Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2016 г. N Ф03-3383/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
17 мая 2016 г. |
А73-17112/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от федеральное государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет": Пегин П.А. представитель по доверенности от 03.02.2016, Михайлов Д.В. представитель по доверенности от 09.10.2015;
от управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу: Кириленко О.В. представитель по доверенности от 30.12.2015
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет"
на решение от 14.03.2016
по делу N А73-17112/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет"
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2015 N ТБ-АТ-18/11/2015/314ХБР об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный университет" (ИНН 2725006620, ОГРН 1022701404549, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) от 18.11.2015 N ТБ-АТ-18/11/2015/314ХБР, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.03.2016 по делу N А73-17112/2015 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 14.03.2016 по делу N А73-17112/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.03.2016 по делу N А73-17112/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) определено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются основные программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пункту 3 статьи 85.1 Закона об образовании реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пункту 4 статьи 85.1 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 N 212 утвержден порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого) включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.
Пунктом 5 Порядка установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), должны иметь учебно-тренажерную базу.
В целях реализации пункта 2 статьи 85.1 Закона об образовании приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.09.2014 N 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Учреждение на основании лицензии от 25.07.2011 N 1566, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
14.09.2015 учреждение обратилось в управление с приложением документов. Цель обращения не имеет значения для рассмотрения настоящего спора. При исследовании представленных с обращением дополнительных профессиональных программ повышения квалификации должностными лицами управления установлено, что представленные программы не содержат сведений об использовании учебно-тренажерной базы и наличия у университета тренажеров в нарушение приказа Министра транспорта Российской Федерации от 31.07.2014 N 212 "Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности".
21.10.2015 начальником отдела по надзору за обеспечение транспортной безопасности управления в отношении учреждения в присутствии представителей, действующих по доверенностям, составлен протокол N ТБ-АТ-21/10/2015 N 314ХБР об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ. Протокол содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 18.11.2015 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, д. 6 каб. 413. Протокол получен юридическим лицом 29.10.2015, что подтверждается карточкой почтового уведомления.
Постановлением начальника отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности управления от 18.11.2015 N ТБ-АТ-18/11/2015/314ХБР ФГБОУ ВПО "ТОГУ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ нарушение порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отклоняется довод о неподконтрольности учреждения УГАН НОТБ ДФО Ространснадзору, поскольку согласно статье 23.36 КоАП РФ в области обеспечения транспортной безопасности дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Проверка и привлечение к ответственности в данном случае осуществлено должностным лицом уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, 16.01.2015 ректором ТОГУ утверждены дополнительные профессиональные программы:
повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве;
повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства;
повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
Согласно представленному учреждением списку за период с января по октябрь 2015 года по указанным программам прошли обучение 69 человек с выдачей им удостоверений. Однако, названные образовательные программы не включали тренажерную подготовку обучаемых лиц в нарушение пункта 4 статьи 85.1 Закона об образовании, пунктов 2 и 5 Порядка.
Отклоняется довод жалобы учреждения о том, что разработанные учреждением программы по повышению квалификации работников сил ОТБ без тренажерной, практической подготовки соответствуют законодательству. Между тем, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.09.2014 N 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в котором указано, что типовая программа определяет только минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник, ответственный за обеспечение транспортной безопасности. При разработке дополнительной профессиональной программы организация может увеличить количество часов и определить соотношение учебной нагрузки между темами. Согласно приказу Минтранса России от 31.07.2014 N 212 подготовка сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку. Соответственно навык и умение действовать приобретаются обучаемыми непосредственно на практических занятиях, тренажерах. Однако программы учреждения того не предусматривали, что противоречит указанным выше нормативным актам. Нарушение порядка подготовки сил ОТБ может повлечь неправильные действия обученных лиц, что в дальнейшем может привести к причинению ущерба жизни, здоровью, имуществу граждан, а также имуществу государства, юридических лиц.
У учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств иного не представлено в материалы дела. Вина учреждения, состав правонарушения доказаны материалами дела. Наказание назначено в минимальном размере предусмотренной санкции. Сроки, порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
По смыслу части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений., в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.03.2016 по делу N А73-17112/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17112/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2016 г. N Ф03-3383/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3383/16
15.06.2016 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3201/16
17.05.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1940/16
14.03.2016 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-17112/15