19 мая 2016 г. |
Дело N А83-3376/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждерой А.Р.,
при участии в судебном заседании представителя от Компании Десис Континентал Корп. - Рожков Е.И., по доверенности от 14.12.2015 N 413,
в отсутствии Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года по делу N А83-3376/2015 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению Компании Десис Континентал Корп. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными решений и понуждении к совершению определенных действий, при участии в деле заинтересованного лица Администрации города Ялты Республики Крым,
установил:
Компания Десис Континентал Корп. (далее по тексту - заявитель, компания) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту - комитет) об отказе в регистрации права собственности на помещения площадью 237,8 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, пом. 2 (этаж N 1, антресоль N 1) и площадью 112,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, пом. 2 (этаж N 1), а также о понуждении зарегистрировать в установленный законом срок с момента вступления в законную силу решения суда право собственности на указанные помещения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в регистрации права собственности на помещения площадью 237,8 кв.м и площадью 112,6 кв.м, изложенные в сообщениях от 08.06.2015 N 90/021/945/2015-5894 и N 90/021/945/2015-5889. Суд обязал Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать в установленный законом срок с момента вступления в законную силу настоящего решения право собственности Десис Континентал Корп. на нежилое помещение площадью 237,8 кв.м., кадастровый номер 90:25:010123:524, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, пом. 2 (этаж N 1, антресоль N 1) и на нежилое помещение площадью 112,6 кв.м., кадастровый номер 90:25:010123:523, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, пом. 2 (этаж N 1). При этом суд первой инстанции исходил из того, что компанией был предоставлен полный пакет документов, необходимых для регистрации права собственности на спорные помещения и правовые основания для отказа в регистрации права у комитета отсутствовали.
Дополнительным решением от 04 марта 2016 года Арбитражный суд Республики Крым взыскал с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Компании Десис Континентал Корп. государственную пошлину в размере 18 000,00 руб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года, комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы комитет ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела поскольку суд не принял во внимание изложенную в сообщениях формулировку основания об отказе.
В судебном заседании 10.05.2016 объявлялся перерыв до 17.05.2016.
Представитель компании представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Администрации города Ялты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, компании на праве собственности принадлежит нежилое офисное помещение N 2 (в том числе помещения 44-1, 44-8, 44-19, 44-20, 44-21, 44-22, 44-23, 44-24, 44-27, 44-28, 44-29, 44-30, 44-31, 44-32, 44-33, 44-24а, 44-25, 44-26, 44-34), общей площадью 350,6 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 06.12.2005 серии САА N 137610, зарегистрированным в Коммунальном предприятии Ялтинское бюро технической инвентаризации 06.12.2005 под N 9175700 (т. 1 л.д. 43-44).
01.03.2015 собственником недвижимого имущества принято решение о разделе помещения N 2 на два отдельных помещения площадью 237,8 кв.м и 112,6 кв.м путем установки внутренней не несущей перегородки (т. 1 л.д. 60).
22.04.2014 компания обратилась в комитет с заявлением и пакетом документов за государственной регистрацией права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, помещение N 2 площадью 237,8 кв.м и 112,6 кв.м.
К заявлению были приложены следующие документы: кадастровый паспорт помещения (выписка из государственного кадастра недвижимости) N 90-02/2015-77636 от 27.03.2015, свидетельство о праве собственности от 06.12.2005 на недвижимое имущество на офисное помещение N 2 общей площадью 350,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, решение собственника от 01.03.2015, заключение кадастрового инженера от 21.04.2015, заявление от компании в лице Майдикова И.С. от 22.04.2015, нотариально заверенный перевод документов, доказательства оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Сообщениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08.06.2015 N 90/021/945/2015-5889, N 90/021/945/2015-5894 заявителю было отказано в государственной регистрации права собственности на указанное помещение на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ).
Данное обстоятельство стало причиной обращения компании в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
Апелляционная коллегия считает, что, рассматривая заявление по существу, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действия комитета по регистрации права собственности регламентированы нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, раздела 3 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, государственная регистрация прав включает в себя, в числе прочего, правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверку действительности поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено п. 1 ст. 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов, и (или) сведений, и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно уведомлениям от 07.05.2015 N 90/021/945/2015-5889, N 90/021/945/2015-5894 государственная регистрация прав на недвижимое имущество была приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ по причине возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, о чем заявителям были направлены соответствующие уведомления с изложением причин приостановления. Заявителю было предложено предоставить в срок до 15.06.2015 решение или заключение уполномоченного органа о возможности раздела объекта недвижимости (т. 1 л.д. 69-70).
Ввиду неустранения заявителем нарушений, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации права, государственным регистратором приняты решения об отказе в государственной регистрации со ссылкой на абз. 8 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ поскольку заявитель не предоставил по собственной инициативе документы, устраняющие сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
В процессе судебного разбирательства представитель комитета пояснил, что сомнения в наличии оснований для государственной регистрации возникли по причине отсутствия в представленных заявителем документах решения уполномоченного органа о возможности раздела объекта недвижимости. Необходимость согласования с органом местного самоуправления перепланировки или переустройства помещения, находящегося в многоквартирном доме, регламентирована ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Заявитель основывает свое право на нежилое офисное помещение N 2 площадью 350,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4 на свидетельстве о праве собственности от 06.12.2005 серии САА N 137610, которое применительно к ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" является надлежащим доказательством принадлежности заявителю указанного объекта на праве собственности.
07.11.2014 указанный объект недвижимого имущества поставлен на кадастровый учет, вследствие чего ему присвоен кадастровый номер 90:25:010123:72, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от 07.11.2014 N 90-02/2014-13119 (т. 1 л.д. 62-68).
01.03.2015 собственником недвижимого имущества принято решение о разделе помещения N 2 на два отдельных помещения площадью 237,8 кв.м и 112,6 кв.м путем установки внутренней не несущей перегородки (т. 1 л.д. 60).
21.04.2015 компанией получено заключение кадастрового инженера, согласно которому технические планы помещений по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, помещение 2 подготовлены в результате кадастровых работ в связи с разделом помещения с кадастровым номером 90:25:010123:72 общей площадью 350,6 кв.м. на два отдельных помещения: кадастровый номер 90:25:010123:524 площадью 237,8 кв.м и кадастровый номер 90:25:010123:523 площадью 112,6 кв.м. Раздел произведен на основании решения собственника в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Помещение разделено путем установки внутренней не несущей перегородки. Уменьшение общей площади помещений на 0,2 кв.м. произошло за счет установки данной перегородки (т.1 л.д. 61).
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации компания вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем объектом недвижимости, так и его частями и совершать в отношении этого имущества любые действия.
Таким образом, заявитель, разделив помещение путем установки внутренней не несущей перегородки, оформив кадастровые паспорта на разделенные части, реализовал право собственника на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем государственному регистратору был предоставлен, в том числе, кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества от 07.11.2014 N 90-02/2014-13119, в также заключение кадастрового инженера о технических планах помещений по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Гоголя, 4, помещение 2, подготовленных в результате кадастровых работ в связи с разделом помещения с кадастровым номером 90:25:010123:72 общей площадью 350,6 кв.м на два отдельных помещения, которыми зафиксированы сведения об имуществе, подтверждающие существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Кроме того, в соответствии с письмами Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 16.12.2015 (исх. N 01.2-01/9252, ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 23.07.2013 N 08-0584-АГ, от 04.02.2014 N 10-0285-КЛ, Минэкономразвития России от 24.12.2013 N05-Ф-Д23-6667, Д23и-6062, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.12.2013 N14-исх./11636-ГЕ/13 в случае, если вновь образуемые помещения из принадлежащего заявителю нежилого помещения площадью 350,6 кв.м кадастровый номер 90:25:010123:72 не меняют статуса нежилых и при этом не затрагиваются какие-либо конструктивные элементы общего здания (не проводится реконструкция, капитальный ремонт, др.), а также мест общего пользования (общее имущество собственников помещений или квартир в здании), в котором находятся данным помещения, при установке перегородки (имеется техническая возможность для ее установки), выдача исходных данных на проектирование (градостроительных условий и ограничений) и согласование не производится (т. 2 л.д. 42-43).
Также отсутствие необходимости в согласовании переустройства или перепланировки нежилых помещений в случае, если проведение работ не изменит статус помещений или если не будут затронуты конструктивные элементы здания, подтверждается пояснениям Администрации города Ялты Республики Крым (т. 2 л.д. 42-43).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку действующим законодательством не урегулирован порядок переустройства, перепланировки или реконструкции нежилых помещений, предоставление государственному регистратору решения и заключения уполномоченного органа о возможности раздела объекта недвижимости не требуется.
Кроме того, пункт 9 ст. 12 Закона N 122-ФЗ закрепляет, что в случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 18 Закона N 122-ФЗ если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, указанными нормами предусмотрена обязанность комитета при разделении объекта недвижимости внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав, а также совершить другие необходимые действия. При этом Закон N 122-ФЗ не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах требования комитета о предоставлении компанией решения или заключения уполномоченного органа о возможности раздела нежилого помещения противоречат действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на помещения кадастровый номер 90:25:010123:524 площадью 237,8 кв.м и кадастровый номер 90:25:010123:523 площадью 112,6 кв.м, представлены комитету в полном объеме, так как иных замечаний, по мимо вышеизложенных, к ним не указано.
Судом первой инстанции также верно установлено, что оспариваемые решения приняты государственным регистратором 08.06.2015, то есть раньше срока, установленного в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации (15.06.2015).
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции необоснованно указал на отсутствие причины отказа в государственной регистрации права в оспариваемых решениях от 08.06.2015, поскольку в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество указано о необходимости предоставить решение или заключение уполномоченного органа о возможности раздела объекта недвижимости, а причиной отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости послужило не предоставление по собственной инициативе документов, устраняющих сомнения в наличии оснований для государственной регистрации. Однако, в данном случае это не привело к принятию судом первой инстанции неверного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года по делу N А83-3376/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3376/2015
Истец: Компания "Десис Континентал Корп.", Компания Десис Кнтинентал Корп., Компания Десис Континентал Корп.
Ответчик: Государственный комитет по государственной регистрации и Кадастру Республики Крым
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ