город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2016 г. |
дело N А32-26779/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения: Шмарин С.С., паспорт, по доверенности от 14.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Варданяна Вардана Левиковича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2016 по делу N А32-26779/2015, принятое судьей Данько М.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Варданяна Вардана Левиковича
к Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Варданян Вардан Левикович (далее - предприниматель Варданян В.Л.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в части отказа в продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101064:15, об обязании заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды.
Решением суда от 08.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Варданян В.Л. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Администрация Приморско-Ахтарского района должна была передать заявление предпринимателя для рассмотрения в администрацию городского поселения - орган, уполномоченный распоряжаться соответствующим земельным участком.
В судебное заседание не явились представители предпринимателя Варданяна В.Л., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие предпринимателя Варданяна В.Л.
Представитель Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 25.01.2007, от 22.06.2007, от 26.04.2007 Варданяну В.Л. на праве собственности принадлежит торговый ларь, площадью 20,7 кв.м., литер "Г", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск, Ленина, павильон N 11 (около Универмага) (л.д. 59-61 том 1).
Администрацией Приморско-Ахтарского района и Борисенко Л.В. 27.09.2004 подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101064:0015 по ул. Ленина в районе универмага с целевым использованием для размещения объекта торговли.
Права и обязанности арендатора по этому договору переданы договором от 10.02.2006 Варданяну В.Л.
09.07.2010 администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Варданяном В.Л. подписан договор аренды N 2500003335 земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101064:15 с целевым использованием "под размещение объекта торговли", по адресу г. Приморско-Ахтарск, улица Ленина (в районе универмага) (л.д. 9-13 том 1). Срок действия договора 5 лет до 09.07.2015.
Договор заключен на основании постановления Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 1130 от 09.07.2010. Согласно которому Варданяну В.Л. на основании статей 29, 36 Земельного кодекса РФ предоставляется в аренду земельный участок под размещение объекта торговли сроком на 5 лет (л.д. 14 том 1).
С целью продления срока действия договора аренды Варданян В.Л. обратился в Администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район.
Письмом от 26.06.2015 N 134-4566/15 Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район сообщила Варданяну В.Л., что земельный участок предоставлен под объект недвижимости - торговый ларь, площадью 20,7 кв.м. Согласно схеме расположения земельного участка объект недвижимости - торговый ларь частично расположен в границах и частично за границами земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101064:15. Таким образом, заявителю необходимо уточнить границы земельного участка под объектом недвижимости. В связи с изложенным Варданяну В.Л. отказано в продлении договора аренды на основании пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ (л.д. 47-48 том 1).
В письме также дополнительно указано, что между Варданяном В.Л. и администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район заключено инвестиционное соглашение в сфере реализации инвестиционного проекта на территории муниципального образования от 02.06.2009, согласно данному соглашению инвестор (Варданян В.Л.) обязуется реализовать на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район инвестиционный проект "Размещение закусочной - пиццерии на 8 посадочных мест". В рамках реализации инвестиционного проекта запланировано строительство здания закусочной - пиццерии в соответствии с графиком работ в срок до 01.10.2012. На сегодняшний день здание закусочной -пиццерии не возведено, разрешение на строительство объекта не выдавалось.
Считая, что Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район допущено незаконное бездействие по продлению договора аренды земельного участка, Варданян В.Л. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно постановлению Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 1130 от 09.07.2010 земельный участок предоставлен Варданяну В.Л. на основании статей 29, 36 Земельного кодекса РФ под размещение объекта торговли сроком на 5 лет (л.д. 14 том 1).
Статьей 36 Земельного кодекса РФ (действовавшей в период заключения договора аренды) установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Исключительное право на приватизацию таких участков или приобретение права их аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Статья 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 Земельного кодекса РФ, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется органами Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", администрация Приморско-Ахтарского городского поселения с 1 марта 2015 года вправе распоряжаться земельными участками, на территории городского поселения.
При таких обстоятельствах, с марта 2015 года распоряжаться соответствующим земельным участком уполномочена Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения.
Предприниматель Варданян В.Л. не представил доказательств обращения в указанный орган местного самоуправления в целях продления срока действия договора аренды земельного участка.
В апелляционной жалобе Варданян В.Л. указывает, что Администрация Приморско-Ахтарского района своевременно не сообщила ему о том, что распоряжаться земельным участком компетентна Администрация городского поселения, как и при заключении договора аренды не сообщила о том, что объект недвижимости частично расположен на земельном участке, который не предоставлялся предпринимателю.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий Администрации Приморско-Ахтарского района, не удовлетворившей заявление предпринимателя о продлении срока действия договора аренды.
Администрация обоснованно сослалась на пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Администрация указала, что согласно схеме расположения земельного участка объект недвижимости - торговый ларь частично расположен в границах и частично за границами земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101064:15. Таким образом, заявителю необходимо уточнить границы земельного участка под объектом недвижимости.
Приведенные обстоятельства несоответствия границ земельного участка объекту недвижимости не опровергнуты заявителем.
Предпринимателем также указано, что земельный участок предоставлен в том числе в целях строительства объекта во исполнение инвестиционного соглашения.
Из материалов дела следует, что в марте 2007 года Межведомственной комиссией по градостроительству и размещением производительных сил в Приморско- Ахтарского района было решено выдать предпринимателю разрешение на строительство быстро-возводимого кафе на арендуемом участке при условии участия в благоустройстве территории в районе универмага на территории, прилегающей к павильону.
02.07.2009 по инициативе Администрации Приморско-Ахтарского района истцом и главой Приморско-Ахтарского района было заключено инвестиционное соглашение, в соответствии с которым предприниматель как инвестор должен был построить на спорном земельном участке закусочную-пиццерию на 8 посадочных мест.
В мае 2011 года был изготовлен градостроительный план земельного участка, который утвержден Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения N 1220 от 25.07.2011.
В период с июля 2011 года по декабрь 2012 года истец занимался изготовлением эскиза проектируемого 2-х этажного здания площадью 128 кв.м. 14.03.2013 был заказан проект 2-х этажного здания площадью 128 кв.м.
03.12.2013 истец обратился с заявлением в администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения о выдаче разрешения на строительство.
В указанные период предоставление земельного участка для строительства регулировалось статьями 30-36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ (действовавшей в спорный период) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Кодекса заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка.
В пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что до 01 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В материалы дела не представлено доказательств предоставления предпринимателю земельного участка с соблюдением приведенной процедуры, регламентированной ранее действовавшим законодательством и законодательством с учетом внесенных в Земельный кодекс изменений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не установил предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления предпринимателя Варданяна В.Л. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в части отказа в продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101064:15 и об обязании заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
Таким образом, решение суда от 08.02.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы по делу в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на предпринимателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 февраля 2016 года по делу А32-26779/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26779/2015
Истец: Варданян В Л, ВАРДАНЯН В. Л., ИП Варданян Вардан Левикович
Ответчик: администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО РАЙОНА, АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКО-АХТАРСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения, АМО Приморско-Ахтарский район