г. Воронеж |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А48-286/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 мая 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального унитарного предприятия "Жилкомплекс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2016 по делу N А48-286/2016 (судья Капишникова Т.И.), рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства, принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (ОГРН 1025700526389, ИНН 5703008757) к Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомплекс" (ОГРН 1035703000300, ИНН 5703009750) о взыскании финансовой санкции в размере 495 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомплекс" (далее - Предприятие, страхователь) о взыскании предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" финансовой санкции в сумме 495 руб. за непредставление в срок, установленный ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений о застрахованных лицах за 1 квартал 2014 г.
Данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Орловской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, Управление ссылается на соблюдение процедуры привлечения Предприятия к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Как указывает Управление, пенсионным фондом в отношении страхователя составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015.
Один экземпляр акта направлен по почте заказным письмом. О времени и месте рассмотрения акта и вынесения решения страхователь уведомлен непосредственно в акте.
Управление ссылается, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не предусмотрена специальная форма и порядок извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки как это указал суд, а порядок направления акта регламентируется пунктом 4 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ и считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма, а не 1 месяц в соответствии с п. 32, п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".
Управление считает, что предприняло все необходимые меры по извещению Предприятия о дате и месте рассмотрения материалов проверки, а неполучение страхователем акта от 26.08.2015 не имеет значения для решения вопроса о соблюдении Управлением процедуры проведения проверки, поскольку в силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 Постановления от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
С выводом суда, о том, что на дату рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015 N 35 не истек, предусмотренный ч. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ срок для предоставления возражений на данный акт, что является грубым нарушением процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки, Управление не согласно, поскольку правонарушение было установлено, о чем отражено в акте от 26.08.2015, возражения на данный акт от Предприятия не поступили. И отказ в удовлетворении заявления пенсионного фонда по данному основанию носит формальный характер.
Кроме того, с выводом суда о том, что рассмотрение материалов проверки состоялось 24.09.2015, решение было вынесено 28.09.2015, пенсионный фонд также не согласен, поскольку страхователь, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки (24.09.2015), не явился, то материалы проверки были рассмотрены в его отсутствие.
Начальник Управления рассмотрел акт, а также документы и материалы, представленные страхователем, единолично. По результатам рассмотрения было вынесено решение от 28.09.2015. Решение, как указывает Управление, в соответствии со ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ принимается в 10-дневный срок. Законом не предусмотрено составление каких либо документов в день рассмотрения акта.
В судебное заседание не явились Управление и Предприятие, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области и Муниципального унитарного предприятия "Жилкомплекс".
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Орловской области от 11.02.2010 по делу N А48-3923/2009 МУП "Жилкомплекс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство (т. 1, л.д. 10-14). Определением Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2013 по делу N А48-3923/2009 конкурсным управляющим утверждена Пыжова Н.В. (т. 1, л.д. 15-16). Определением Арбитражного суда Орловской области от 13.10.2015 срок конкурсного производства в отношении МУП "Жилкомплекс" продлен до 11.04.2016 (т. 1, л.д. 17-20).
25.08.2015 Предприятие представило в Управление расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2014 г.
Управлением проведена проверка представленного расчета, в разделе 6 которого "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" установлено, что Предприятие в 1 квартале 2014 г. выплатило Матюшину А. В. денежные средства в размере 45000 руб., сумма страховых взносов составила 9900 руб.
Посчитав, что исходная форма индивидуальных сведений за 1 квартал 2014 г. в отношении Матюшина А.В. представлена Предприятием с нарушение срока, предусмотренного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ), пенсионным фондом 26.08.2015 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 35 и 28.09.2015 принято решение N 35 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, в соответствии с которым МУП "Жилкомплекс" привлечено к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 495 руб., определенном исходя из суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (9900 руб.), начисленных за 1 квартал 2014 г. в соответствии с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2014 г.
На основании решения от 28.09.2015 N 35 страхователю выставлено требование от 26.10.2015 N 35 об уплате финансовой санкции в сумме 495 руб. в срок до 19.11.2015.
МУП "Жилкомплекс" требование от 26.10.2015 N 35 об уплате финансовой санкции не исполнило, что в силу ч. 2 ст. 213 АПК РФ, ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований Управления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Федеральным законом N 27-ФЗ установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ): на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом N212-ФЗ, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Из ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном ст.38 указанного Федерального закона.
В силу ч. 3, ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с ч. 4, ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 212-ФЗ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).
Признав направление акта проверки по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил юридическую презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в правоотношениях, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов, и гарантировать исполнение плательщиками (страхователями) публично-правовой обязанности по уплате законно установленных страховых взносов.
При этом факт получения акта проверки по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде.
Изложенное согласуется с имеющей универсальный характер правовой позицией, выраженной в п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8.04.2010 N 468-О-О.
Порядок принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки регламентирован в ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ.
Часть 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливает, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Таким образом, в ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения).
Как следует из материалов дела, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015 N 35, содержащий уведомление о его рассмотрении 24.09.2015 в 11 час. 00 мин. в помещении Управления, составлен в отсутствие представителя МУП "Жилкомплекс".
По юридическому адресу МУП "Жилкомплекс", указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, данный акт направлен 01.09.2015, о чем свидетельствует копия квитанции ФГУП "Почта России" от 01.09.2015 N 01535.
По данным сайта ФГУП "Почта России" указанное почтовое отправление после двух неудачных попыток его вручения (02.09.2015, 03.10.2015) направлено обратно отправителю и передано на временное хранение 06.10.2015 (т. 1, л.д. 21).
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ датой вручения такого акта страхователю считается шестой рабочий день с даты отправления заказного письма и, следовательно, 09 сентября 2015 г. считается днем получения страхователем акта для ознакомления с ним и его подписания (01 сентября + 6 рабочих дней), пятнадцатым днем для возможности представить МУП "Жилкомплекс" письменные возражения в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, является 30 сентября 2015 г. (09 сентября + 15 рабочих дней).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на дату рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015 N 35 не истек, предусмотренный ч. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ срок для предоставления возражений на данный акт.
Никаких иных доказательств, в том числе направления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015 N 35 в адрес конкурсного управляющего Пыжовой Н.В., которые бы свидетельствовали о более ранней дате вручения акта страхователю, чем определенная в соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ, в материалы дела не представлено.
В результате МУП "Жилкомплекс" не могло реализовать права, гарантированные Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ: представить письменные возражения и объяснения относительно обстоятельств, отраженных в акте, заявить ходатайства и отводы, воспользоваться квалифицированной юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными законом.
Суд пришел к правомерному выводу, что указанное является грубым нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, предусмотренное в ч. 4 ст. 38 Федерального закона от N 212-ФЗ правило, в соответствии с которым датой вручения акта проверки, направленного по почте, считается шестой день считая с даты отправления заказного письма, подлежит применению только в отношении процедуры вручения акта проверки с целью исчисления срока на представление страхователем возражений. Основания распространения данного правила на порядок извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, предусмотренный ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ, отсутствуют.
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015 N 35 направлен почтовым отправлением 01.09.2015.
В силу п. 32, п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи. Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его уполномоченного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Таким образом, срок доставки адресату почтового отправления по общему правилу составляет 1 месяц.
С учетом указанных норм, направление Управлением Предприятию 01.09.2015 акта с указанием времени и места рассмотрения материалов проверки 24.09.2015 не обеспечивало его заблаговременного получения Предприятием до назначенной даты рассмотрения материалов проверки. Кроме того, на момент рассмотрения пенсионным органом материалов проверки отсутствовала какая-либо информация о надлежащем извещении страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Доказательств принятия Управлением всех необходимых мер по извещению Предприятия о времени и месте рассмотрения материалов проверки, пенсионный фонд суду также не представил.
Помимо этого, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.08.2015 N 35 указано, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится 24.09.2015 в 11 час. 00 мин.
В то же время, как следует из решения N 35 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, рассмотрение материалов проверки состоялось 28.09.2015. Документы, свидетельствующие о надлежащем уведомлении ответчика о дате и времени рассмотрения материалов проверки 28.09.2015 в материалы дела не представлены.
Доказательств того, что акт и материалы проверки фактически рассмотрены 24.09.2015, материалы дела не содержат, в тексте решения N 35 отсутствует указание на то, что рассмотрение материалов камеральной проверки состоялось 24.09.2015. Содержание решения от 28.09.2015 N 35 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не свидетельствует о том, что для его изготовления могло потребоваться 3 рабочих дня (с 24.09.2015 по 28.09.2015), поскольку решение представляет собой шаблонный документ, объемом в 1,5 страницы печатного текста.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о существенном нарушении Управлением процедуры привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившемся в не обеспечении возможности лицу, в отношении которого проводится проверка участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои объяснения.
Указанное свидетельствует о неправомерности решения от 28.09.2015 N 35.
Ввиду изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований о взыскании штрафа, основанных на указанном решении Управления.
Доводы апелляционной жалобы Управления отклоняются как противоречащие вышеприведенным нормам права и фактическим обстоятельствам дела и по сути выражают несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств. Указанное не может являться основанием к отмене либо изменению судебного акта суда первой инстанции. У суда апелляционной инстанции отсутствую основания полагать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушены требования ст.71 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствие с ч. 4, 6 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В нарушение указанных норм Управлением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности взыскания финансовых санкций.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2016 по делу N А48-286/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2016 по делу N А48-286/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мценске и Мценском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-286/2016
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Мценске и Мценском районе Орловской области
Ответчик: МУП "ЖИЛКОМПЛЕКС" Г. МЦЕНСКА, МУП "Жилкомплекс" г. Мценска (КУ Пыжова Н. В. ), МУП "Жилкомплекс" г. Мценска (КУ Пыжова Н. В.)