г. Челябинск |
|
24 мая 2016 г. |
Дело N А47-11610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества п. Новосергиевка" и государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 марта 2016 года по делу N А47-11610/2015 (судья Цыпкина Е.Г.).
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области (далее - заявитель, УПФР в Новосергиевском районе, фонд, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества п. Новосергиевка" (далее - заинтересованное лицо, учреждение, страхователь) 456 800,13 руб., в том числе 8057,95 руб. штрафа за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, 226 200 руб. штрафов за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, штрафы за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 32 231,79 руб. в части, приходящейся на страховую часть трудовой пенсии, 82 191,06 руб. в части, причитающейся к уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 30 456,15 руб. пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 77 663,18 руб. пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
В последующем фонд уменьшил размер заявленных требований в связи с частичной уплатой заинтересованным лицом предъявленных к взысканию сумм, в связи с чем, просил взыскать 8057,95 руб. штрафа за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, 226 200 руб. штрафов за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, штрафы за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 32 231,79 руб. в части, приходящейся на страховую часть трудовой пенсии, 82 191,06 руб. в части, причитающейся к уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 125,67 руб. пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.03.2016 по настоящему делу требования, заявленные фондом, удовлетворены частично. С учреждения взыскано 122 606,47 руб., в том числе пени в размере 125,67 руб., штрафы в сумме 122 480 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
С решением арбитражного суда первой инстанции не согласились в части, как фонд, так и учреждение, - подав апелляционные жалобы на указанный судебный акт.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на то, что несмотря на добровольную уплату заинтересованным лицом доначисленных сумм страховых взносов и начисленных пеней, суд первой инстанции недостаточно учел данный факт при определении размера санкций, подлежащих взысканию, поскольку взыскание штрафов в сумме 122 480 руб. негативно скажется на деятельности учреждения.
В апелляционной жалобе фонд ссылается на то, что у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для частичного отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафов, поскольку отсутствие вины учреждения в непредставлении документов, необходимых для проведения проверки, материалами настоящего дела не подтверждена.
Отзывы на апелляционные жалобы не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, фондом 17.02.2015 было вынесено решение N 06623115ВР00000 71 о проведении выездной проверки учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Также фондом страхователю 17.02.2015 было выставлено требование от N 06623115ВР00000 71 о представлении документов, необходимых для проведения проверки, согласно перечню, в течение 10 дней с момента получения указанного требования.
Письмом от 26.02.2015 N 6 страхователь сообщил страховщику о возможности частичного представления документов из бухгалтерской программы, и об отсутствии возможности в полном объеме исполнения указанного требования, по причине передачи всей бухгалтерской документации по запросу от 30.01.2015 N 820, в ОМВД по Новосергиевскому району Оренбургской области.
Заявителем 04.03.2015 было вынесено решение об отказе в продлении сроков представления документов.
По результатам проверки фондом 20.05.2015 составлен акт выездной проверки N 06623115ВР00000 71, в котором отражено нарушение плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации о страховых взносов, а именно, непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов копий документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов; необоснованно применялся пониженный тариф, который указан в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам по Форме РСВ-1 ПФР; занижение базы для начисления страховых взносов; неуплата (неполная уплата) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия), а именно, неправомерное применение тарифа для начисления страховых взносов за 2012-2013 годы; непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Заинтересованным лицом 25.06.2015 вынесено решение N 06623115ВР0000071 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной: ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), штрафам в сумме 114 422,85 руб., в том числе 32 231,79 руб. на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и 82 191,06 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), штрафу 8057,95 руб.; ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафам в сумме 226 200 руб. Также учреждению предложено уплатить начисленные пени по состоянию в размере 108 119,33 руб.
Страховщиком страхователю 30.07.2015 выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06623115ВР0000071.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, в целях привлечения страхователя к ответственности страховщик должен объективно установить наличие в действиях (бездействии) страхователя вины в совершении нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации, ни акт выездной проверки от 20.05.2015 N 06623115ВР00000 71, ни решение от 25.06.2015 N 06623115ВР0000071 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах не содержат указания на то, в чем именно заключается вина учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 48 Федерального закона N 212-ФЗ.
Формальное указание заявителем в данном решении, на то, что страхователем к проверке не были представлены документы, и это является нарушением условий Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не тождественно установлению заинтересованным лицом вины ответчика в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 48 названного закона.
Кроме того, в отличие от доводов, приведенных в апелляционной жалобе, материалы дела N А47-11610/2015 Арбитражного суда Оренбургской области содержат доказательства истребования у учреждения соответствующих документов, должностными лицами органов внутренних дел, и отсутствия, таким образом, у заинтересованного лица, части документов, истребованных фондом в целях проведения выездной проверки.
С учетом данного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал фонду во взыскании с учреждения 226 000 руб. санкций по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы страховщика, таким образом, не имеется.
Решением от 25.06.2015 N 06623115ВР0000071 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах ответчик привлечен к ответственности по п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 8057,95 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) установленные сведения.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Расчет соответствующей санкции произведен фондом произведен от суммы доначисленных по результатам проведенной выездной проверки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 161 158,91 руб., в связи с чем, размер штрафа правомерно определен фондом в сумме 8057,95 руб.
Совершение правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, подтверждено документально, и со стороны заинтересованного лица не оспаривалось.
Соответственно арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования в указанной части.
В этой части требования заявителя подлежат удовлетворению.
Решением от 25.06.2015 N 06623115ВР0000071 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах ответчик привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафов в размерах соответственно 32 231,79 руб. и 82 191,06 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности учреждения является дошкольное образование детей. Заинтересованное лицо в 2012, 2013 гг. применяло специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) осуществляется посредством субсидий.
Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов, в частности ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает пониженные тарифы: 20 % в Пенсионный фонд Российской Федерации и 0 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Правом применения пониженного тарифа обладают, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются, в том числе, образование.
Часть 1.4 статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
На основании пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики, применяющие определяют доходы от реализации в соответствии со статьей 249 Кодекса.
Бюджетные средства, полученные учреждением в виде субсидий, не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, поименованным в статье 249 НК РФ.
За расчетные периоды за 2012, 2013 гг. учреждение представляло расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, при этом на применение пониженного тарифа страховых взносов за указанные периоды плательщики страховых взносов подтверждали путем заполнения подраздела 3.6 раздела 3 Расчета по форме РСВ-1 ПФР.
Так, согласно Порядка заполнения Расчета по форме РСВ-1 ПФР от 28.12.2012 в строке 361 отражается общая сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода (с учетом субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ и иные цели для шального общеобразовательного автономного учреждения).
В строке 362 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) указанных услуг по основному виду экономической деятельности (без учета субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ и иные цели для муниципального общеобразовательного автономного учреждения).
Доход за 2012, согласно имеющихся у органа контроля документов (справки о доходах учреждения за 4 квартал 2012 г., за 3 квартал 2012 г.; за 2 квартал 2012 г., за 1 квартал 2012 г., составил 15 881 000 руб. из них, субсидия на выполнение муниципального задания 15 881 000 руб. (100 %), из чего следует что раздел 3.6 строка 362 отчета РСВ-1 за 1 квартал 2012 г., полугодие 2012 г., 9 месяцев 2012 г., 2012 год, содержит недостоверные данные.
Согласно книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН на 2013 год, доход учреждения от предпринимательской деятельности составил 227 600 руб.
Учитывая данное, фонд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у учреждения правовых оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Штраф за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате иного неправильного исчисления страховых взносов (неправомерного применения пониженных тарифов) начислен ответчику в сумме 114 422,85 руб., в том числе:
- на обязательное пенсионное страхование страховая часть в сумме - 32 231,79 руб. (161 158, 91 руб. х 20 %),
- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме - 82 191,06 руб. (410 955, 28 руб. х 20 %).
Арбитражный суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для уменьшения размера указанных санкций.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Прежде всего, при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, учреждение не заявляло о необходимости уменьшения размера предъявленных к взысканию санкций, равно как, не ссылалось на наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности уменьшения размера предъявленных к взысканию санкций, в судебном порядке.
Более того, из содержания отзыва на заявление фонда (т. 1, л.д. 96, 97) учреждение признало обоснованными требования заявителя в данной части (за исключением санкций, предусмотренных ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Соответственно заинтересованное лицо приняло на себя риск наступления неблагоприятных последствий от несовершения им определенных процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приложенные учреждением к апелляционной жалобе дополнительные доказательства, хотя бы, формально приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела N А47-11610/2015 Арбитражного суда Оренбургской области, но не рассматриваются судом апелляционной инстанции по существу, в силу условий абз. 1 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 марта 2016 года по делу N А47-11610/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества п. Новосергиевка" и государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11610/2015
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области
Ответчик: Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества п. Новосергиевка"