г. Челябинск |
|
16 мая 2016 г. |
Дело N А47-12099/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лебедевой Нелли Викторовны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 февраля 2016 г. по делу N А47-12099/2015 (судья Цыпкина Е.Г.).
Индивидуальный предприниматель Лебедева Нелли Викторовна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Лебедева Н.В.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 02.10.2015 N 066С04150001430 (далее - обжалуемое решение).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2016 (резолютивная часть решения объявлена 11.02.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель не согласилась с указанным судебным актом, и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы и в дополнении к ней ее податель ссылается на незаконность обжалуемого решения. Расчет РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2015 года направлен по телекоммуникационным каналам связи в Фонд в установленные сроки, а именно 24.04.2015 и принят без замечаний, несмотря на то, что предоставление такого отчета лицами, которые не осуществляют выплаты физическим лицам не предусмотрено (для таких лиц предусмотрена другая форма отчета РВС-2 ПФР). Считает обязанность исполненной. Единственной ошибкой было указание в отчете регистрационного номера индивидуального предпринимателя (066-368-055196), а не работодателя (066-368-081996). Судом в тексте решения не указаны мотивы, по которым доказательство заявителя о предоставлении отчета в установленные законом сроки отклонено, и мотивы, по которым суд не применил положения Административного регламента представления Фондом государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2012 N 329н. Считает, что пунктом 17 указанного регламента предусмотрена обязанность принятия отчета не позднее следующего дня. О времени и месте рассмотрения материалов проверки не извещена, данный факт Фондом в ходе судебного заседания не опровергнут. Уведомление о проверке направлено неуполномоченным лицом, поскольку заинтересованным лицом не представлено доказательств, что действие приказа о временном исполнении обязанностей распространялось, в том числе на дату 26.08.2015. Факт отправки уведомления не доказан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является плательщиком страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в качестве лица, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, регистрационный номер как индивидуального предпринимателя 066-368-055196 и является плательщиком страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в качестве лица, осуществляющего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, регистрационный номер как работодателя 066-368-081996.
Фондом проведена камеральная проверка представленного предпринимателем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФОМС формы РСВ-1 ПФР (далее - Расчет) за 1 квартал 2015 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока его представления (при сроке представления не позднее 15.05.2015 (в форме электронного документа не позднее 20.05.2015), расчет фактически представлен 05.06.2015.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте камеральной проверки от 26.08.2015 N 066С03150000675.
По результатам рассмотрения материалов проверки 02.10.2015 Фондом вынесено решение N 066С04150001430, которым заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1000 руб.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2015 года в срок заявителем представлен не был, в связи с чем, в действиях заявителя имеет состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, на основании статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ являются Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Как предусмотрено подпунктом 1 пункта 9, пунктом 11 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов (обособленные подразделения) плательщики страховых взносов, в том числе, ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, и обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, предприниматель 24.04.2015 по телекоммуникационным каналам связи направил в Фонд отчет формы РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2015 года, в котором был указан регистрационный номер 066-368-055196 (расписка о получении отчета от 27.04.2015 л.д.28)
Фондом 27.05.2015 в адрес предпринимателя направлено письмо о том, что представленная отчетность не принята ввиду наличия ошибок, связанных с неверным указанием регистрационного номера (л.д.65).
Отчет формы РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2015 года, в котором был указан регистрационный номер 066-368-081996 (как работодатель) представлен в Фонд 05.06.2015.
Поскольку предприниматель не представила в установленные сроки отчет за 1 квартал 2015 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель должным образом не исполнила свою обязанность по предоставлению отчета в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок.
Порядок привлечения страхователей к ответственности и взыскания штрафов установлен главой 5 Федерального закона N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (часть 1 статьи 42 Федерального закона N 212-ФЗ).
Исправленный отчет представлен в Фонд лишь 05.06.2015, то есть с пропуском срока. Обстоятельств препятствующих своевременному предоставлению отчет и причин уважительности пропуска такого срока судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному о том, что Фондом правомерно вынесено оспариваемое решение о привлечении Лебедевой Н.В. к ответственности по части 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.
Доводы апеллянта о надлежащем исполнении обязанности по предоставлению отчета с другим регистрационным номером подлежат отклонению.
Фонд в отзыве пояснил, что обработка документов осуществляется по 2 группам лиц. Как указала апеллянт, отчет формы РСВ-1 ПФР индивидуальными предпринимателями, не осуществляющими выплаты физическим лицам, представлению в Фонд не подлежит. При этом заявителем не приведено норм, в соответствии с которыми указанный отчет мог быть принят. Из пояснений заинтересованного лица, следует, что прием отчетов осуществляет автоматически.
Предприниматель в обоснование возражений приводит пункт 17 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", в соответствии с которым прием и регистрация поступившего в ПФР, в территориальный орган ПФР расчета, в том числе направленного заявителем с использованием средств почтовой связи, через многофункциональный центр, а также представленного в форме электронного документа, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления.
Из текста указанного пункта не следует, что работником Фонда осуществляется проверка правильности отчета, а следует лишь то, что работник должен принять отчет и зарегистрировать его. Отчет сдан 24.04.2015 (пятница) и принят Фондом 27.04.2015 (понедельник), то есть в установленные сроки. Впоследствии, выявлено нарушение порядка предоставления отчета.
Утверждение заявителя о неизвещении его о времени и месте рассмотрения материалов проверки отклоняется, потому как противоречит материалам дела. Так Фондом представлена копия уведомления (л.д.52), а также список почтовых отправлений (л.д.53, 54). Согласно информации с сайта Почта России почтовое отправление вручено адресату (л.д.55). Оснований сомневаться в достоверности представленных документов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не принимается довод апеллянта о том, что действие приказа о временном исполнении обязанностей не распространялось 26.08.2015, поскольку из текста приказа не следует, что он прекратил свое действие 26.08.2015. Другими доказательствами суд не располагает, и апеллянтом в обоснование своих возражений таковых не представлено.
Таким образом, решение суда по существу является правильным, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 февраля 2016 г. по делу N А47-12099/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лебедевой Нелли Викторовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12099/2015
Истец: ИП Лебедева Нелли Викторовна
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге