город Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А40-5189/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "С 7 БИЛЕТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016
по делу N А40-5189/16, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
по заявлению ООО "С 7 БИЛЕТ" (ОГРН 1027700280937, ИНН 7735057951, 125040, Москва, улица Правды, дом 8, корп. 1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536059217, 672000, Чита, улица Амурская, дом 109, а/я 1207)
о признании незаконным и об отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Кленина О.С. по доверенности от 18.03.2015;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2015 в удовлетворении заявления ООО "С 7 БИЛЕТ" о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 26.11.2015 N 1203 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административным органом в ходе административного расследования по административному делу, установлен факт совершения правонарушения, выразившегося во включении в договор условия, ущемляющее права потребителя, а именно: с потребителя дополнительно взят сервисный сбор за оформление авиабилета N 421 в размере 690 руб.
По результатам административного расследования административным органом составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено 26.11.2015 оспариваемое постановление N 1203 о привлечении ООО "С 7 БИЛЕТ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого постановления и отсутствия оснований для признания незаконным, при соблюдении процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, исходя из следующего.
На основании ч. ч. 1, 4 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом и в пределах его компетенции.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о реализуемых исполнителем услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Следовательно, ущемляющими признаются те условия договора, которые ухудшают права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Согласно ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя включением в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Доводы апелляционной жалобы, отклоняются, поскольку оформление билета за отдельную плату противоречит действующему законодательству и обусловлено необоснованным оказанием услуги по оформлению авиабилета.
Вывод об обратном, по мнению апелляционного суда, создал бы предпосылки к навязыванию потребителю дополнительных услуг и у потребителя бы отсутствовала реальная возможность понести меньшие затраты на приобретение авиабилета.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из материалов дела и содержания апелляционной жалобы не усматривается. Административный штраф заявителю назначен в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.8 Кодекса.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016 по делу N А40-5189/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Маркова Т.Т. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5189/2016
Истец: ООО С 7 БИЛЕТ
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по забайкальскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальному краю