г. Вологда |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А52-1527/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беник" на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 ноября 2015 года по делу N А52-1527/2015 (судья Васильева О.Г.),
установил:
администрация города Пскова (место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 22; ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Беник" (место нахождение: 180004, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 6, оф. 1; ОГРН 1026000979025, ИНН 6027054300; далее - Общество) обязанности по освобождению земельного участка с кадастровым номером 60:27:0000000:1694 путем демонтажа незаконно размещенного нестационарного торгового павильона белого цвета, с четырехскатной крышей, с козырьком красного цвета, с вывеской "Цветы" на фризе и "Меню" на боковом фасаде, ориентировочным размером 6,5 м х 4,0 м, расположенного по адресу: г. Псков, Октябрьский пр. (нечетная сторона), напротив дома 39, на автобусной остановке "Улица Ю. Гагарина", в течение пятнадцати дней с момента вступления решения в законную силу; о возложении на ответчика обязанности по приведению земельного участка в первоначальное состояние, существовавшее до самовольной установки нестационарного торгового объекта; о предоставлении Администрации права на осуществление соответствующих действий, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, с взысканием с него необходимых расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия.
Решением суда от 20 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены частично, суд обязал Общество в течение 15-ти дней освободить спорный земельный участок путем демонтажа размещенного нестационарного торгового павильона и привести земельный участок в первоначальное состояние. В удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же решением с Общества в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. государственной пошлины.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на сведения Комитета, представленные суду, указывает, что торговый павильон не располагается в границах зоны охраны объекта культурного наследия "Вокзал железнодорожный".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова и Гиносяном Радиком Арамаисовичем 16.04.2009 заключен договор N 260 В о временном размещении объекта мелкорозничной торговли, питания, бытового обслуживания или другой временной легко возводимой сборно-разборной конструкции. На основании указанного договора по адресу: г. Псков, Октябрьский проспект, о/а "ул. Гагарина", был установлен стационарный объект по продаже продовольственных товаров и кафе "Бистро" (некапитальное строение).
Уведомлением от 06.08.2009 N 4946 Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова сообщил Гиносяну Р.А. о расторжении договора аренды с 17.08.2009 и освобождении земельного участка от торгового павильона.
Обществом, руководителем и единственным учредителем которого является Гиносян Р.А., 27.12.2013 в Комитет социально-экономического развития и потребительского рынка администрации города Пскова подана заявка на включение в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового павильона, расположенного по адресу: г. Псков, Октябрьский проспект, о/а "ул. Гагарина", для осуществления торговли цветами, сувенирами, газетами.
Указывая на то, что испрашиваемая Обществом территория размещения нестационарного торгового объекта находится в границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Вокзал железнодорожный", 1863 года, Комитет социально-экономического развития и потребительского рынка администрации города Пскова в письме от 14.02.2014 сообщил Обществу об отказе во включении в схему нестационарных торговых объектов.
При обследовании земельного участка с кадастровым номером 60:27:0000000:1694 Администрацией установлен факт неправомерного размещения на нем (Октябрьский пр. (нечетная сторона), напротив дома 39, на автобусной остановке "Улица Ю. Гагарина") торгового павильона, о чем составлен акт от 10.12.2014 N 36.
Постановлением Администрации от 19.01.2015 N 72 ответчику предписано произвести демонтаж павильона в течение 15-ти дней с момента получения данного постановления.
Постановление от 19.01.2015 N 72 получено ответчиком по почте 26.01.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении (л.д. 30).
В результате повторного обследования земельного участка, результаты которого зафиксированы в акте от 18.02.2015, установлено, что предписание Обществом не исполнено, демонтаж торгового павильона не произведен.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком требований об освобождении земельного участка, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Администрации законными и обоснованными частично.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), вступившим в силу с 01.02.2010.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно положениям пункта 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены в статье 10 Закона N 381-ФЗ. В силу части 1 названной статьи Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле от 16.02.2011 N 55 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Псковской области схем размещения нестационарных торговых объектов.
В данном случае судом установлено, что в схеме размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, утвержденной постановлением Администрации от 21.06.2012 N 1655, спорный торговый павильон отсутствует.
В письме от 14.03.2014 Комитет социально-экономического развития и потребительского рынка администрации города Пскова сообщил Обществу об отказе во включении в схему нестационарных торговых объектов.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В силу положений разделов 2, 3 Порядка освобождения земельных участков на территории города Пскова от самовольно установленных, брошенных или оставленных собственником движимых вещей, утвержденного решением Псковской городской Думы от 28.12.2011 N 2049, выявление самовольно размещенных движимых вещей на территории г. Пскова осуществляет комиссия по освобождению земельных участков, которая образуется при Администрации и является постоянно действующим органом. Выявление оформляется актом о самовольном занятии земельного участка, составленным комиссией в соответствии с приложением к названному Порядку. На основании акта издается постановление Администрации о демонтаже самовольно установленных движимых вещей. Демонтаж самовольно установленных движимых вещей осуществляется на основании указанного постановления.
В материалы дела истцом представлены акты о самовольном занятии ответчиком земельного участка от 10.12.2014, 18.02.2015. Принятое Администрацией постановление о демонтаже торгового павильона от 19.01.2015 N 72 Обществом не исполнено.
Таким образом, поскольку спорный торговый объект не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова, договор на размещение торгового объекта с Обществом не заключался, а договор на размещение временного объекта 16.04.2009, заключенный с Гиносяном Р.А., прекратил свое действие, суд первой инстанции, учитывая также отсутствие иных доказательств правомерности занятия земельного участка, обоснованно удовлетворил требования Администрации и возложил на ответчика обязанность по освобождению земельного участка путем демонтажа нестационарного торгового павильона и приведению земельного участка в первоначальное состояние.
Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств наличия правовых оснований для размещения своего торгового павильона на указанном земельном участке.
При таких обстоятельствах дела, с учетом вышеуказанных правовых норм иск предъявлен обоснованно и правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Довод ответчика о том, что спорный объект, не находится в зоне охраны объекта культурного наследия регионального значения "Вокзал железнодорожный", не принимается апелляционным судом, поскольку не опровергает правомерность обжалуемого судебного акта ввиду доказанности отсутствия у Общества правовых оснований для размещения торгового павильона на земельном участке.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя. Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не представлено доказательств уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере, государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 ноября 2015 года по делу N А52-1527/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беник" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Беник" (место нахождение: 180004, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 6, оф. 1; ОГРН 1026000979025, ИНН 6027054300) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1527/2015
Истец: Администрация города Пскова
Ответчик: ООО "Беник"
Третье лицо: Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия, Платонов В. Н.