Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2016 г. N Ф05-11103/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А40-200444/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации "Стройконтроль" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2016 по делу N А40-200444/15, принятое судьей С.О. Ласкиной,
по заявлению Ассоциации "Стройконтроль"
к РОСТЕХНАДЗОРУ
третье лицо: Ассоциация "Национальное объединение строителей" ("НОСТРОЙ") о признании незаконным и отмене приказа от 13.10.2015 г. N 5-сп
при участии:
от заявителя: |
Оксюк Н.Н. по доверенности от 21.10.2015; |
от заинтересованного лица: |
Гаврилов А.В. по доверенности от 28.12.2015; |
от третьего лица: |
Киселев С.А. по доверенности от 04.04.2016 |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация "Стройконтроль" (далее - Заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 октября 2015 года N 5-сп) об исключении во внесудебном порядке сведений об "Ассоциации заказчиков-застройщиков и организаций, осуществляющих строительный контроль, подрядные и генподрядные работы" из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.10.2015 года на официальном сайте ответчика была размещена информация об исключении во внесудебном порядке сведений о заявителе из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Данное решение было принято с учетом результатов рассмотрения поступившего в Ростехнадзор заключения Ассоциации "Национальное объединение строителей" "НОСТРОЙ".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
23 сентября 2015 г. в МТУ Ростехнадзора поступило поручение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) N 00-06-06/1630, из которого следует, что в Ростехнадзор поступило заключение Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (НООСТРОЙ) о возможности исключения сведений об Ассоциации "Стройконтроль" из государственного реестра саморегулируемых организаций.
На основании данного поручения МТУ Ростехнадзора в соответствии с распоряжением от 29 сентября 2015 г. N 4588-р в период с 30 сентября по 6 октября 2015 г. была проведена внеплановая выездная проверка Ассоциация "Стройконтроль", зарегистрированной по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 50, корп. 3.
В ходе проведения проверки установлены нарушения обязательных требований.
Так, на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://wwav.sroup.ru не размещены решения, принятые общим собранием и постоянно действующим коллегиальным органом управления, а именно: в протоколах постоянно действующего органа управления Партнерства N 6 от 01.04.2011 и N 7 от 08.04.2011 не содержится информация о решении, принятом по вопросу N 2 повестки дня об исключении из членов Партнерства. Также на официальном сайте Партнерства не размещены протоколы Коллегии N 10, N 11, N 13, N 28, N 29 за 2011 год (вместо указанных протоколов размещен протокол N 27 от 05.08.2011); N 1, N 3, N 5, N 7 за 2014 год; N 5 за 2015 год., что нарушает пункт 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; не размещена информация о проверках, проведенных в отношении членов Партнерства за 2013 год. Вместо сведений о проведенных проверках за 2013 год, размещен файл календарного плана контрольных проверок членов Партнерства за 2013 год, что нарушает пункт пункта 10 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru реестре членов Партнерства отсутствует систематизированная система информации о членах саморегулируемой организации Ассоциации "Стройконтроль", тем самым не представляется возможным сопоставить и определить к какому из членов Ассоциации относятся указанные в нем сведения, что нарушает часть 1, часть 3, часть 4 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru в реестре членов Партнерства не содержатся сведения о регистрационном номере члена Партнерства, дате его регистрации в реестре, указанная информация содержится только в отношении 115 организаций, в других разделах данная информация отсутствует, что нарушает пункта 1 части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru в реестре членов Партнерства не содержатся сведения о дате государственной регистрации члена Партнерства, номерах контактных телефонов, фамилии, имени, отчестве лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, что нарушает подпункта "в" пункта 2 части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru в разделе "Сведения из реестра об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации перед потребителями произведённых им товаров (работ, услуг) и иными лицами" содержится информация о внесении только 103 членами Партнерства взносов в компенсационный фонд на сумму 52 500 000 рублей, при этом сведения о страховщике и о размере страховой суммы отсутствуют, что нарушает пункт 4 часть 3 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru реестр членов Партнерства не содержит сведения о результатах проведенных проверок члена Партнерства и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий, что нарушает требования пункта 5 части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru реестр членов Партнерства в отношении лиц, прекративших свое членство в Партнерстве, не содержит информацию о соответствии члена саморегулируемой организации условиям членства, что нарушает часть 4 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В размещенном на официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru реестр членов Партнерства не содержит сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске, что нарушает пункт 3 части 2 статьи 5517 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru формат размещения документов Партнерства, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, не соответствует установленным требованиями Законодательства, а именно протоколы общего собрания Ассоциации размещены в формате "pdf" без распознанного текста, что нарушает пункт 5, 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.12.2013 N 803 "Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций".
На официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru формат размещения документов Партнерства, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, не соответствует установленным требованиями Законодательства, а именно формат размещения решений Коллегии в формате "pdf" без распознанного текста, что нарушает пункт 5, 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.12.2013 N 803 "Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций".
На официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru не обеспечен беспрепятственный поиск и получение всей текстовой информации, включая поиск члена саморегулируемой организации по сведениям, позволяющим идентифицировать такого члена саморегулируемой организации, документа среди всех документов, опубликованных на таком сайте, по его реквизитам, что нарушает подпункт "а" пункта 12 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.12.2013 N 803 "Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций".
На официальном сайте Ассоциации "Стройконтроль" http://www.sroup.ru не предоставлена возможность определить дату и время размещения документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте, что нарушает Подпункт "в" пункта 12 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.12.2013 N 803 "Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официатьными сайтами таких саморегулируемых организаций".
По результатам данной проверки составлен акт проверки от 6 октября 2015 г. N 410-Г73.3-27/СРО, содержащий полную информацию о наличии допущенных нарушений.
Частью 5 статьи 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций, в том числе:
- неисполнение саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 554 или статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 5 статьи 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- несоответствие утвержденных документов саморегулируемой организации требованиям, установленным статьей 555 Градостроительного кодекса Российской Федерации к этим документам, или отсутствие у саморегулируемой организации документов, предусмотренных частью 1 статьи 555 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- необеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (пункт 4 части 5 статьи 552 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, указанные основания для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций являются обстоятельствами, послужившими основанием для принятия органом надзора за саморегулируемыми организациями решения об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Положениями пункта 2 части 2 статьи 554 и части 7 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность саморегулируемой организации в области строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по формированию компенсационного фонда исходя из:
- размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, установленного общим собранием членов саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 5510 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- численности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами саморегулируемой организации;
- перечня видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, указанных в свидетельстве о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске к работам), выданном индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.
Положениями пункта 2 части 2 статьи 554 и пункта 1 части 7 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации не может составлять менее 300 000 рублей на одного члена такой организации при условии, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом, часть 7 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает требования к минимальному размеру взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, в том числе исходя из стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по одному договору.
Положениями частей 1 и 3 статьи 5517 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность саморегулируемой организации по ведению реестра членов саморегулируемой организации, внесению в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче членам саморегулируемой организации допуска к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и направлению в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о выдаче свидетельства. При этом положениями части первой статьи 559 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность саморегулируемой организации по созданию и ведению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации, для обеспечения доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов.
Статьей 555 ГрК РФ определен перечень обязательных к разработке и утверждению СРО в области строительства документов. Согласно подпункту 1 части 4 указанной статьи такие документы не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 315-ФЗ для СРО определен перечень обязательной информации, подлежащий размещению на официальном сайте СРО в сети "Интернет". Требования к порядку размещения такой информации установлены приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 803 (зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2014 N 31780).
В силу части 5 статьи 22 Закона N 315-ФЗ и части 5 статьи 552 ГрК РФ неисполнение (нарушение) указанных требований является основанием для исключения саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Кроме того, согласно пункту 5 части 5 статьи 552 ГрК РФ основанием для исключения СРО в области строительства из государственного реестра саморегулируемых организаций является несоблюдение такой саморегулируемой организацией требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Нарушение со стороны заявителя указанных выше требований подтверждается Заключением НОСТРОЙ, направленным в Ростехнадзор, а также подтверждено в ходе проверочных мероприятий ответчика.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.03.2016 по делу N А40-200444/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200444/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2016 г. N Ф05-11103/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ассоциация Стройконтроль
Ответчик: Ассоциация "НОСТРОЙ", РОСТЕХНАДЗОР
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО", Ростехнадзор