г. Тула |
|
18 мая 2016 г. |
Дело N А09-11547/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие представителей: истца - департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082) и ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорищенко Анны Николаевны (Брянская область, Почепский район, п. Октябрьский), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорищенко Анны Николаевны на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.01.2016 по делу N А09-11547/2015, установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Федорищенко Анне Николаевне (далее - предприниматель) о взыскании денежных средств, перечисленных в качестве субсидий в сумме 19 600 рублей (с учетом уточнения иска).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.01.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что факт нецелевого использования предпринимателем субсидий, предоставленным ему как начинающему фермеру, на сумму 19 600 рублей подтвержден материалами дела.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что предоставленные ему субсидии на общую сумму 915 315 руб. 83 коп. были использованы предпринимателем в соответствии с их целевым назначением.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2014 предпринимателем в адрес конкурсной комиссии департамента подана заявка на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы).
Протоколом от 27.05.2014 N 1 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство предприниматель признан участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы), имеющей право на получение в 2014 году гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Между департаментом и предпринимателем заключено соглашение от 11.06.2014 N 34 (далее - соглашение), согласно пункту 2.2.2 которого предприниматель обязался использовать в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на счет: грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) на приобретение сельскохозяйственных животных, доильного оборудования, подключение к водопроводным сетям; единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера на ремонт собственного жилья, приобретение сантехники, бытовой техники.
Пунктом 2.2.3 соглашения предусмотрена обязанность предпринимателя оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретений.
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения начинающий фермер несет ответственность за целевое использование гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в департамент сведений, предусмотренных соглашений.
Как установлено пунктом 3.2 соглашения, в случае использования гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство не по целевому назначению выделенные денежные средства подлежат возврату начинающим фермером в добровольном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Предпринимателю выделены из областного бюджета и перечислены на расчетный счет денежные средства в общей сумме 915 315 руб. 83 коп., в том числе: грант на создание и развитие К(Ф)Х - 735 491 руб. 23 коп., субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в размере 179 824 руб. 60 коп.
Ссылаясь на непредставление ответчиком документов, подтверждающих целевое использование денежных средств в сумме 19 600 рублей, департамент обратился в арбитражный суд с уточненным иском.
Рассматривая требования департамента по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Подпунктами 1, 2 пунктом 2, подпунктом 3 пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанные в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области утвержден постановлением администрации Брянской области от 03.07.2012 N 600 "Об утверждении порядка предоставления грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по вневедомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы) (далее - Порядок).
В целях реализации вышеуказанного постановления департаментом изданы приказ от 17.06.2014 N 186 "О распределении средств, полученных из федерального бюджета на финансирование вневедомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы) в 2014 году и приказ от 25.06.2013 N 185 "О распределении средств, полученных из областного бюджета на финансирование вневедомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы) в 2014 году", согласно которому ответчику выделены и перечислены на его счет денежные средства в сумме 915 315 руб. 83 коп., в том числе: грант на создание и развитие КФХ 735 491 руб. 23 коп. и субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 179 824 руб. 60 коп., что подтверждается платежными поручениями N 655283 от 23.06.2014 и N 73655 от 20.06.2014.
Пунктом 7.7 Порядка N 600 предусмотрено, что грант и помощь, полученные начинающим фермером, должны быть израсходованы им в течение 12 месяцев со дня поступления на его расчетный счет на цели указанные, пунктах 6.1, 6.2 Порядка.
Соглашением предусмотрено, что предприниматель обязался использовать в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на счет: грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) на приобретение сельскохозяйственных животных, доильного оборудования, подключение к водопроводным сетям; единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера на ремонт собственного жилья, приобретение сантехники, бытовой техники (пункт 2.2.2).
Согласно пункту 8 Порядка N 600 гранты и помощь носят целевой характер. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении грантов и помощи, их нецелевого использования главой КФХ, неосуществления или прекращения деятельности КФХ в текущем финансовом году возврат грантов осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств - департамента. Возврат грантов и помощи прошлых лет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, их нецелевого использования осуществляется главой КФХ в доход соответствующего бюджета.
Пунктом 3.2 соглашения предусмотрено, что в случае использования гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство не по целевому назначению выделенные денежные средства подлежат возврату начинающим фермером в добровольном или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд с уточненным иском, департамент ссылается на нецелевое использование предпринимателем предоставленных ему в счет субсидий денежных средств в сумме 19 600 рублей.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что на основании платежных поручений N 73655 от 20.06.2014 и N 655283 от 23.06.2014 перечислены денежные средства в сумме 915 315 руб. 83 коп., в том числе: грант на создание и развитие КФХ 735 491 руб. 23 коп. и субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 179 824 руб. 60 коп.
В доказательство целевого расходования полученных денежных средств в счет гранта на создание и развитие КФХ предпринимателем в материалы дела представлены: платежное поручение от 27.06.2014 N 002 на сумму 618 000 рублей (в счет оплаты скота), акт приема-передачи (расписка) от 10.06.2015 на сумму 35 000 рублей (покупка коровы), платежное поручение от 02.07.2014 N 005 на сумму 65 000 рублей (в счет оплаты доильной установки), платежное поручение от 10.10.2014 N 010 на сумму 42 900 рублей (бурение скважины), платежное поручение от 19.12.2014 N 010 на сумму 70 800 рублей (покупка материалов для скважины (помещения)), всего сумму 831 700 руб.
В обоснование правомерности использования субсидии в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера предпринимателем представлены квитанция от 25.05.2015 на сумму 2 500 руб. (приобретение бруса), платежные поручения от 25.06.2014 N 001 на сумму 137 697 руб. и от 02.07.2014 N 004 на сумму 17 000 рублей (покупка строительных материалов, телевизора, душевой кабины, окон ПВХ), платежное поручение от 02.07.2014 N 003 на сумму 43 000 рублей (в счет оплаты межкомнатных дверей), всего на сумму 200 197 рублей.
Кроме того, в подтверждение приобретения указанного имущества (услуг) предпринимателем представлены соответствующие договоры, акты, товарные накладные и счета на оплату.
Все вышеуказанные расходы на общую сумму 1 031 897 рублей произведены предпринимателем в течение 12 месяцев с дат поступления на его расчетный счет денежных средств в счет предоставления гранта и субсидии.
Представленные документы оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Претензий к этим документам департаментом не заявлено.
Сведения, изложенные в данных документах и апелляционной жалобе предпринимателя относительно целей, на которые были израсходованы указанные денежные средства, департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
С учетом изложенного предприниматель подтвердил факт целевого расходования предоставленных ему в счет субсидий денежных средств в сумме 915 315 руб. 83 коп., в том числе с учетом пункта 2.2.3 соглашения, которым предусмотрена обязанность предпринимателя оплачивать за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретений (1 006 847 руб. 41 коп.).
Доказательств обратного истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку факт нецелевого использования предпринимателем предоставленных денежных средств не подтвержден, о иных нарушениях предпринимателем порядка предоставления и использования субсидий департаментом не заявлено, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований департамента.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.01.2016 по делу N А09-11547/2015 отменить.
Исковые требования департамента сельского хозяйства Брянской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11547/2015
Истец: департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчик: КФХ Федорищенко Анна Николаевна