г. Ессентуки |
|
20 мая 2016 г. |
Дело N А25-1651/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.02.2016 по делу N А25-1651/2015 (судья Тебуева З.Х.)
по иску акционерного общества проектный институт "Карачайчеркесагропромпроект" (ОГРН 1020900507825, ИНН 0901000246) к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево- Черкесской Республики (ОГРН 1080917004850, ИНН 0917012783) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности и права оперативного управления,
по встречному исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики к акционерному обществу проектный институт "Карачайчеркесагропромпроект" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,
КЧРГУП "Техническая инвентаризация", г. Черкесск,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества проектный институт "Карачайчеркесагропромпроект": Теунаевой З.Р. по доверенности от 25.06.2015, Шигаловой Л.Д. по доверенности от 18.08.2015,
от Министерства имущественных и земельных отношений КЧР: Расулова Р.М. по доверенности от 12.01.2016 N 1,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество проектный институт "Карачайчеркесагропромпроект" (далее - истец, общество, проектный институт) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным и отмене распоряжения министерства от 30.04.2013 N 180 "О закреплении республиканского имущества на праве оперативного управления за Министерством имущественных и земельных отношений КЧР"; признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления на нежилое помещение площадью 91,3 кв. м, расположенное на 5 этаже в лит.Б здания по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 19 за министерством, зарегистрированного 24.09.2013 за N09-09-01/135/2013-223; истребовании у Карачаево-Черкесской Республики в пользу общества указанного нежилого помещения; признании недействительным зарегистрированного права собственности Карачаево-Черкесской Республики на указанное нежилое помещение, зарегистрированного 03.06.2010 за N09-09-01/076/2010-308; признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на указанное нежилое помещение, зарегистрированного 03.06.2010 за N 09-09-01/076/2010-308 (уточненные требования).
Министерство обратилось в суд со встречным иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности истца на нежилое помещение площадью 171,1 кв.м, этаж 5, литер Б, расположенное по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул.Кавказская,19, а также признании свидетельства о государственной регистрации права от 11.08.2015 N 09-АВ 060827 незаконным.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.02.2016 в удовлетворении ходатайства министерства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Мэрии муниципального образования города Черкесска отказано. Первоначальный иск удовлетворен частично, суд признал недействительным зарегистрированное право собственности Карачаево-Черкесской Республики и право оперативного управления министерства на нежилое помещение площадью 91,3 кв. м, расположенное на 5 этаже в лит.Б здания по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, ул.Кавказская 19, зарегистрированное 03.06.2010 за N 09-09-01/076/2010-308 и 24.09.2013 за N 09-09-01/135/2013-223; истребовал из незаконного владения Карачаево-Черкесской Республики в лице министерства в пользу общества спорное нежилое помещение путем освобождения указанного помещения. В удовлетворении остальной части первоначального иска отказано. В удовлетворении иска отказано. Взысканы с министерства в пользу общества расходы по государственной пошлине в размере 6 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, министерство обжаловало его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе приведены доводы о том, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению. Обосновывая свои требования, министерство ссылается на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграниченной государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1993 N10 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики". Указанными правовыми актами осуществлена фактическая передача, в том числе проектного института "Карачаево-Черкесскагропромпроект", на балансе которого и значилось здание, расположенное в г. Черкесске ул. Кавказская, 19. Фактически спорное имущество принадлежит и находится в пользовании Минимущества КЧР с 1993 года, бремя его содержания возложено на республиканский бюджет.
Согласно представленному отзыву общество считает доводы жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 07.04.2016 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, проси решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представители общества с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, находит решение суда от 02.02.2016 подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, акционерное общество проектный институт "Карачайчеркесагропромпроект" создано путем преобразования государственного предприятия проектного института "Карачаево- Черкесагропромпроект" и является его правопреемником в отношении всех прав и обязанностей, возникших у указанного предприятия до его преобразования. Данное обстоятельство подтверждается уставом общества, как и то обстоятельство, что местом нахождения общества и его актуальным почтовым адресом является г. Черкесск, ул. Кавказская, 19 (л.д.39-70, т.1).
Согласно повторно выданному свидетельству о государственной регистрации права от 22.07.2010 серии 09-АА N 439021 общество является собственником нежилых помещений инженерно-лабораторного корпуса площадью 2584,2 кв. м с кадастровым номером N 09:04:0101112:0016:19424, инвентарный N 19424, лит.Б, расположенных по адресу: г.Черкесск, ул. Кавказская, 19. Право собственности за обществом зарегистрировано в ЕГРП 30.08.2001 за N 09-0104-25/2001-473 (л.д.71-72, т.1).
Из материалов дела следует, что право собственности общества на нежилые помещения инженерно-лабораторного корпуса площадью 2584,2кв.м. возникло на основании плана приватизации от 10.04.1995 (л.д.88-90, т.1).
Согласно протоколу заседания комиссии по приватизации N 1 от 20.01.1995 об изменении состава основных средств на момент приватизации, принято решение не включать в уставный капитал проектного института здание по пл. Кирова,2 и надстройку 5-го этажа Дома печати в г. Черкесске и передать в Управление по имуществу согласно распоряжению Госкомимущества КЧР от 01.01.1995 N 35. Этим же протоколом инженерно-лабораторный корпус по адресу: г. Черкесск, ул. Кавказская, 19, значащийся на балансе как незавершенное строительство и оборудование на сумму 6 745 тыс. руб., ввиду окончания строительства включен в уставный капитал института в сумме 6 838 тыс. руб. (л.д.91-92, т.1).
Письмом от 15.02.1995 N 177 Госкомимущество КЧР сообщило о необходимости предоставить расчет необходимой площади для нормальной работы проектного института. При расчете требуемых площадей под службы и отделы проектного института, которые составили 6085,9 кв. м из общей площади 6168,31 кв. м, относящиеся по проекту строительства к проектному институту, невостребованными остались площади 82,41 кв. м,
которые внесены в план приватизации, как не подлежащие приватизации (письмо проектного института с расчетом площадей от 20.02.1995 N 30) (л.д.110-112, т.1).
Протоколом N 2 от 06.03.1995 принят план приватизации проектного института, согласно которому и в соответствии с актом оценки имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992, в перечень не подлежащих приватизации объектов вошли 9-й этаж общежития швейной фабрики и 82,41 кв. м инженерно-лабораторного корпуса (л.д.94-96, т.1).
Постановлением главы администрации г. Черкесска от 28.03.1997 N 549 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством
инженерно-лабораторного корпуса в г.Черкесске по ул.Кавказская, 19, также согласно пункту 2 которого распределение площадей произведено в соответствии с приложенной экспликацией размещения служб, согласованной с Госкомимуществом КЧР (л.д.105-109, т.1).
В соответствии с распоряжением Госкомимущества КЧР от 05.06.1997 N 36 с учетом особенностей строительства объекта "Инженерно-лабораторный корпус", состоящего из блоков А и Б, на баланс Госкомимущества КЧР были переданы помещения 5-го этажа блока А общей площадью 450,48 кв. м, выделенных из площадей ОАО "Карачайчеркес-агропромпроект". Для размещения Министерства сельского хозяйства КЧР были выделены помещения общей площадью 3439,43 кв. м в блоке А, доля проектного института составила 417,3 кв. м на 1 и 4 этажах в блоке А и 4 871,94 кв. м в блоке Б, в том числе 615,62 кв. м - на 5 этаже в рядах 13-17 оси Г-Р (л.д.113-116, т.1).
Выделенные для Госкомимущества КЧР помещения в блоке А были переданы с баланса проектного института, что подтверждается авизо N 1-N 3, актами приема-передачи основных средств, находящихся на балансе проектного института, а также приказом генерального директора АО "Карачайчеркесагропромпроект" Шигалова В.А. от
06.06.1997 N 14 (л.д.117-122, т.1).
Согласно справке министерства от 25.12.2002 N 3410 в ОАО "Карачайчеркесагропромпроект" доли государства не имеется (л.д.125, т.1)
Письмом от 14.04.2015 N 628 обществу направлено соглашение от 10.04.2015 по распределению тепловой энергии организациями, расположенными в здании по ул. Кавказская, 19 в г.Черкесске, согласно которому площадь помещений, занимаемых министерством, составляет 579,2 кв. м, тогда как согласно расчету по распределению потребления тепловой энергии от 26.12.2013, подписанному совместно расположенными в здании службами, в том числе министерством, площадь занимаемых им помещений составляла 503,3 кв. м (л.д.127-133, т.1).
На основании протокола заседания совета директоров общества от 17.04.2015 N 6 в адрес министерства направлено письмо от 17.04.2015 N49, которым общество просило освободить и передать необоснованно занимаемые министерством помещения 5 этажа в первоначальном виде (л.д.134-137, т.1).
Общество дополнительно письмом от 22.05.2015 просило представить документы, свидетельствующие о наличии прав на спорные помещения у министерства (л.д.139-141,
т.1).
Письмом от 18.06.2015 N 1388-04 министерство сообщило, что указанные помещения являются государственной собственностью КЧР и бремя по их содержанию министерство несет уже более 10 лет, при этом правоподтверждающих документов на спорные помещения не представило (л.д.138, т.1).
В соответствии с самостоятельно полученными обществом выписками из ЕГРП по состоянию на 12.08.2015, нежилое помещение по ул. Кавказской, 19 в г.Черкесске, площадью 91,3 кв. м на 5 этаже с номерами на поэтажном плане с 14 по 19 с кадастровым
номером N 09:04:0101112:130 зарегистрировано на праве собственности Карачаево- Черкесской Республики 03.06.2010 и на праве оперативного управления за министерством - 24.09.2013 (л.д.142, т.1).
Одновременно в здании по ул. Кавказской, 19 в г. Черкесске нежилое помещение в
лит.Б на 5-ом этаже площадью 171,1 кв. м с кадастровым номером N 09:04:0101144:804 зарегистрировано на праве собственности за АО "Карачайчеркесагропромпроект" (л.д.143, т.1).
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик в отсутствие всяких оснований
провел реконструкцию и зарегистрировал право собственности на помещения, принадлежащие истцу на праве собственности, грубо нарушив законные права и интересы
истца, обратился с настоящим иском в суд.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По правилам абзаца 3 п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее-Постановления Пленума N 10/22) если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 36 Постановления Пленума N 10/22 содержится следующее разъяснение: в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Судом установил, что спорные помещения расположены на 5 этаже в лит.Б (блок Б) здания по ул.Кавказской, 19 в г.Черкесске, изначально были переданы в собственность проектному институту, и как следует из представленных документов, в окончательной редакции утвержденного 10.04.1995 плана приватизации, иным лицам в блоке Б помещения не передавались.
Свидетельством о государственной регистрации от 30.08.2001 серии 09-АА N 000778 подтверждается возникшее на основании плана приватизации право собственности проектного института на инженерно-лабораторный корпус под лит.Б общей площадью 2584,2 кв. м, расположенный по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул. Кавказская, 19 (л.д.145, т.1)
Данное обстоятельство также подтверждается свидетельством о собственности на имущественный комплекс от 07.08.2001, регистрационным удостоверением БТИ от 31.07.2008 (л.д.146-148, т.1).
Указанные помещения прошли технический и кадастровый учет, что следует из кадастровых паспортов, согласно которым инженерно-лабораторный корпус включает в себя:
- 1 этаж площадью 582,3 кв.м (лит.Б, кадастровый номер N 09:04:0101144:805);
- 2 этаж площадью 598,1 кв.м (лит.Б кадастровый номер 09:04:0101144:806);
- 3 этаж площадью 612,9 кв.м (лит.Б кадастровый номер 09:04:0101144:807);
- 4 этаж площадью 619,8 кв.м (лит.Б кадастровый номер 09:04:0101144:808);
- 5 этаж площадью 171,1 кв.м (лит.Б, кадастровый номер 09:04:0101144:804) (л.д.73-
74, 76-77, 80-81, 83-84, 86-87; т.1).
Дополнительно свидетельствами о государственной регистрации права от 11.08.2015 подтверждено право собственности общества на каждый этаж отдельно в лит.Б здания по ул.Кавказской, 19 в г.Черкесске, в том числе на нежилое помещение площадью 171, 1 кв. м на 5 этаже - свидетельством о государственной регистрации права сери 09-АВ N 060827 (л.д.73,78-79, 82,85; т.1).
Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (подп.5 п.11 Постановления Пленума N 10/22).
Исследовав указанные документы, суд достоверно установил, что спорные помещения вошли в состав приватизируемого имущества проектного института.
Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также факт владения ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
Суд первой инстанции, оценивая основания возникновения права собственности Карачаево-Черкесской Республики и права оперативного управления министерства на спорные помещения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований возникновения указанных прав в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.06.2010 зарегистрировано право собственности Карачаево-Черкесской Республики на нежилое помещение площадью 91,3 кв. м, номера на поэтажном плане 14-19, на 5 этаже по ул. Кавказской, 19 в г. Черкесске. Основанием регистрации права собственности указано постановление Правительства РФ от 06.01.1993
N 10 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Карачаево- Черкесской Республики" и выписка из реестра государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики от 26.05.2010 N 1556-04 (л.д.87, т.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1993 N 10 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики" принято решение о передаче в государственную собственность КЧР государственного имущества, находящегося в пользовании предприятий и организаций согласно приложению N 2, где, в том числе указан проектный институт "Карачаево-Черкесскагропромпроект" (л.д.88-94,т.2).
Суд счел, что передача проектного института постановлением от 06.01.1993 N 10 в государственную собственность КЧР не влечет правового последствия в виде безусловного основания для возникновения права собственности КЧР на имущество проектного института, поскольку в установленном порядке после указанной передачи государственное предприятие было приватизировано и в состав основных средств проектного института при приватизации Госкомимуществом КЧР вносились изменения распоряжением от 05.06.1997 N 36.
Суд, изучив регистрационное дело в отношении спорного объекта недвижимости площадью 91,3 кв. м, зарегистрированного за ответчиком, установил, что на регистрацию были представлены следующие документы:
- в качестве основания возникновения права собственности Карачаево-Черкесской Республики: выписка из реестра государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики от 26.05.2010 N 1556-04, согласно которой нежилое помещение общей площадью 91,3 кв.м на 5 этаже по ул.Кавказской, 19 в г.Черкесске является государственной собственностью КЧР и включено в реестр на основании постановления Правительства РФ от 06.01.1993 N 10 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики" (л.д.5, т.4),
- в качестве документа, характеризующего технические параметры: кадастровый паспорт помещения от 26.05.2010, где указаны данные по нежилому помещению площадью 91,3 кв.м, 5 этаж, лит.А, здание по ул.Кавказской,19 в г. Черкесске, номера на поэтажном плане N N 14-19, кадастровый номер здания N 09:04:000000:0000:11382 (л.д.4,т.3).
Из представленного КЧРГУП "Техническая инвентаризация" первоначально изготовленного инвентарного дела видно, что спорные помещения расположены на 5 этаже в лит.Б и первоначально представляли собой неразделенный вестибюль площадью 171,1 кв.м, в экспликации имеются дорисованные там же помещения в результате реконструкции, вследствие чего созданы кабинеты, площадь изменилась и составляет 91,3 кв.м (л.д.126-128, 134-135, т.3).
Реконструкция была проведена на основании разрешения на строительство от 06.08.2008 N 543-08, выданного мэрией г. Черкесска сроком до 15.05.2009, согласно которому министерству было разрешено провести реконструкцию нежилого помещения по ул.Кавказская, 19 за счет внутренней перепланировки, доведя основную полезную площадь блока Б (5 этаж) - 590,8 кв.м, основную полезную площадь всего здания - 8297,3 кв.м (л.д.137, т.3).
Разрешением от 21.07.2009 в эксплуатацию введен реконструированный объект в виде части здания - литер Б общей площадью 91,3 кв.м (л.д.140-141, т.3).
Таким образом, из указанных выше документов суд установил, что в кадастровых документах, поданных на регистрацию права собственности Карачаево-Черкесской Республики, указаны данные, фактически отличающиеся от разрешительной документации на реконструкцию, а именно вместо лит.Б указана лит.А, что в данном случае имеет важное значение, поскольку из плана приватизации и последующих нормативных актов следует, что блок Б полностью был передан в собственность проектному институту, право собственности которого на всю площадь помещений блока Б зарегистрировано еще в 2001 году.
Указанное обстоятельство могло ввести в заблуждение регистрирующий орган, поскольку в процессе правовой экспертизы документов, наличие зарегистрированных прав в блоке Б здания инженерно-лабораторного корпуса по ул. Кавказской, 19 могло и не
устанавливаться, поскольку в кадастровом паспорте указана лит.А.
Суд первой инстанции признал необоснованной ссылку министерства на постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1993 N 10 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность КЧР" о том, что проектный институт, на балансе которого значилось здание по ул. Кавказской, 19, был фактически передан в собственность КЧР.
Так, на дату вынесения вышеуказанного постановления проектный институт постановлением главы администрации г. Черкесска от 30.07.1992 N 646 был зарегистрирован по адресу: г.Черкесск, пл. Кирова,2, что также подтверждается постановлением главы г.Черкесска от 11.11.1992 N1135, согласно которому юридическим
адресом и местонахождением предприятия является г.Черкесск, пл. Кирова "Дом печати"
(л.д.21,70-71, т.3).
В указанный период здание инженерно-лабораторного корпуса по ул.Кавказской, 19 значилось не в составе основных средств общества, а как стоимость незавершенного капитального строительства на сумму 6638,3 тыс.руб (л.д.152, т.3).
Обстоятельствами дела подтверждается, что до формирования в окончательной редакции состава подлежащих приватизации основных средств проектного института, согласно распоряжению Госкомимущества КЧР от 01.03.1995 N 35 проектный институт безвозмездно передал на баланс Госкомимущества КЧР закрепленное в государственной
собственности административное здание, расположенное в г.Черкесске, пл.Кирова,2 (л.д.74-76, т.3).
В соответствии с протоколом совещания по вопросу размещения аппарата Министерства сельского хозяйства по ул. Кавказская, 19 от 28.05.1993 с участием представителей проектного института, Управления капитального строительства и объединения КЧАПС, принято решение о размещении государственных ведомств в блоке А, по блоку Б лишь предусмотрена перепланировка по отделам проектного института (п.27), что также свидетельствует что изначально в блоке Б предполагалось размещение только отделов проектного института (л.д.77-79, т.3).
Из материалов дела также следует, что первоначально право собственности Карачаево-Черкесской Республики зарегистрировано на часть здания полезной площадью 487,9 кв.м, расположенного на 5 этаже в лит. А по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 19, о чем внесена запись в ЕГРП 31.10.2001 (л.д.64-66, т.4).
Право оперативного управления на эти же помещения зарегистрировано за министерством основании распоряжения министерства от 11.03.2013 N 115, о чем внесена запись в ЕГРП 22.03.2013 (л.д.67, т.4).
Данные обстоятельства свидетельствуют, что в результате фактического раздела нежилых помещений в здании по ул. Кавказская, 19 именно эта площадь и была передана в собственность Карачаево-Черкесской Республики для размещения министерства.
Суд правомерно отклонил доводы ответчика о том, что спорные помещения являются помещениями площадью 82,41 кв.м, не подлежащими приватизации проектным
институтом, поскольку такое решение принималось на основании переписки и расчета требуемых площадей в здании инженерно-лабораторного корпуса до окончания его строительства в феврале 1995 года.
Однако, как следует из материалов дела, окончательное решение о разделе площадей принималось после ввода здания в эксплуатацию распоряжением Госкомимущества КЧР от 05.06.1997 N 36, вместо не подлежащих приватизации невостребованных проектным институтом 82,41 кв.м на баланс Госкомимущества КЧР были переданы помещения 5-го этажа блока А площадью 450,48 кв.м, выделенных из площадей проектного института, в которых ранее планировалось размещение отделов общества. Между тем, доля проектного института составила 417,3 кв.м на 1 и 4 этажах в блоке А и 4 871,94 кв.м в блоке Б (все 5 этажей и цокольный этаж).
Согласно договору купли-продажи от 07.08.1998 общество из принадлежащего 5-ти этажного административно-лабораторного корпуса, расположенного по адресу г.Черкесск, ул. Кавказская, 19 продало Управлению государственного надзора за связью по КЧР 5-й этаж блока Б, заключающийся в 9-ти кабинетах, коридоре общей площадью 439,9 кв.м, из них рабочей площадью 377,9 кв.м (л.д.144, т.1).
Таким образом, на дату регистрации права собственности проектного института в 2001 году на все помещения, принадлежащие в здании по ул. Кавказская, 19, с учетом проданных помещений площадь 5 этажа в лит.Б составила 171,1 кв.м.
Указанное подтверждается также техническим паспортом от 23.08.2001, выданным
проектному институту на принадлежащие ему помещения инженерно-лабораторного корпуса с 1 по 5 этаж в лит.Б, цокольный этаж под лит.Б, а также 1 и 4 этаж в лит.А, согласно которому помещения 5 этажа в лит. Б представляли собой вестибюль площадью
171, 1 кв.м (л.д.1-23, т.3).
Несение бремени содержания истцом имущества по ул. Кавказская, 19 в г.Черкесске, в том числе в составе спорных помещений, подтверждается расчетом и оплатой земельного налога, договорами поставки тепловой энергии, актами оказанных услуг, платежными поручениями об оплате услуг (л.д.149-150, т.1; л.д.1-82, т.2).
Согласно п.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое
имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и
в порядке, который установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, вступившие в законную силу судебные акты. Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в ЕГРП, а проведенная регистрация удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права (статьи
12, 14 названного закона). Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. По смыслу названной нормы, оспаривание зарегистрированного права предполагает предъявления требований о признании недействительными оснований регистрации (правоустанавливающих документов).
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что право собственности Карачаево-Черкесской Республики на спорные помещения не возникло, по приведенным выше основаниям постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1993 N 10 не является основанием возникновения права собственности Карачаево-Черкесской Республики, равно как таковой не является и выписка из реестра государственной собственности от 26.05.2010 N 1556-04.
Факт включения недвижимого имущества в реестр собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права
собственности и законного владения (абз. 4 п. 36 Постановления Пленума N 10/22).
С учетом этого суд правомерно удовлетворил требование истца о признании недействительным зарегистрированного 03.06.2010 за N 09-09-01/076/2010-308 права собственности Карачаево-Черкесской Республики на спорное нежилое помещение.
Отказывая в признании недействительным распоряжения министерства от 30.04.2013 N 180 о передаче спорных помещений ответчику на праве оперативного управления, суд правомерно руководствовался следующим.
С 1995 года по 2010 год ни министерство, ни иные органы публичной власти в качестве представителей собственника спорного помещения себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, контроль в отношении объекта не осуществляли, никаких договоров с проектным институтом на использование спорного помещения как республиканского имущества не заключали. Первые документы о наличии у министерства заинтересованности в спорном имуществе, представленные в деле, датированы 2008 годом (разрешение на реконструкцию). Таким образом, с момента приватизации проектного института публичное образование лишилось на него права собственности.
Изданный после завершения приватизации общества нормативный акт о закреплении спорного объекта на праве оперативного управления не наделен обратной силой и не распространяется на отношения, связанные с уже приватизированным к моменту его принятия имуществом.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это
юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии
с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Закона о регистрации, пункт 52 Постановления Пленума N 10/22).
По смыслу приведенных разъяснений спорное распоряжение не подлежит признанию недействительным в судебном порядке, основания недействительности (ничтожности) данного распоряжения приведены судом, что влечет признание недействительным зарегистрированного права оперативного управления министерства на нежилое помещение площадью 91,3 кв.м, расположенное на 5 этаже в лит.Б здания по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская 19, зарегистрированное 24.09.2013 за N 09-09-01/135/2013-223.
Признание судом недействительными зарегистрированного права собственности Карачаево-Черкесской Республики и зарегистрированного права оперативного управления Министерства имущественных отношений КЧР на спорные помещения в связи с установлением ничтожности оснований возникновения таких прав, влечет за собой правовые последствия в виде незаконности принятых актов и решений, связанных с пользованием, владением распоряжением ответчиком спорным имуществом.
Таким образом, само по себе наличие разрешительной документации у ответчика на проведение реконструкции в спорных помещениях не может повлиять в результате на возможность возникновения у него вещных прав на данные помещения.
Спорные помещения переданы ответчику на основании распоряжения от 30.04.2013 N 180 и в настоящее время находятся в его владении, что им не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требование истца о возложении на ответчика обязанности передать истцу спорное имущество.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума N 10/22 решение суда возврате имущества во владение его собственника является основанием для внесения записи в
ЕГРП.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении встречного иска министерства о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности истца на нежилое помещение площадью 171,1 кв. м., этаж 5, литер Б, расположенное по адресу: КЧР, г.Черкесск, ул.Кавказская,19, а также признании свидетельства о государственной регистрации права от 11.08.2015 N 09-АВ 060827 незаконным.
Более того, суд расценил действия ответчика, связанные с самовольным проведением реконструкции и регистрацией права собственности на помещения, принадлежащие истцу на праве собственности, как злоупотребление правом в порядке ст. 10 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку.
Новых аргументов, способных оказать влияние на результаты рассмотрения данного спора и опровергающих правильность вывода суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено. Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по жалобе относится на подателя жалобы, но взысканию с него не подлежит, поскольку последний освобожден от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.02.2016 по делу N А25-1651/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1651/2015
Истец: АО ПИ "Карачайчеркесагропромпроект", АО Проектный институт "Карачайчеркесагропромпроект"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики
Третье лицо: Карачаево-Черкесское Республиканское государственное унитарное предприятие "Техинвентаризация", Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Теунаева Зарема Рашидовна