15 декабря 2016 г. |
Дело N А83-1958/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самбурской Т.В.,
при участии:
от потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС": председатель Широбокова Л.А. по Приказу N 1/14 от 16.11.2014,
от заместителя главы Администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Светланы Васильевны: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно,
от Администрации города Судака Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просит рассмотреть дело без участия его представителей,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Судака Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.09.2016 по делу N А83-1958/2016 (судья Ищенко Г.М.)
по заявлению потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" (квартал Энергетиков, д. 15, кв. 13, г. Судак, Республика Крым, 298000)
к заместителю главы Администрации города Судак Республики Крым Ткаченко Светлане Васильевне (ул. Ленина, 85 А, г. Судак, Республика Крым, 298000)
Администрации города Судак Республики Крым (ул. Ленина, 85 А, г. Судак, Республика Крым, 298000)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015)
о признании действий незаконными,
установил:
Потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым к заместителю главы Администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Светлане Васильевне, Администрации города Судака Республики Крым, в котором заявитель просит суд (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации т.2, л.100-101):
- признать незаконными действия заместителя главы Администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Светланы Васильевны, выразившиеся в возврате заявления потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" о предоставлении в аренду земельного участка кадастровый номер 90:23:020104:55 площадью 12810+/-990 кв.м., место расположения - Республика Крым, г. Судак, пгт. Новый Свет, ул. Голицына, кв-л Миндальный, ОК "Миндальное - КС";
- обязать Администрацию города Судака Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" путем совершения действий, предусмотренных частью 2 пункта 13 "Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313".
09.06.2016 определением Арбитражного суда Республики Крым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке статьи 51 АПК РФ (т.1, л. 105-107).
31.08.2016 определением Арбитражного суда Республики Крым ходатайство Лавриненко Нины Борисовны и Степаненко Светланы Гаврииловны о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, оставлено без удовлетворения, так как отсутствуют правовые основания для участия в деле в качестве третьих лиц граждан: Степаненко С.Г. и Лавриненко Н.Б., поскольку с учетом требований, заявленных потребительским кооперативом индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" в порядке главы 24 АПК РФ, непосредственно не затрагиваются права и обязанности этих лиц, при рассмотрении данного заявления, решение по данному делу непосредственно не будет принято о правах и обязанностях этих лиц, судебный акт по делу не может повлиять на права или обязанности указанных лиц по отношению к одной из сторон.
14.09.2016 решением Арбитражного суда Республики Крым заявление потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" удовлетворено.
Признано незаконными действия заместителя главы Администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Светланы Васильевны, выразившиеся в возврате заявления Потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" о предоставлении в аренду земельного участка кадастровый номер 90:23:020104:55 площадью 12810+/-990 кв.м., место расположения - Республика Крым, г. Судак, пгт. Новый Свет, ул. Голицына, кв-л Миндальный, ОК "Миндальное - КС".
Обязано Администрацию города Судака Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" путем совершения действий, предусмотренных частью 2 пункта 13 "Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313".
Взыскано с Администрации города Судака Республики Крым в пользу потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" государственную пошлину в размере 6000 рублей (шесть тысяч рублей).
Не согласившись с указанным решением Администрация города Судак Республики Крым, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что письмо N 2119 от 08.02.2016 Администрации города Судака Республики Крым за подписью заместителя главы Администрации города Судака Ткаченко Светланы Васильевны не является отказом потребительскому кооперативу индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" в праве оформления земельного участка, в порядке предусмотренном Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК, а дает разъяснения с целью устранения заявителем нарушений противоречащих действующему законодательству: внесение изменений в кадастровый учет по определению границ земельного участка с учетом существующих смежных землепользователей и принятию решения, на каком праве, в соответствии с частью 2 статьи 13 Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК, будет осуществляться процедура завершения оформления земельного участка, и сообщает, что после устранения указанных замечаний процедура оформления будет проведена.
17.11.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Администрации города Судак Республики Крым принято к производству, назначено судебное заседание на 12.12.2016.
12.12.2016 по электронной почте "мой арбитр" от Администрации города Судака Республики Крым поступило ходатайство о приостановлении производства по делу N А83-1958/2016 до вступления в законную силу решения Судакского городского суда по делу N 2-984/2016 в порядке пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ и рассмотрении дела без участиях их представителя.
Ходатайство мотивировано тем, что Судакским городским судом рассматривается дело N 2-984/2016 (судья Хараман Е.П.) по иску Степаненко С.В., Степаненко В.А., Будзинской Л.А., Каратаевой Н.А, Лавриченко Н.Б. к Администрации города Судака, ПКИЗ "Миндальное-КС", Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, с кадастровым, номером 90:23:020104:55, общей площадью 12810 кв.м., расположенного по адресу: г. Судак, пгт. Новый Свет, уд. Л. Голицына, кв-л Миндальный.
Администрация считает невозможным рассмотрение дела N А83-1958/2016 по существу до вступления в законную силу решения Судакского городского суда по делу N 2-984/2016, так как спорные правоотношения в указанных делах возникли в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:23:020104:55, общей площадью 12810 кв. м., расположенного по адресу: г. Судак, пгт. Новый Свет, ул. Л. Голицына, кв-л Миндальный, что подтверждается исковым заявлением Степаненко С.В., Степаненко В.А., Будзинской Л.А., Каратаевой Н.А, Лавриченко Н.Б. и определением Судакского городского суда по делу N 2-984/2016 от 25.10.2016 о подготовке дела к судебному разбирательству.
В судебном заседании 12.12.2016 представитель потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное -КС" против приостановления производства по настоящему делу возражал.
Руководствуясь статьями 159, 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайств о приостановлении производства по делу в связи с отсутствием оснований для приостановления, учитывая следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективная невозможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения дела, рассматриваемого иным судом, означает, что, если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или к вынесению противоречащих судебных актов.
В силу указанной нормы права, обязанность приостановить производство по делу по данному основанию, связана не с наличием другого дела в производстве вышеназванных судов, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть с наличием обстоятельств, препятствующих принятию решения по рассматриваемому делу.
Следовательно, для приостановления одного дела до разрешения другого взаимосвязанного с ним дела необходимо установить наличие хотя бы одного из следующих условий: 1) преюдициальность обстоятельств по рассматриваемому другому делу для данного дела (по вопросам, входящим в предмет доказывания); 2) существенное значение результата рассмотрения другого дела для данного дела.
Оценив доводы Администрации города Судака Республики Крым, судебная коллегия пришла к выводу, что факты, установленные по делу N 2-984/2016 Судакского городского суда об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, с кадастровым, номером 90:23:020104:55, общей площадью 12810 кв.м., расположенного по адресу: г. Судак, пгт. Новый Свет, уд. Л. Голицына, кв-л Миндальный, не будут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, соответственно рассмотрение указанного дела не является основанием для приостановления производства по делу NА83-1958/2016.
В настоящем деле предметом спора не является непосредственно предоставление заявителю земельного участка в аренду. По сути, заявителем оспариваются действия (бездействия) Администрации города Судака Республики Крым, выразившиеся в возврате заявления о предоставлении земельного участка и пакета документов, оформленного письмом от 08.02.2016 N 2119.
12.12.2016 от потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
В судебном заседании 12.12.2016 представитель потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
В судебное заседание, назначенное 12.12.2016 заместитель главы Администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Светлана Васильевна, Администрация города Судака Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 07.09.2016, потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" зарегистрирован в качестве юридического лица 27.11.2014, согласно законодательства Российской Федерации. Основным видом деятельности является "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе" (т.2, л. 128-131).
Согласно пункта 2.1 Устава потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС", утвержденного Протоколом N 1 общего собрания Членов потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" от 16.11.2014, целью создания Кооператива является завершение оформления прав на земельные участки в собственность или аренду для индивидуальной жилой застройки. Строительство и обслуживание жилых домов, (временных строений) в соответствии с проектом застройки на основании утвержденной градостроительной документации, на условиях самостоятельности и самофинансирования добровольным объединением физических и юридических лиц, заинтересованных в осуществлении строительства и введение в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, хозяйственных сооружений, а также строительство и обслуживание инфраструктуры, объектов социально-бытового назначения для обеспечения потребностей членов кооператива в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 Устава, Кооператив вправе осуществлять исполнение обязательств, принятых по договорам, осуществление предпринимательской деятельности, обусловленной целями и задачами Кооператива.
03.12.2015 потребительский кооператив индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с письменным заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:23:020104:55 площадью 12810+/- 990 кв.м., место расположения: Республика Крым, г.Судак, пгт. Новый Свет, ул. Л.Голицына, кв-л Миндальный, ОК "Миндальное-КС".
08.02.2016 в адрес потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" поступило письмо N 2119 от Администрации города Судака Республики Крым за подписью заместителя главы Администрации города Судака Ткаченко Светланы Васильевны о том, что проект договора не согласован Отделом правового обеспечения администраций города Судака ввиду того, что Новосветским поселковым советом разрешена разработка землеустроительной документации для передачи испрашиваемого Кооперативом земельного участка в собственность.
Согласно разъяснениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, предоставление земельного участка путем завершения оформления прав, осуществляется на условиях, указанных в решении органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Администрация города Судака возвратила поданное Кооперативом заявление о предоставлении земельного участка и пакет документов, поскольку Администрацией города Судака направлен запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о разъяснении порядка оформления правоустанавливающих документов в отношении испрашиваемого земельного участка.
Также, в Администрацию города Судака поступило заявление граждан Степаненко С.Г., Лавриченко Н.Б. о приостановлении работ по оформлению земли кооператива "Миндальное-КС" в связи с возникновением спорного вопроса (т.1, л. 37).
При этом, основания для отказа в соответствии с требованиями "Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313, не указаны.
Не согласившись с вышеуказанным действиями заместителя главы Администрации города Судака Республики Крым, полагая, что не совершение Администрацией города Судака Республики Крым действий, предусмотренных "Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", нарушают права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данным заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь").
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ), а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым, с учетом особенностей, установленных Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", "Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (далее - Порядок N313).
Согласно пункта 1 Порядка N 313, настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В данном случае, возврат потребительскому кооперативу индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" заявления о предоставлении земельного участка в аренду, оформленного письмом от 08.02.2016 N 2119 касается реализации Администрацией города Судака Республики Крым властных полномочий, публичным образом устанавливающих и определяющих права и обязанности заявителя.
24.11.2008 решением 32-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета АР Крым N 122/32/08 "О разрешении ОК "Миндальный-КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка, для жилищного строительства, в районе дома N 8 по ул. Л. Голицына", разрешено обслуживающему кооперативу "Миндальный-КС" выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 1,28 га, для размещения квартала жилой застройки, в районе жилого дома N 8 по ул. Л. Голицына в пгт. Новый Свет (т.2, л. 61).
05.02.2009 решением 37-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета АР Крым N 33/37/09 "О разрешении ОК "Миндальный - КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 1,28 га, для размещения квартала жилой застройки, в районе дома N 8 по ул. Голицына, пгт. Новый Свет, для передачи в собственность" протест прокурора г. Судака на решение 32-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета N 122/32/08 - удовлетворен.
Пункт 1 решения 32-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета N 122/32/08 от 24.11.08 изложен в следующей редакции: "Разрешить обслуживающему кооперативу "Миндальный - КС" выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 1,28 га, для размещения квартала жилой застройки, в районе дома N 8 по ул. Голицына в пгт. Новый Свет, для передачи в собственность" (т.2, л. 62).
18.02.2011 решением 7-й сессии 6-го созыва Новосветского поселкового совета N 69/07/11 "О внесении изменений в решение 37-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета N 33/37/09 от 05.02.09" внесены изменения в решение 37-й сессии 5-го созыва N 33/37/09 от 05.02.09 "О разрешении ОК "Миндальное - КС" выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 1,2810 га, для размещения квартала жилой застройки, в районе дома N 8 по ул. Л. Голицына, пгт. Новый Свет, для передачи в собственность" изложив пункт 2 решения в следующей редакции: "Пункт 1 решения 32-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета N 122/32/08 от 24.11.08 изложить в следующей редакции: "Разрешить обслуживающему кооперативу "Миндальное - КС" выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 1,2810 га, из категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, обороны, энергетики другого назначения, для размещения квартала жилой застройки, в районе дома N 8 по ул. Л.Голицына в пгт. Новый Свет, для передачи в собственность" (т.2, л. 68).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст. 12.1. Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ (в редакции действовавшей в спорный период) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 23.11.2016) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014), устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (часть 14 статьи 3 Закона N 38- ЗРК).
В силу пункта 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункта 6 Порядка N 313, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать:
1) имя (наименование) заявителя;
2) просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав);
3) адрес, телефон или иной способ связи с заявителем;
4) ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
В пункте 7 Порядка N 313 приведен перечень документов прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.
Согласно пункта 8 Порядка N 313, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка N 313 является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Судом первой инстанции верно установлено, что заявление о предоставлении в аренду земельного участка кадастровый номер 90:23:020104:55 площадью 12810+/-990 кв.м., место расположения: Республика Крым, г.Судак, пгт.Новый Свет, ул.Л.Голицына, кв-л Миндальный, ОК "Миндальное-КС" было подано Кооперативом на основании Закона Республики Крым N 38-ЗРК и Порядка N 313.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313 основания для отказа в удовлетворении заявления предусмотрены частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38 -ЗРК.
Частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель, особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Возвращая заявление Кооператива о предоставлении земельного участка в аренду, Администрация города Судака Республики Крым какое-либо из вышеуказанных оснований не указала.
Таким образом, возврат заявления потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" является неправомерным и нарушает часть 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК.
Судом первой инстанции установлено, что заинтересованным лицом не выполнено определение суда от 30.08.2016, в части предоставления доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок относится к землям лесного фонда и к землям особо охраняемых территорий, и доказательств не соответствия испрашиваемого земельного участка градостроительной документации.
Согласно пункта 13 Порядка N 313 (в редакции действовавшей в спорный период) при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает:
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю.
Согласно пункта 15 Порядка N 313, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в случае отсутствия оснований для отказа предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона 38-ЗРК, Администрация города Судака Республики Крым, была обязана совершить действия, предусмотренные частью 2 пункта 13 Порядка N 313, а именно: подготовить и подписать со своей стороны договор аренды земельного участка, поскольку пункт 15 Порядка N 313 предусматривает возможность принятия только одного из двух возможных вариантов решения: либо решение о предоставлении земельного участка, либо решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка. Иные формы рассмотрения заявлений, принятия решений, такие как "возврат заявления", не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Также, судом первой инстанции верно указано, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда и к землям особо охраняемых территорий и объектов, и доказательства несоответствия испрашиваемого земельного участка градостроительной документации, отказ в аренде которого оспаривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что действия заместителя главы Администрации города судака Республики Крым Ткаченко С.В., выразившиеся в возврате заявления потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" о предоставлении в аренду земельного участка, нарушают права заявителя на предоставление земельного участка в аренду, не соответствуют Закону Республики КрымN 38- ЗРК от 31.07.2014, в связи с чем подлежат признанию незаконными.
Таким образом, требования заявителя об обязании Администрации города Судака Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное-КС" путем совершения действий, предусмотренных частью 2 пункта 13 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 являются обоснованными.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (заявителей) или ответчиков (заинтересованных лиц). Вместе с тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Следовательно, в случае если решение принято полностью или частично не в пользу государственного органа, выступающего по делу в качестве ответчика (заинтересованного лица), вопрос о возмещении истцу (заявителю) расходов по уплате государственной пошлины решается, исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе, государственная пошлина, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, по результатам вынесения решения об удовлетворении требований потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Миндальное - КС", суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем за подачу заявления в размере 6 000,00 рублей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Администрации города Судака Республики Крым (сторона не в пользу которой принят судебный акт).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.09.2016 по делу N А83-1958/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Судак Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1958/2016
Истец: Лавриченко Н.б., Потребительский кооператив ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ "МИНДАЛЬНОЕ-КС", Степаненко Г.м.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУДАКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУДАКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Заместитель главы Администрации города Судака Ткаченко Светлана Васильевна
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1002/19
17.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2068/16
15.12.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2068/16
14.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1958/16