кг и сыра "Австрия Блю Майлд" безлактозный с голубой и белой плесенью 55% 0,216 кг, без указания на маркировочных ярлыках даты выработки продукции.
Принимая во внимание отсутствие маркировки на спорной продукции, Управление правомерно пришло к выводу, что такая продукция имеет явные признаки некачественности и опасной в ветеринарно-санитарном отношении, следовательно, подлежит утилизации или уничтожению.
При этом, сыр "Австрия Блю Майлд" безлактозный 55% в количестве 216 грамм, и "Австрия Блю" безлактозный 55 % в количестве 474 был уничтожен не в рамках реализации Указа Президента РФ от 29.07.2015 N 391 и Постановления Правительства РФ от 07.08.2015 N 778, а при непосредственном обнаружении при проверке нарушений требований перечисленных выше нормативных актов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы, то есть на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.02.2016 по делу N А46-10421/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10421/2015
Истец: ООО "ФОРМАТ"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Омской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области
Третье лицо: Федеральная таможеная служба РФ