Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2016 г. N Ф09-8102/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А07-308/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2016 по делу N А07-308/2016 (судья Азаматов А.Д.).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - заявитель, ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ТУ ФАУГИ) в котором просило признать действия ТУ ФАУГИ по возврату документов на доработку (письмом от 08.12.2015 N 03/10357) незаконными; признать бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в отсутствии совершения действий, предусмотренных пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N447 (далее - Положение об учете федерального имущества) по записям, предоставленным ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" письмом от 05.11.2015 N 01-278, незаконным; обязать ТУ ФАУГИ внести изменения в реестр федерального имущества в соответствии с письмом от 05.11.2015 N 01-278 и записями ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2016 (резолютивная часть оглашена 10.03.2016) требования заявителя удовлетворены. С учетом исправления опечатки определением от 15.03.2016, суд признал действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан по возврату документов на доработку письмом от 08.12.2015 N 03/10357, незаконными. Признал бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, выразившееся в невыполнении пункта 27 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447, незаконным. Обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан внести изменения в реестр федерального имущества в соответствии с представленными письмом от 05.11.2015 N 01-278 и записями ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий".
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность применения судом первой инстанции редакции Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447, которая начала действовать только с 18.05.2015, тогда как спорные правоотношения возникли в период действия редакции от 17.12.2013. Полагает, что действия ТУ ФАУГИ произведены в соответствии с пунктами 4, 14,15, 19 названного Положения об учете федерального имущества.
Также апеллянт ссылается на неправильную квалификацию отказа ТУ ФАУГИ выраженного в письме N 03/10357 от 08.12.2015 в качестве бездействия в невыполнении пункта 19 Положения об учете федерального имущества. Названным пунктом ТУ ФАУГИ уполномочено проводить экспертизу документов правообладателя, после чего принимать решение об учете федерального имущества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 16.11.2006 N 331 за ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" закреплены на праве хозяйственного ведения трансформаторная подстанция, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; компрессорная, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6 ; здание заводоуправления, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; корпус цеха пластмасс, по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 5; ангар цеха лесопиления, по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 5; корпус цеха N 1 с сушилками, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6 ; гараж, по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 5; корпус цеха N2, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; гараж, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; ангар - склад, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; склад ГСМ, по адресу: г. Уфа, ул. Гвардейская; модуль склад, по адресу: г. Уфа, ул. Гвардейская.
Сведения об указанных объектах отражены в реестре федерального имущества, что подтверждено выписками из реестра по состоянию на 19.08.2014 (л.д. 44, 47,50, 52, 56, 59, 63, 66, 70). Из сопоставления сведений об общей площади названных объектов указанных в пунктах 18 вышеназванных выписок со сведениями о площади объектов, указанных в технических паспортах объектов составленных по состоянию на 20.01.2015 (л.д. 45 -71), усматривается их расхождение.
17.09.2015 в адрес ТУ ФАУГИ поступило письмо от 17.09.2015 N 11884 ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" о внесении изменений в данные реестра федерального имущества об объектах учета следующих объектов: трансформаторная подстанция, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; компрессорная, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6 ; здание заводоуправления, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; корпус цеха пластмасс, по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 5; ангар цеха лесопиления, по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 5; корпус цеха N 1 с сушилками, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6 ; гараж, по адресу: г. Уфа, ул. Трамвайная, д. 5; корпус цеха N2, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; гараж, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; ангар - склад, по адресу: г. Уфа, ул. Высоковольтная, д. 6; склад ГСМ, по адресу: г. Уфа, ул. Гвардейская; модуль склад, по адресу: г. Уфа, ул. Гвардейская (л.д. 33). В числе приложений заявителем были предоставлены доверенность представителя, бухгалтерский баланс, технические и кадастровые паспорта объектов недвижимого имущества.
Письмом от 09.10.2015 N 03/8628 ТУ ФАУГИ возвратило заявителю пакет документов с предложением разъяснить причину изменения площадей объектов (л.д. 34). При этом, заинтересованное лицо сослалось на проведение экспертизы документов, в результате которой было выявлено несоответствии площадей объектов недвижимого имущества в распоряжении ТУ ФАУГИ от 16.11.2006 N 331 "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" и предоставленных записей об изменениях сведений об объектах учета.
Письмом N 01-278 от 05.11.2015 ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" сообщило ТУ ФАУГИ об изменении значения площадей по вышеуказанным объектам по результатам сравнения с документами технической инвентаризации, что было выявлено при подготовке документов для осуществления государственной регистрации. В письме также приведены указанные в распоряжении о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и технических паспортах значения (л.д. 8).
Письмом N 03/10357 от 08.12.2015 ТУ ФАУГИ возвратило предприятию документы на доработку, указав на невозможность внесения изменений в распоряжение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 16.11.2006 N 331 и необходимость приведения документов в соответствии с действующим законодательством (л.д. 10).
Полагая, что заинтересованным лицом в отсутствие законных оснований отказано во внесении изменений сведений об объектах в реестр федерального имущества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции счел, что ТУ ФАУГИ произвело возврат заявителю документов, не удостоверившись в их достоверности и полноте, с нарушением пункта 27 Положения об учете федерального имущества. Сделав вывод о нарушении такими действиями прав заявителя, суд удовлетворил заявленные истцом требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 утверждено Положение "О совершенствовании учета федерального имущества". Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2015 N 590 в названное постановление были внесены изменения, вступающие в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования (опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 18.06.2015). Таким образом, началом действия редакции является дата - 18.12.2015.
Учитывая, что правоотношения сторон по спорному вопросу имели место до указанной даты, судебная коллегия соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы о необходимости применения Положения об учете федерального имущества в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1166.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества (здесь и далее в редакции от 17.12.2013), реестр федерального имущества является федеральной информационной системой, которая представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества в отношении федерального имущества принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве по месту регистрации юридических лиц осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (подпункт "б" пункта 4 применения Положения об учете федерального имущества).
В силу пункта 13 названного положения документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории Российской Федерации и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Исходя из названных положений, действия ТУ ФАУГИ по внесению в реестр федерального имущества уточненных сведений об имуществе закрепленном на праве хозяйственного ведения ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий", обусловленных необходимостью осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения, имеют правовое значение. Соответственно, уклонение от их совершения нарушает права предприятия.
Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 11 Положением об учете федерального имущества).
Пунктом 15 Положения об учете федерального имущества предусмотрено, что при изменении сведений об объекте учета, правообладатель в 2-недельный срок со дня получения изменений представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета: запись об изменениях сведений об объекте учета и копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
Исходя из названного, несоответствие площадей объектов недвижимости в распоряжении о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и представленных заявителем документах требовало изменения сведений об объекте учета и не могло служить основанием для возвращения документов ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" письмом от 09.10.2015 (л.д. 34).
Содержание заявления ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" от 17.09.2015 с приложением к нему записей к картам учета, кадастровых и технических паспортов объектов (л.д. 33), свидетельствует о соблюдении предусмотренных положением требований.
В силу пункта 19 Положения об учете федерального имущества территориальный орган в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов правообладателя, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
в) о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.
Пунктами 20, 22 положения определено, что в случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 19 настоящего Положения, территориальный орган обязан не позднее 2 рабочих дней со дня принятия решения соответственно:
а) внести номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества в соответствующие строки карт сведений об объекте учета, надлежащим образом заверить карты и поместить их в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в картах сведения, поместить в дело;
б) надлежащим образом заверить записи об изменениях сведений, исключить из соответствующих карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, а также поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело;
в) надлежащим образом заверить записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копию документа, подтверждающего прекращение указанного права, - в дело.
В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 19 настоящего Положения, территориальный орган обязан в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме (с обоснованием принятия такого решения), а копию извещения поместить в дело.
Правообладатель в течение месяца со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета обязан дополнительно представить в соответствующий территориальный орган карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения, и копии подтверждающих их документов. При этом дополнительно представленные правообладателем документы должны соответствовать установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям и быть надлежащим образом заверены.
В рассматриваемом случае ТУ ФАУГИ не было установлено оснований для отказа в заверении карт сведений об объекте учета, по причине того, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации (подпункт "б" подпункте пункта 19 настоящего Положения). Оснований для приостановления процедуры учета, с указанием необходимости предоставления дополнительных доказательств (подпункт "в" пункта 19 настоящего Положения) также не установлено.
Между тем, определенные пунктом 20 Положения об учете федерального имущества действия по надлежащему заверению записей об изменениях сведений, исключению из соответствующих карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения и внесений в них изменений, не совершены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о допущенном неправомерном бездействии является обоснованным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо N 03/10357 от 08.12.2015 (л.д. 10) не может быть принята в качестве исключающего бездействие, поскольку содержание письма касается отсутствия оснований для внесения изменений в распоряжение ТУ ФАУГИ от 16.11.2006 N 331 (правоустанавливающий документ), а не реестр федерального имущества.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2016 по делу N А07-308/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-308/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2016 г. N Ф09-8102/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" Минздравоцразвития России, ФГУП "Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН