г. Томск |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А45-23096/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Иванков Н.О. по доверенности от 30.10.2015 (до 31.12.2016)
истца: от заинтересованного лица: Крюкова О.В. по доверенности от 11.01.2016 (по 31.12.2016)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "СИБИРЬ" Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20 февраля 2016 года по делу N А45-23096/2015 (судья Полякова В.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Фендик Юрия Владимировича (ИНН 540721044701, ОГРНИП 310547631200010), г. Новосибирск
к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "СИБИРЬ" Федерального дорожного агентства" (ИНН 5405201071, ОГРН 1035401907287), г. Новосибирск
о признании незаконными действий по установлению придорожной полосы
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Фендик Юрий Владимирович (далее- ИП Фендик Ю.В., заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "СИБИРЬ" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Сибуправтодор", Учреждение) по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о придорожной полосе, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:4611, принадлежащего заявителю на праве собственности, по границе с земельным участком с кадастровым номером 54:18:020401:275.
Решением от 20.02.2016 г. Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Приказ N 158 от 22.10.1998 Российского дорожного агентства не наделяет ФКУ "Сибуправтодор" полномочиями по принятию решений об установлении или изменении границ придорожных автомобильных полос федерального значения, в связи с чем, суду следовало привлечь к участию в деле в качестве ответчика Федеральное дорожное агентство; возложение на ФКУ "Сибуправтодор" обязанности по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости об исключении сведений о придорожной полосе, установленной в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:4611 противоречит действующему законодательству, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ИП Фендик Ю.В. в удовлетворении заявленных требований.
ИП Фендик в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
При разрешении спора судом установлено, ИП Фендик на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:18:020401:4611, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства, площадь 493 329 кв. м, адрес: Новосибирская область, Мошковский район, Барлакский сельсовет, поселок Октябрьский (свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2014 серии 54 АЕ номер 405371).
В пункте 14 кадастрового паспорта земельного участка указано: земельный участок частично входит в зону "придорожная полоса" автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Придорожная полоса, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:4611, принадлежащего заявителю на праве собственности, по границе с земельным участком с кадастровым номером 54:18:020401:275 установлена ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" вдоль федеральной автомобильной дороги М-52, что следует из карты-плана от 23.05.2013 и не оспаривается заинтересованным лицом.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2010 N 180-п в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в границы населенного пункта поселка Октябрьский Барлакского сельсовета Мошковского района Новосибирской области включены земельные участки с кадастровыми номерами: 54:18:020401:1588, площадью 493 356 кв. м, местоположение: область Новосибирская, район Мошковский, муниципальное образование Барлакский сельсовет. Земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 54:18:020401, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, для жилищного строительства; 54:18:020401:1923, площадью 188 690 кв. м, местоположение: область Новосибирская, район Мошковский, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 54:18:020401, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для строительства федеральной автомобильной дороги.
Земельный участок с кадастровым номером 54:18:020401:4611, который в настоящее время принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Фендик Юрию Владимировичу, ранее имел кадастровый номер 54:18:020401:1588.
Земельный участок с кадастровым номером 54:18:020401:1923 в настоящее время снят с государственного кадастрового учета, был образован из земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:275.
Таким образом, и земельный участок с кадастровым номером 54:18:020401:4611, и граничащий с ним земельный участок с кадастровым номером 54:18:020401:275 входят в границы населенного пункта поселка Октябрьский Барлакского сельсовета Мошковского района Новосибирской области.
Полагая, что наличие в государственном кадастре сведений информации о придорожной полосе в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:4611 ограничивает режим использования этого земельного участка, нарушает права и законные интересы предпринимателя, поскольку становится невозможным освоение этого земельного участка в соответствии с планом застройки территории поселка, ИП Фендик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив совокупность оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания действий Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о придорожной полосе, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:4611, принадлежащего заявителю на праве собственности, по границе с земельным участком с кадастровым номером 54:18:020401:275 незаконными, суд первой инстанции удовлетворил заявленные ИП Фендик Ю.В. требования.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правильно применив нормы материального и процессуального права, арбитражный суд обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ, Закон об автомобильных дорогах), которым урегулированы отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Из части 1 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах следует, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (часть 1 статьи 25 Закона N 257-ФЗ).
В силу частей 1,3,7 статьи 26 Закона N 257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог регионального или муниципального значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.
Часть 8 указанной статьи установлено, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Правильно применив положения Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, Приказа Российского дорожного агентства от 22.10.1999 N 158, которыми Федеральное дорожное агентство наделено полномочиями по принятию решения об установлении или изменении границ придорожных автомобильных дорог федерального значения; государственное учреждение, подведомственное федеральному органу управления дорожным хозяйством и осуществляющее хозяйствующие, контрольные, надзорные и регулирующие функции в отношении конкретных магистральных и других федеральных автомобильных дорог, а также реализацию государственной дорожной политики на территории субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующие ассоциации экономического взаимодействия, именуется "Федеральное управление автомобильных дорог"; главной целью деятельности федерального управления автомобильных дорог является реализация государственной дорожной политики, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния закрепленных за ними магистральных и других федеральных автомобильных дорог, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства в Западной Сибири, в оперативном управлении которого находится федеральная автомобильная дорога М-52 "Чуйский тракт", является уполномоченным органом по установлению придорожной полосы в отношении автомобильной дороги, расположенной в границах населенного пункта.
Из заключения кадастрового инженера от 07.08.2015, представленного в материалы дела, следует, что участок автомобильной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 54:18:020401:275, фактически занятый автомобильной дорогой "Северный объезд город Новосибирска", проходит по территории населенного пункта поселок Октябрьский Барлакского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, в связи с чем, в нарушение части 1 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах заинтересованным лицом установлена придорожная полоса автомобильной дороги, расположенной в границах населенного пункта с внесением соответствующий сведений в государственный кадастр.
Не оспаривая по существу указанные обстоятельства, податель апелляционной жалобы полагает, что не является уполномоченным лицом по внесению сведений о придорожной полосе в государственный кадастр.
Вместе с тем, данный довод ни в отзыве на заявление, ни в судебных заседаниях суда первой инстанции ФКУ "Сибуправтодор" не заявлялся.
Возложение судом первой инстанции обязанности по внесению сведения в государственный кадастр недвижимости об исключении сведений о придорожной полосе, установленной в границах земельного участка с кадастровым номером 54:18:020401:4611 на ФКУ "Сибуправтодор" не противоречит Приказу Российского дорожного агентства от 22.10.199 N 158, Уставу ФКУ "Сибуправтодор" (пункты 1.2, 1.3, 2.1, 2.2., 3.3, 3.3.62), ФКУ "Сибуправтодор" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; осуществляет функции и полномочия учредителя Федерального дорожного агентства и в установленном порядке проведение комплекса мероприятий в целях установления границ полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения; сведения о спорной придорожной полосе внесены в государственный кадастр недвижимости ФКУ "Сибуправтодор", что следует из землеустроительного дела по описанию местоположения границ придорожной полосы "Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Первая очередь автомобильной дороги Омск- Новосибирск, адрес Новосибирская область, Мошковский район, МО Барлакский сельсовет, МО Сокурский сельсовет.
В этой связи, соответствующие доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ "Сибуправтодор" является неуполномоченным лицом, о необходимости привлечения к участию в деле Федерального дорожного агентства, с учетом не оспаривания внесения сведений по установлению придорожной полосы и не обоснование полномочий именно Федерального дорожного агентства, которое не участвовало в установлении придорожной полосы, несостоятельны.
Ссылка на не указание судом мотивов удовлетворения заявленного заявителем ходатайства о восстановлении пропущенного процессуально срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, не принимается судом апелляционной инстанции.
Заявляя требование о признании незаконными действия по установлению придорожной полосы, заявитель доказал наличие условий, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
При незаконности оспариваемых действия, наличием ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд, которое рассмотрено судом и признано подлежащим удовлетворению в порядке части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указание судом иных мотивов не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям материального и процессуального права, в связи с чем, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статьей 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 рублей) ФКУ "Сибуправтодор" подлежит возврату из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 февраля 2016 года по делу N А45-23096/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "СИБИРЬ" Федерального дорожного агентства" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению N 557014 от 04.03.2016 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23096/2015
Истец: ИП Фендик Юрий Владимирович
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агенства
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/16
01.09.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3393/16
18.05.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3393/16
21.02.2016 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-23096/15