г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2016 г. |
Дело N А56-96263/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Федосеевой Е.В. по доверенности от 26.11.2015;
от заинтересованного лица: Царькова А.С. по доверенности от 30.12.2015 N 01-04/4926/15-00;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6443/2016) ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2016 по делу N А56-96263/2015 (судья Тетерин А.О.), принятое
по заявлению ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН"
к Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" (195253, Санкт-Петербург, пр.Энергетиков, д.40, корп.4, ОГРН 1027804199664, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр. д.36, лит.А, далее-ГАТИ, административный орган) N 4838 от 23.12.2015 о привлечении общества к административной ответственности по пунктам 1 и 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N 273-70) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" требований отказано, в связи с обоснованным привлечением к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" направило апелляционную жалобу, в которой просило признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
В судебном заседании представитель общества, поддержал доводы апелляционной жалобы, и, отрицая факт правонарушения, пояснил, что работы по прокладке электрического кабеля осуществлялись в соответствии с ордером N У-4971 от 26.10.2015 по ул. Тамбовская, д.17. Кроме того, представитель указал, что судом не рассмотрен вопрос о снижении административного штрафа, который в рассматриваемом случае является чрезмерным и несоразмерным характеру правонарушения.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 24.11.2015 специалистом ГАТИ выявлен факт производства ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" земляных работ по установке блочной комплексной трансформаторной подстанции (БКПТ) без ордера ГАТИ, а также без информационного щита и ограждения зоны работ, обеспечивающего безопасность пешеходов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тамбовская, д.17, лит.Б. По указанным фактам, с участием двух понятых, составлен протокол осмотра с фотофиксацией нарушений.
27.11.2015 специалистом ГАТИ с участием двух понятых и представителя общества Ягнятинского М.А. произведен повторный осмотр места правонарушения, по результатам которого составлен протокол осмотра, в котором зафиксированы аналогичные нарушения.
27.11.2015 по факту нарушения, выразившегося в производстве земляных работ без ордера ГАТИ ведущим специалистом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 72251 по признакам правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, а по факту отсутствия информационного щита и ограждения работ N 72252 по пункту 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
23.12.2015 на основании материалов административного дела должностным лицом ГАТИ вынесено постановление N 4838 о привлечении ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 и 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70, в виде штрафа в размере 300 000 рублей, с учетом применения положений части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием события правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным оспариваемого постановления, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N273-70 производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 утверждены Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми установлены единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга.
В силу пункта 1.4 названных Правил N 4 "ордер" - это документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ.
Согласно пункту 3.2.1 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 (далее - Правила) до начала производства работ, указанных в пункте 4 настоящих Правил, необходимо получить ордер на их производство. До начала производства работ, указанных в пункте 5 настоящих Правил, информировать о начале производства работ организацию, осуществляющую содержание и техническую эксплуатацию объекта.
Пунктом 4.4 Правил N 4,предусмотрено, что производство земляных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте инженерных сетей, инженерных сетей и сооружений вспомогательного использования, при строительстве сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства за пределами земельного участка, предоставленного для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также при ремонте инженерных коммуникаций независимо от способа их прокладки, в том числе земляные работы при ремонте инженерных коммуникаций, проходящих транзитом через строительную площадку или имеющих точки подключения в ее пределах, запрещены без ордера ГАТИ.
В силу пункта 6.1 Правил N 4 все организации, планирующие работы, указанные в пункте 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено и является самовольным.
В соответствии с пунктами 3.2.18 и 10.1 Правил N 4 при выполнении работ производитель работ обязан после завершения работ, восстановления нарушенного благоустройства и получения необходимых согласований исполнить порядок закрытия ордера, установленный Правилами либо при необходимости обратиться с заявлением о продлении срока действия ордера.
Факт самовольного производства работ по установке блочной комплексной трансформаторной подстанции подтвержден материалами дела (протоколами осмотра от 24.11.205 и 27.11.2015, фотофиксацией нарушений и протоколом об административном правонарушении от 27.11.2015 N 72251).
Доводы заявителя о том, что спорные работы им выполнялись по адресу, указанному в ордере N У-4971 от 26.10.2015, противоречат условиям названного ордера, поскольку согласно схеме, приложенной к ордеру, зона производства работ при устройстве БКТП не входит в объемы разрешенных работ.
Необходимость прокладки электрического кабеля к блочной комплексной трансформаторной подстанции, согласно условиям договора подряда N 15-5471 от 18.09.2015, не является обстоятельством исключающим получение ордера.
Следовательно, общество совершило административное правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-30 нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, за исключением правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3.2.4 Правил N 4 установлено, что при выполнении работ производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов.
Производитель работ обязан оградить зону работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов, входящих в зону производства работ (пункт 3.2.6 Правил); при необходимости устройства временных въездов-выездов, соединяющих строительную площадку (зону производства работ) с городскими улицами, оборудовать их в твердом покрытии (пункт 3.2.14 Правил).
Согласно пункту 16.14. Правил N 4 при установке (размещении) ограждения зоны производства работ производитель работ обязан соблюдать требования ГОСТа 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия", которые являются для него обязательными. Ограждения зоны работ должны иметь опрятный внешний вид: покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей.
В силу пункта 4.9 Правил без ордера ГАТИ запрещено производство, в частности, работ по установке (замене) и размещению временных заборов и ограждений, в том числе временных ограждений строительных площадок, зон производства работ. Выполнение работ, указанных в разделе 4 настоящих Правил, после истечения сроков, указанных в ордере, по ордеру, не прошедшему в установленном порядке продления, запрещено и является самовольным (пункт 10.1.1 Правил).
Факт совершения правонарушения, выразившегося в отсутствии информационного щита, указанного в Правилах N 4 и необеспечении безопасного прохода граждан, подтверждается протоколами осмотра территории (с фотоматериалами) от 24.11.2015 и 27.11.2015 и протоколом об административном правонарушении от 27.11.2015 N 72252, объяснением представителя общества, присутствующим при осмотре территории и по существу обществом не отрицается.
Следовательно, общество совершило административное правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Вина общества в совершении вменяемых ему правонарушений административным органом доказана, заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности получения ордера, размещения информационного щита и ограждения территории.
Апелляционный суд проверил процедуру привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, не установлено.
Постановление N 4838 от 23.12.2015 соответствует общим принципам назначения административного наказания, установленным в части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания за совершение однородных правонарушений). При назначении наказания ГАТИ учитывала характер совершенного правонарушения, в том числе, наличие отягчающих вину обстоятельств (повторное совершение правонарушения).
Ссылка подателя жалобы на необходимость применения в рассматриваемом случае положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Вместе с тем, общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение. Устранение части нарушений не является таким обстоятельством.
Из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены.
Основания для применения положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствуют. Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны общества к требованиям закона.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2016 года по делу N А56-96263/2015, оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96263/2015
Истец: ЗАО "Монтажно-наладочное предприятие "МИН"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга