Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2016 г. N Ф07-6930/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А26-1115/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тюниным Н.Н.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Нуйкина К.П. (доверенность от 11.01.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1960/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2015 по делу N А26-1115/2014 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная даль" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 404 634 задолженности по арендной плате по договору от 07.12.2007 (Кондопожский участок) и 75 086 руб. 62 коп. пеней за просрочку платежа по договору от 07.12.2007 (Кондопожский участок), 104022 руб. задолженности по договору аренды от 07.12.2007 (Спасогубский участок), 19 915 руб. 09 коп. пеней по договору аренды от 07.12.2007 (Спасогубский участок).
Решением от 22.12.2015 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, полагая правомерным начисление арендной платы не в соответствии с фактически заготовленным объемом древесины, а в соответствии с годовым объемом заготовки древесины, установленным проектом освоения лесов с применением в конце отчетного года средней ставки за недоосвоенный арендатором объем и повышающего коэффициента, установленного по результатам конкурса.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, дополнениях к отзыву, полагая необоснованным взыскание арендной платы за недоиспользованный Обществом объем изъятия древесины, рассчитанной исходя из усредненного показателя ставок арендной платы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Приоритет" (правопредшественник Общества, арендатор) заключены договоры аренды лесного участка от 07.12.2007, по условиям которых арендатору переданы лесные участки площадью 50085 га и 7654 га, расположенные на территории Кондопожского и Спасогубского участковых лесничеств, в целях заготовки древесины, сроком по 21.12.2031.
В соответствии с пунктами 3.4.2 договоров арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договоров.
Согласно пункту 2.1 договоров размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4 по договору аренды лесного участка Кондопожского лесничества и 1,35 - Спасогубского лесничества. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 2.2 договоров арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10 %, 15 апреля - 10 %, 15 июня -10 %, 15 июля - 10 %, 15 сентября - 15 %, 15 ноября - 15 %, 15 декабря - 15 % и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 2.4 договоров размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, изучив доводы подателя жалобы и Общества, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что размер задолженности определен Министерством исходя из недоосвоенного Обществом объема изъятия древесины по средним ставкам, рассчитанным по результатам уточненного расчета арендной платы за предыдущий год с применением повышающего конкурсного коэффициента.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ). Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Из совокупного толкования названных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что допускается установление в договоре арендной платы, таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, спорные договоры аренды заключены в результате переоформления договоров аренды от 21.11.2006 N 6 и от 15.11.2006 N 2, заключенных по результатам торгов (протокол о результатах лесного конкурса от 08.11.2006 N 139, которым утверждены повышающие коэффициенты в размере 1,4 и 1,35), что соответствовало действующим в период заключения договоров от 21.11.2006 N 6 и от 15.11.2006 N 2 законодательству.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
То есть, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договоров в связи с вступлением в силу Лесного кодекса условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в спорных договорах аренды, поскольку оно определено на торгах, вывод суда первой инстанции об обратном является ошибочным
Вместе с тем, апелляционный суд полагает обоснованными возражения Общества об отсутствии оснований для взыскания арендной платы за недоиспользованный Обществом объем древесины, рассчитанной по средним ставкам.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Спорные договоры содержат обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, несмотря на ошибочный вывод суда первой инстанции о неприменении установленного договорами повышающих коэффициентов при определении размера арендной платы, оснований для удовлетворения иска Министерства не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.12.2015 по делу N А26-1115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1115/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2016 г. N Ф07-6930/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Кондопожское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Приоритет"
Третье лицо: ООО Аудиторско-консалтинговая фирма "Пост-Консультант"
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10324/17
04.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13234/17
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6930/16
17.05.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1960/16
22.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1115/14