г. Пермь |
|
19 мая 2016 г. |
Дело N А60-60653/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя - Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Екатеринбургу: не явились;
от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Шегурова Романа Геннадьевича (ИНН 540410670424, ОГРН 315547600024086): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Шегурова Романа Геннадьевича на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 февраля 2016 года
по делу N А60-60653/2015, принятое судьей Ремезовой Н.И.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Екатеринбургу
к индивидуальному предпринимателю Шегурову Роману Геннадьевичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу (далее заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шегурова Романа Геннадьевича (далее заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.14.37 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о том, что суд применил закон (ГОСТ Р 52044-2003), не подлежащий применению; административным органом допущены существенные процессуальные нарушения в части нарушения двухдневного срока для составления протокола об административном правонарушении и срока направления протокола в суд.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 в ходе осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения по адресу: г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 21 зафиксирован факт эксплуатации средства наружной рекламы в виде щита размером 3,0х 6,0 м, установленного с нарушениями требований ГОСТ Р52044-2004 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", на котором размещалась информация для неопределенного круга лиц.
При эксплуатации средства наружной рекламы, принадлежащего ИП Шегурову Р.Г., были допущены нарушения требований ГОСТ Р52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы", выразившиеся в следующем:
- расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков составляет 1 м (при норме не менее 60 м);
- расстояние от средств наружной рекламы до остановки маршрутных транспортных средств составляет 2 м (при норме не менее 25 м);
- расстояние от средств наружной рекламы до бордюрного камня составляет 2 м (при норме не менее 5 м);
Также в ходе административного расследования установлено, что данная рекламная конструкция эксплуатируется в отсутствии действующих разрешительных документов.
Указанные нарушения нашли отражения в акте от 16.11.2015, факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.37 КоАП РФ, зафиксирован в протоколе серии 66 АА N 1548732 от 15.12.2015 об административном правонарушении.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 14.37 Кодекса отнесено к подведомственности арбитражных судов, материалы проверки вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности направлены заявителем в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу о доказанности в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ст. 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу п. 10 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения не допускаются.
В ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (ч. 4 ст. 19 Закона о рекламе).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". В данное время технический регламент в указанной области (области распространения рекламы и размещения рекламных конструкций) не принят. Иного нормативного документа, регулирующего специальные и технические вопросы размещения рекламы на автомобильных дорогах с учетом безопасности дорожного движения в настоящее время не существует, а поскольку ГОСТ Р 52044-2003, принятый постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст, в установленном порядке не признан утратившим силу, то он подлежит обязательному применению на территории РФ всеми юридическими лицами и государственными органами.
Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования необходимо применять при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 18.06.2014 N АКПИ14-518, от 08.09.2015 N 309-АД15-10190 по делу N А60-40968/2014.
Соответствующие доводы предпринимателя о неприменении ГОСТа отклонены апелляционным судом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подвержено, что предпринимателем по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 21 эксплуатировалась рекламная конструкция в виде щита размером 3,0*6,0 м, без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, что нарушает требования п. 1, 9, 10 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Также установлено, что в нарушение р. 6 п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков составляет 68 метров; в нарушение р. 6 п. 6.1 ГОСТ Р52044-2003 расстояние до остановки маршрутных транспортных средств составляет 2 метра; до бордюрного камня составляет 2 метра, в то время как данное расстояние должно быть не менее 25 и 5 метров соответственно.
Судом первой инстанции правомерно указано, что предприниматель, являясь собственником спорной рекламной конструкции и лицом, эксплуатировавшим ее, является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ.
Факт эксплуатации предпринимателем рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а также с нарушением требований технического регламента, подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 16.11.2015 (л.д.13), протоколом об административном правонарушении 66 АА N 1548732 (л.д. 33), а также иными документами, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено виновно, предпринимателем не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен.
Вина предпринимателя в данном случае выражена в форме неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.37 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Предпринимателю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводы предпринимателя о том, что административным органом были нарушены предусмотренные ст. 28.5, 28.8 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его в суд, подлежат отклонению, поскольку согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения являются несущественными, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом деле протокол об административном правонарушении 66 АА N 1548732, составленный 15.12.2015, в соответствии с ч. 1 с. 28.8 КоАП РФ направлен в суд в течение трех суток с момента составления, о чем свидетельствует его поступление в суд вместе с заявлением о привлечении к ответственности 17.12.2015.
Предприниматель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей соответствует минимальному пределу санкции ст. 14.37 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о том, что оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по признакам малозначительности не имеется.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют об исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, от 15 февраля 2016 года по делу N А60-60653/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60653/2015
Истец: ГИБДД УМВД по г. Екатеринбург, Управление ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области
Ответчик: Шегуров Роман Геннадьевич