г. Москва |
|
23 мая 2016 г. |
Дело N А40-244284/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.02.2016 по делу N А40-244284/15, принятое судьей Нагорной А. Н.
по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Москвы "Детская музыкальная школа имени Б.А.Чайковского" (117525, Москва, ул. Днепропетровская, д. 8А; ОГРН: 1027700449754, ИНН: 7726203116)
к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (115280, Москва, Автозаводская ул., д. 18, корп. 2; ОГРН: 1027725022863, ИНН: 7725216070)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гаргаун О.В. по доверенности от 05.02.2016; |
от ответчика: |
Азизбаев Б.А. по доверенности от 31.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы "Детская музыкальная школа имени Б.А.Чайковского" (далее - заявитель, школа) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ответчик, Фонд, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 11.11.2015 N 08761015РВ0052568 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2016 признанно незаконным решение пенсионного фонда от 11.11.2015 N 08761015РВ0052568 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 12.10.2015 пенсионным фондом проводилась выездная проверка, составлен акт N 08761015АВ0052568.
Школой представлены возражения на акт от 02.11.2015 исх. N 89/15.
По результатам рассмотрения материалов проверки пенсионным фондом было вынесено оспариваемое решение от 11.11.2015 N 08761015РВ0052568 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым в связи с неполной уплатой сумм страховых взносов, было назначено наказание в виде штрафа в размере 10 260 (десять тысяч двести шестьдесят) рублей, начислены пени в размере 3 965 (три тысячи девятьсот шестьдесят пять) рублей 32 копейки, а также предложено уплатить недоимку в размере 48 550 (сорок восемь тысяч пятьсот пятьдесят) рублей.
Заявитель в порядке досудебного урегулирования спора обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда, решением которого от 08.12.2015 N 11/61411, оспариваемое решение оставлено без изменения.
Школа, считая вынесенное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось с настоящим заявлением в суд.
Так, Приказом директора школы от 28.11.2014 N 225-1 работникам школы по указанию, полученному заявителем от Департамента культуры города Москвы в виде Приказа N 882 от 31.10.2014, в порядке выполнения Правительством Москвы Указа Президента РФ N 375 от 22.04.2013 выплачена премия из средств бюджета города Москвы, поименно согласно перечню лиц и персональных сумм премий, указанных в Приказе N 882, общая сумма которых, составляет 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 22.04.2013 N 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры" указано провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры, в связи с чем, рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры.
В целях реализации вышеуказанного Указа Президента РФ Постановлением Правительства Москвы от 18.09.2014 г. N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры" постановлено поощрить работников государственных учреждений культуры города Москвы за творческие достижения и вклад в развитие культуры в городе Москве и установить премии Правительства Москвы за личные достижения работникам по различным номинациям, среди которых: "За вклад в развитие культуры", "Лучший молодой специалист в сфере культуры".
Постановлением Правительства Москвы от 18.09.2014 N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры" Департаменту культуры города Москвы были выделены средства в размере 44 000 000 рублей из резервного фонда в бюджете города Москвы.
Во исполнение Постановления Правительства Москвы от 18.09.2014 г. N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры" Департаментом культуры города Москвы был издан Приказ от 31.10.2014 N 882 "Об утверждении списков лауреатов премий Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры", согласно которому, Правительством Москвы были награждены работники заявителя, а именно: 1) в соответствии с п. 284-285 Приложения N 2 к Приказу в список лауреатов "Лучший молодой специалист в сфере культуры" вошли: преподаватель по классу баяна Ямолдин Михаил Владимирович, преподаватель по классу трубы Пинялов Владимир Владимирович; 2) в соответствии с п. 288-289 Приложения N 4 к Приказу в список лауреатов "За вклад в развитие культуры" вошли: преподаватель по классу фортепиано Горелик Галина Николаевна, преподаватель по классу трубы Остапенко Сергей Николаевич.
Согласно уведомлению N 882 от 10.11.2014 г. денежная сумма в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей с кодом КБК 056-0804-09Д0201-612-241 была получена школой от Департамента культуры города Москвы в виде целевой бюджетной субсидии на выплату премии.
В соответствии с Письмом заместителя руководителя Департамента культуры города Москвы Лупачевой Г.В. от 11.11.2014 N 01-11/14 на вышеуказанную премию страховые взносы не начисляются и в Фонды не выплачиваются.
Финансирование бюджетных расходов субъекта федерации Города Москвы 2014 году осуществлялось на основании Закона города Москвы N 70 от 18.12.2013 "О бюджете города Москвы на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов". Согласно Приложению N 3 к Закону города Москвы N70 от 18.12.2013 выплата средств из бюджета Города Москвы в Департамент культуры города Москвы - код ведомства - 056, проводился в виде субсидии бюджетным учреждениям по коду - 09Д0201.
Приказом Департамента финансов города Москвы N 296 от 30.12.2013 "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и перечня главных распорядителей бюджетных средств" утверждены "Указания о порядке применения целевых статей расходов бюджета города Москвы" в виде Приложения N1 к Приказу.
Согласно разделу "2 Перечень и правила отнесения расходов бюджета города Москвы на соответствующие целевые статьи" этого Приложения, по коду - 09Д0201 - соответствуют расходы бюджета города Москвы - Проведение городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий в городе Москве. По данной целевой статье отражаются расходы бюджета города Москвы на выплату физическим лицам премий города Москвы в области литературы и искусства.
Школа является бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей города Москвы. Школа согласно ст. 78.1 и ст. 162 БК РФ финансируется в виде бюджетных субсидий, принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета).
Приказом Министерства финансов РФ N 65н от 01.07.2013 утверждены указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации. Согласно разделу этого Приказа "3. Порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи и подстатьи классификация операций сектора государственного управления" определены следующие группы КОСГУ, по которым должен формироваться бюджетный учет в школе в том числе: Группа 100 "Доходы", в которую входит Статья 180 "Прочие расходы" - на которую относятся, в т.ч. субсидии, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующего бюджета; Группа 200 "Расходы", в которую входят Статья 211 "Заработная плата" и Статья 290 "Прочие расходы - на которую относятся, в т.ч. выплата государственных премий, грантов в различных областях.
В порядке выполнения правил бюджетного учета заявитель указал в Корректировке сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставляемыми государственному (муниципальному) учреждению на 2014 год поступление субсидии в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей в школу на счет КОСГУ 180 и ее выплату школой по счету КОСГУ 290.
По поручению Департамента культуры города Москвы заявитель осуществлял только функцию по непосредственной передаче денежных средств, ранее полученных им из бюджета города Москвы, лауреатам премий - работникам школы - отобранных субъектом федерации - Городом Москвой.
Таким образом, произведенная заявителем на основании Постановления Правительства Москвы от 18.09.2014 г. N 548-ПП, Приказа и Письма Департамента культуры города Москвы от 31.10.2014 г. N 882 и от 11.11.2014 г. N 01-11/14 выплата премий вышеуказанным работникам Школы за счет полученных школой от Департамента культуры города Москвы целевых денежных средств из бюджета города Москвы (Приказ директора Школы от 28.11.2014 г. N 225-1), является выплатой целевых средств из бюджета Города Москвы награждённым Городом Москвой работникам заявителя.
Согласно Приложению N 3 к Закону города Москвы N 70 от 18.12.2013 выплата средств из бюджета Города Москвы в виде субсидии бюджетным учреждениям в том числе на выплату заработной платы работникам Школы производится по коду - 056-09Б0181 -610, что согласно Приказу Департамента финансов города Москвы N 296 от 30.12.2013, раздел 2 Приложения N 1 - 09Б0181 - оказание государственными учреждениями государственных услуг, выполнение работ финансовое обеспечение деятельности.
Согласно разделу 3 Приказа Министерства финансов РФ N 65н от 01.07.2013, при выполнении бюджетного учета расходы на выплату заработной платы отражаются по КОСГУ 211.
Следовательно, выплаченная работникам заявителя премия из средств полученных из бюджета Города Москвы, не связана с выполнением работниками школы работ или оказанием услуг в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, т.к. бюджетные средства были получены школой по коду 056-09Д0201- 612-241, и отражены по КОСГУ 290.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 вышеуказанного Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ, действительно, как и указано в Решении, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Этот перечень является закрытым, но имеет отношение, исключительно, к плательщикам страховых взносов объектом обложения страховыми взносами, которых признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, произведенная школой на основании Приказа директора школы от 28.11.2014 N 225-1 выплата премий вышеуказанным работникам за счет полученных от Департамента культуры города Москвы целевых денежных средств из бюджета города Москвы не связана с выполнением работниками заявителя работ или оказанием услуг в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, заключенных со школой, не является объектом обложения страховыми взносами, а значит, не может нарушать ст. 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
При этом в силу ст. 40, 42 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
На основании вышеизложенного, решение пенсионного фонда от 11.11.2015 N 08761015РВ0052568 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Указу Президента Российской Федерации от 22.04.2013 N 375 "О проведении в Российской Федерации года культуры", Постановлению Правительства Москвы от 18.09.2014 N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2016 по делу N А40-244284/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244284/2015
Истец: ГБОУ ДОД города Москвы Детская музыкальная школа имени Б. А. Чайковского, ГБОУДОД ДМШ им. Б. А. Чайковского
Ответчик: Государственное учреждение-Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области